Информационно-психологическое обеспечение асднр. Основы организации аварийно-спасательных работ Трудности использования подводных аппаратов для спасательных работ

Спасение людей – смыслообразующая

основа жизни пожарного и спасателя,

доминирующий мотив профессии.

«Морально-психологическая составляющая -неотъемлемая часть подготовки современных пожарных и спасателей».

    Отличительные особенности профессий пожарного и спасателя.

В сознании современного российского общества профессии спасателя и пожарного давно и не без оснований стоят в ряду наиболее значимых и гуманных. И это понятно, ведь их главное предназначение – сохранение жизни и здоровья людей, материальных ценностей, ликвидация различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ни для кого не является секретом, что в настоящее время чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество негативных последствий, принося людям физические, морально - психологические страдания, а также материальный и экономический ущерб.

Работа пожарного и спасателя призвана исключить, либо минимизировать потери от случившегося ЧП. Профессии пожарный и спасатель относятся к тем видам деятельности, отличительная особенность которых - постоянное соприкосновение с опасностью и риском для жизни.

Чрезвычайные ситуации и экстремальные условия деятельности пожарных и спасателей в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой для жизни, здоровья, благополучия окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями – это неотъемлемая часть профессии.

Можно с уверенностью утверждать, что не каждому человеку дано овладеть этими профессиями. Поэтому в процессе отбора кандидатов, остро встает вопрос о необходимсти обращать самое серьезное внимание на психологические особенности людей, на их способность к правильным действиям в той или иной экстремальной ситуации.

Психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ направлено;

а) на реализацию поддержки оптимального рабочего состояния сотрудников аварийно – спасательных подразделений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

б) на оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зоне ЧС техногенного и природного характера.

Таким образом, психологической подготовкой спасателей и пожарных является: обучение навыкам и умениям оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций любого характера и обучение психологической самопомощи.

2. Факторы, влияющие на психологическое состояние пожарных и спасателей.

Специфика этих профессий имеет «оборотную сторону» . Нам известно, что спасатели и пожарные в процессе своей деятельности систематически подвергаются сильнейшему воздействию поражающих и психотравмирующих факторов, возникающих в процессе работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В их числе, прежде всего постоянная угроза для собственной жизни и здоровья .

Пожарные и спасатели работают в условиях возможных обрушений конструкций зданий и сооружений, взрывов, выбросов пламени, а также радиационного, химического и биологического воздействия. При этом для принятия правильного решения отпущено очень мало времени, т.к. обстановка в зоне ЧС постоянно меняется и подчас далеко не в лучшую сторону. Высокая ответственность за их правильность, осознание цены ошибки, также является дополнительной психологической нагрузкой.

Кроме того, в процессе профессиональной деятельности спасатели и пожарные испытывают экстремальные физические нагрузки , поскольку им приходится в течение долгого времени выполнять тяжелые физические работы, в условиях отсутствия полноценного отдыха, нередко в средствах индивидуальной защиты, в задымленных помещениях, при высоких или низких температурах, в сочетании с шумовыми и световыми раздражителями и пр. Вид погибших и пострадавших, а также необходимость контактировать с их родственниками увеличивают и без того огромную эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Периодические нарушения режима бодрствования и сна в связи с дежурствами и в ходе ликвидаций чрезвычайных ситуаций являются существенным неблагоприятным фактором.

Перечисленные воздействия могут по-разному восприниматься каждым человеком (индивидуальное восприятие), но в совокупности они, как правило, негативно отражаются на психоэмоциональном состоянии личности, вызывая стрессовые явления.

Влияние этих факторов становится определяющим при отборе кандидатов на должности пожарных и спасателей.

Таким образом:

Для более эффективного выполнения задач, поставленных перед пожарными и спасателями в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, помимо высоких требований к уровню знаний, умений и специальных навыков, физической подготовке, особое внимание необходимо уделять подготовке спасателей и пожарных к действиям в неблагоприятной морально-психологической обстановке.

Профессиональные важные качества спасателя

Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

Профессиональная деятельность спасателей предъявляет высокие требования к их профессионально важным качествам.

Наблюдались многочисленные случаи несоответствия профессионально важных качеств спасателей стоящим перед ними задачам при проведении работ по ликвидации крупных ЧС последних лет (авария на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, Нефтегорске, железнодорожная авария под Уфой и др.). Это проявлялось в виде растерянности, а подчас и полном непонимании ими сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили неоправданным потерям. Спасатели нередко оказывались неспособными к выполнению АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение характеризовалось зависимостью от воздействия психотравмирующих условий ЧС. В результате этого профессиональная деятельность ряда спасателей не соответствовала требованиям сложившейся обстановки, резко снижалась их работоспособность, среди данной части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным их дальнейшее участие в проведении АСР, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств для оказания им всесторонней помощи.

С целью устранения указанных недостатков научными работниками МЧС России был проведен ряд исследований по определению профессионально важных качеств спасателей, то есть тех индивидуальных психологических свойств, которые позволят спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свой профессиональные обязанности в различных условиях, в том числе и при ликвидации ЧС. В основу этих исследований было положено изучение механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), и выявление тех человеческих качеств, которые позволяют избежать или свести до минимума это влияние.

В результате проведенных исследований была определена структура профессионально важных качеств спасателей.

Структура состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств:

психологические качества;

медицинские (физиологические) качества;

эргономические качества;

социально-психологические качества;

инженерно-психологические качества.

Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из названных групп.

К группе психологических относятся такие качества спасателей, как внимание, память, мышление, воля и самоотношение.

Наличие такого качества, как внимание позволяет спасателям осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.

При этом наиболее важными характеристиками внимания являются:

объем внимания - способность удерживать в центре внимания несколько объектов наблюдения;

устойчивость внимания - способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

переключаемость внимания - способность, при необходимости, быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Память позволяет спасателям использовать на практике имеющийся опыт, знания, умения и навыки в реальных условиях выполнения АСР.

Основными характеристиками памяти для спасателей являются:

оперативная (кратковременная) память - способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем информации;

долговременная память - способность запоминать на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию;

непроизвольное запоминание - способность запоминать информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание.

Недостаточный уровень развития качества внимания и характеристик памяти у спасателей может привести к нарушениям порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля в процессе деятельности, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств.

Возможные последствия недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти, могут также вызвать неспособность специалистов к своевременному принятию решений и затруднения при адаптации специалистов к условиям ЧС.

Качество мышления определяет способность спасателей к принятию обоснованных решений, связанных с необходимостью учета при выполнении АСР изменений, происходящих в условиях ЧС. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей находятся в зависимости от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий с учетом их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, выявление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих проблему.

К числу характеристик мышления , относятся продуктивное и репродуктивное (математическое) мышление, а также свойства речи для успешного взаимодействия спасателями и местным населением, оказавшимся в зоне бедствия (очаге поражения). Способности спасателей к различным взаимоотношениям определяются профессионально важными качествами социально-психологической группы . Из качеств данной группы для спасателей являются: когнитивный стиль и коммуникабельность.

Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности спасателей, как: способность отвлечься в ходе решения задач деятельности от внешних условий; умение выделять в ситуации существенные, а не наиболее заметные черты; ориентация при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они вступают в противоречие; ориентация на постоянный контакт (взаимодействие) с другими людьми. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач.

Коммуникабельность характеризует такие особенности поведения и деятельности спасателей, как направленность на общение и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя выполнять свою работу в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.

Еще одну группу профессионально важных качеств спасателей, составляют инженерно-психологические качества. С их помощью осуществляется учет операторской составляющей деятельности спасателя, которая проявляется при работе с пультами управления техническими средствами, контрольно-измерительной аппаратурой и т.д. К инженерно-психологической группе отнесено качество состояния опорно-двигательной системы и его характеристики.

Состояние опорно-двигательной системы определяется следующими характеристиками: координация движений, быстрота двигательных реакций, точность двигательных реакций и тремор. Недостаточный уровень развития указанных характеристик может привести к частичной, а иногда и полной неспособности выполнения деятельности

Успех в учебной и боевой деятельности спасателей и пожарных во многом зависит от того, насколько и как развиты у них органы чувств, совершенны и точны реакции на опасность и меняющуюся обстановку в ЧС и на пожаре, т.е. как развиты познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

Но каждый психический процесс подчинен не только общим законам, но и носит личностный характер, индивидуален.

Но служебная и боевая деятельность пожарных – это не только познание действительности. Боевая деятельность пожарного – это, прежде всего труд в экстремальных, опасных для жизни условиях. Между познавательными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями пожарных лежит звено, которое их связывает. Этим звеном является воля.

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обеспечивает выполнение двух функций побудительной и тормозной .

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний субъекта. Пожарные идут в объятый пламенем дом, спасая жизнь людей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, спасатели, пожарные не отвечают на провокационные возгласы толпы, оскорбляющие их (пожарного) достоинство.

Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), самообладание, решительность, смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность и риск.

Сильная воля спасателя, пожарного означает, что он в состоянии сосредоточиться на каких-то определенных целях, длительное время напрягать усилия, преодолевать трудности и достигать цели и наоборот.

Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностями условий, обстановки.

Решительность – способность своевременно принимать обоснованные решения и без колебаний выполнять их.

Смелость – готовность бороться с трудностями и преодолевать опасность

Настойчивость и упорство –проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.

Самостоятельность заключается в том, что пожарный действует согласно своим убеждениям, не поддаваясь посторонним влияниям.

Риск – волевое качество пожарного, характеризующее его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).

В профессии спасателя, пожарного очень важно учитывать врожденные особенности. Такие как темперамент.

Темпераментом называют свойство человека, определяющее динамику его психических процессов и поведения. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах и т.д.

Особенности динамики психических процессов зависят от нервной системы человека. В зависимости от сочетания этих особенностей нервных процессов различают четыре темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический

Существуют еще личностные особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Прежде всего характер (в переводе с греческого «печать») - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер проявляется в деятельности и общении и обуславливает типичные для личности способы поведения.

Характер человека не является врожденным ( в отличие от темперамента). Характер личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре характера выделяют четыре группы черт.

Это: - отношение к окружающему миру;

Отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу.

Отношение к другим людям.

И отношение к самому себе.

Каждый человек наделен какими-либо способностями. Одни зарубежные психологи считают, что способности врожденны и передаются по наследству; другие отрицают это и считают, что все зависит от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает.

В заключении хочу сказать, что незнание или неумение не являются определяющим фактором способностей, при желании и при хорошем обучении пожарные могут стать мастерами своего дела. В целях более объективного и глубокого определения способностей пожарных необходимо исходить из оценки следующих групп качеств:

Личностные качества (убеждения, идеалы, мотивы, поступков);

Профессионально важные психологические качества (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь).

Боевые психологические качества (волевая устойчивость, способность к самоуправлению, готовность переносить психологические нагрузки на пожарах в экстремальных условиях, устойчивость к действию факторов среды повышенной температуры, загазованность и задымленность, влажность, шум и т.д.).

Джон Кенлон, начальник пожарной охраны г. Нью-Йорка, в 1925 году писал: «Три вещи требуются от пожарного: ловкое, крепкое тело, острая, быстрая сообразительность и безукоризненная честность….».

Требования от спасателя или пожарного крепкого здоровья, очевидно, само собой. Но и мысль спасателя, пожарного должна работать быстро, отчетливо и как бы инстинктивно. Все это говорит о том, что спасатели, пожарные должны иметь определенные природные способности. Но их надо развивать . Начальствующий состав пожарной охраны должен систематически развивать у личного состава способности по тушению пожара в сложной обстановке.

Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях близких к экстремальным . Это закаляет их психику. Это закаляет их психику и в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то непосредственно пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями, изменяется под воздействием чрезвычайной ситуации и отличается от повседневного. Изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших, являются одними из самых распространенных последствий ЧС. Причем этим изменениям подвержены не только те люди, которые пострадали физически, но и те, кто не получил травм.

Так, при разрушительном землетрясении в г. Скопле (Югославия), психогенные расстройства различной тяжести наблюдались у всех жителей города. В Ивановской области психогенные расстройства отмечались практически у всех находившихся в зоне действия сильнейшего урагана. Психические реакции людей на чрезвычайную ситуацию могут быть очень разными: в одной ЧС могут быть люди, сохраняющие способность адекватно действовать, люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению и люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

Можно выделить три основные группы психических реакций у пострадавших в ЧС:

Нормальные адаптивные реакции;

Невротические реакции и расстройства;

Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

Тяжесть психических реакций и расстройств зависит от различных групп факторов, однако, чаще всего встречаются нормальные реакции на сильное стрессовое воздействие, реже всего встречаются реакции психотического уровня. По данным различных авторов, тяжелые расстройства и реакции, характеризующиеся помрачением сознания и сопровождающиеся бредом или галлюцинациями, могут встречаться у 2-7% пострадавших.

Независимо от степени тяжести реакций и расстройств, у подавляющего числа пострадавших наблюдаются: частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; частичная или полная утрата способности к критической оценке окружающего и своего поведения; частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, значительно уменьшается временная перспектива, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.

Также важно учитывать, что психологические последствия ЧС могут охватывать значительные отрезки времени, соизмеримые с длительностью жизни человека, в том случае, если пострадавшим не оказывается адекватная психологическая поддержка в кратчайшие сроки после чрезвычайной ситуации. Ряд исследователей отмечает нарушения соматического и психического здоровья в течение 20 лет после перенесенной экстремальной ситуации: рост смертности от разных причин, увеличение числа заболеваний у пострадавших примерно в 2 раза.


Из приведенных примеров и анализа психического состояния и поведения пострадавших в ЧС следуют три важных вывода:

1. Состояние и поведение пострадавших в ЧС таковы, что могут осложнить ведение АСДНР, а также привести к ухудшению состояния пострадавших и к увеличению их количества;

2. Адекватное взаимодействие с пострадавшими позволяет снизить вероятность негативных последствий для психического здоровья пострадавших;

3. Взаимодействие с пострадавшими, которое часто является необходимым при оказании им помощи, может оказать влияние на состояние тех, кто оказывает помощь.

Безусловно, спасатель может оказать влияние и на психическое состояние пострадавших и на их поведение. Так же существуют методы и приемы, позволяющие самому спасателю сохранить высокую работоспособность и свести к минимуму негативное влияние работы в экстремальных условиях на профессиональное здоровье спасателя.

Психическое состояние пострадавших, тяжесть и длительность последствий для их психического и соматического здоровья зависят от многих факторов , которые можно разделить на три группы:

1. Группа факторов, характеризующих ЧС;

2. Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;

3. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.

К группе факторов, характеризующих ЧС, относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

С другой стороны нельзя забывать, что даже при прогнозируемых, локальных ЧС у пострадавших могут возникнуть тяжелые психогенные последствия.

Насколько они будут тяжелы в основном определяет вторая группа факторов, характеризующая личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших:

Соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших;

Подготовленность к ЧС;

Индивидуально-психологические особенности;

Личностный смысл трагического события;

- «коллективное поведение»;

Демографические, этнические особенности населения, социально-экономические и социально-политические особенности ситуации, сложившейся в регионе до ЧС.

Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь.

Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее - окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.

К следующей группе факторов, оказывающих значимое влияние на психологическое состояние пострадавших и характеризующих особенности организации помощи, относятся следующие: особенности организации аварийно-спасательных работ (АСР); особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ; отношение различных социальных институтов к пострадавшим.

Учет влияния различных факторов на состояние и поведение пострадавших важен для прогнозирования ситуации и профилактики нежелательных явлений. Проще предотвратить или минимизировать неприятности, чем героически их преодолевать. Когда же АСДНР сопровождаются скоплением значительного числа людей, в той или иной степени вовлеченных в ЧС, прогнозирование динамики психического состояния и поведения пострадавших является не только желательной мерой, но необходимым действием по обеспечению безопасности работ. При участии в ликвидации последствий крупных ЧС за рубежом необходимо также учитывать следующие факторы: культурное и этническое своеобразие страны; история отношений с Россией; наличие межэтнического конфликта и противоборствующих сторон.

У специалистов психогенные расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.

Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на спасателей, тоже можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические и индивидуальные.

I. Объективные факторы, характеризующие особенности работы спасателей в ЧС:

1. Климато-географические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.

многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергетические качества питания во время работ по ликвидации последствий ЧС, частое отсутствие горячей пищи и длительные перерывы между приемом пищи во время спасательных работ; отсутствие полноценного отдыха: недостаток сна; частые подъемы ночью по тревоге для выполнения внезапно возникших задач; размещение в неприспособленных для жилья помещениях; отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств.

3. Особые условия работы: эвакуация трупов; опасность повторных взрывов; работа в загазованном, задымленном помещениях и т.д.; осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни; внезапность: неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи; новизна: наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения задачи или в самой задаче; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; дефицит времени: условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности; эмоционально насыщенные межличностные контакты; высокая цена ошибки и т.д.

II. К социально-психологическим факторам, оказывающим влияние на состояние и работоспособность спасателей, относятся следующие: организационно-управленческие недостатки в ходе работы; недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи; социально-политические аспекты ситуации работы; освещение работ в СМИ. Нетрудно представить себе, с каким знаком влияет на спасателей негативное освещение в СМИ их работы в сложнейших условиях; напряженная социально-политическая ситуация в регионе; отсутствие координации в работе подразделений; недостаток сил и средств для выполнения поставленной задачи.

Кроме того, значимое влияние оказывают факторы, характеризующее в целом подразделение, в составе которого работает спасатель: уровень профессиональной подготовки специалистов подразделения, их профессиональный опыт; сплоченность подразделения; степень доверия к командованию.

III. Группа факторов, характеризующих индивидуальные особенности, включает: сформированность профессионально важных качеств; мотивация профессиональной деятельности. А также функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в ходе работы. Имеет значение и нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность аварийно-спасательных работ, в которых принимал участие специалист в последнее время.

У спасателей при воздействии экстремальных факторов наиболее типичной является форма адекватного ответа. Отличительной чертой адекватного типа ответа считает-ся увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации. Стереотипные, жес-тко детерминированные действия дополняются другими, ос-нованными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к изменению или даже смене алгоритма дея-тельности.

Время: 2 часа.

Цели занятия :

  1. Изучить общие понятия и определения;
  2. Ознакомиться с организацией и основное содержание аварийно-спасательных работ.

Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: О репродуктивное здоровье

План занятия.

На доске:

Число, месяц


Аварийно-спасательные работы (а-с работы)
- это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Организация и ведение разведки в зоне Ч С.

Ocoбенностью организации разведки в зоне ЧС является выполнение основного условия - в состав разведформирования включаются специалисты, хорошо знающие специфику производства, на котором произошла авария, специалисты -химики с соответствующими приборами разведки и т.п.

Основные задачи разведки при возникновении ЧС в мирное время:

    осуществление усиленного наблюдения и лаборатopногo контроля за изменениями степени заражен-ности объектов внешней среды РВ, АХОВ, БС в рай-онах ЧС и на прилегающих к ним территориях;

    выявление общей обстановки в районах ЧС;

    установление мест нахождения людей, пострадавших при ЧС, и определение способов их спасения.

Разведка проводится

    активно,

    целеустремленно,

    своевременно

и непрерывно, а добытые данные должны быть достоверными.

В зависимости от способов дo-бывания разведданных и выделяемых для этого средств разведка подразделяется

на воздушную, речную (морскую), наземную.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций и opгaнов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством комиссии по ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или лик-видировать ее невозможно, указанные комиссии обра-щаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости организуется смена и отдых личного состава

формирований на месте работ или в установленных местах (районах).

Целью проведения аварийно--спасательных и дрyгиx неотложных работ (АСДНР) является спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, лока-

лизация аварии и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ.

Виды аварийно-спасательных работ:

  • поисково-спасательные,
  • горноспасательные,
  • газоспасательные,
  • противофонтанные работы,
  • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Спасательные работы включают:

  • разведку маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрyтax выдвижения и участках (объектах) работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обра-ботку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и oдeжды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Другие неотложные работы включают:

прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий в газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушивание конструкций зданий в сооружений, yгpожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ,

а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и дрyгиx взрывоопасных предметов, АСДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в

любую погоду до полного их завершения. Для их проведения могут использоваться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов.

Последовательность и способы выполнения АСДНР зависят от характера разрушений, состояния коммунальных, энергетических и технологических сетей, стe-пени радиоактивною и химического заражения территории, пожаров и других условий, влияющих на дейст-вия формирований.

В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к поврежденным и разрушенным зданиям, где, возможно, находятся люди, а также в мe-стах, препятствующих проведению спасательных работ.

Поиск и спасение людей начинаются по данным разведки сразу же после ввода спасательных групп на участок(объект) работ. Личный состав формирований разыскивает убежи-ща и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные каналы или, при необходимости, проделывают отверстия в стенах. пе-рекрытиях.

Всем пострадавшим оказывается квалифицированная медицинская помощь, при необходимости принимаются меры по обеззараживанию территории и санитарной обработке людей.

Учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, Ю.Л. Воробьёв

В очаге чрезвычайной ситуации в медико-психологической помощи нуждаются не только пострадавшее население, но и спасатели.

Медико-психологическая помощь может быть оказана психиатрическими бригадами Службы медицины катастроф, ЛПУ психиатрического профиля, а также специалистами учреждений и нештатных аварийно-спасательных формирований общего и медицинского профиля независимо от их ведомственной принадлежности.

Медико-психологическая помощь пострадавшему населению в очаге чс

Оказание медико-психологической помощи пострадавшему населению относится к приоритетным медицинским мероприятиям в ЧС, что особенно актуально для легкопораженных, у которых развитие психических (в первую очередь психогенных) нарушений приобретает зачастую ведущее значение в клинической картине, в значительной степени определяя тяжесть и прогноз их соматического состояния.

В условиях ЧС нервно-психические нарушения у значительной части населения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Цели и задачи медико-психологической помощи:

      профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений;

      повышение адаптационных возможностей индивида;

      психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений.

В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими психопрофилактическими мероприятиями являются:

      организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;

      объективная информация населения о медицинских аспектах ЧС);

      помощь руководителям в пресечении панических настроений, высказываний и поступков;

      привлечение легко пострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.

По окончании действия психотравмирующих факторов психопрофилактика включает:

      объективную информацию населения о последствиях ЧС, их влиянии на нервно-психическое здоровье людей;

      доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;

      профилактику возникновения рецидивов психических расстройств (т.н. вторичная профилактика) или развития соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств;

      медикаментозную профилактику отсроченных психогенных реакций.

Проведение психотерапии и психопрофилактики необходимо реализовывать в двух направлениях. Во-первых, со здоровой частью населения в виде профилактики острых панических реакций и/или отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений. Во-вторых, следует проводить психотерапию и психопрофилактику лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями.

Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она проводится в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.

Технические сложности ведения спасательных работ в зонах ЧС предопределяют ситуацию относительно продолжительного пребывания пострадавших в условиях полной изоляции от внешнего мира.

Наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим на первом этапе является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Ее целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (разрушения жилищ). Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей.

Информирование населения о ситуации должно осуществляться непрерывно, сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но в разумных пределах, успокаивающими.

Четкость и краткость информации делают ее осо6бо действенной и доходчивой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия.

После освобождения пострадавших из-под обломков строений психотерапию продолжают (прежде всего, амнезирующую) в стационарных условиях, в сочетании с релаксантами и антидепрессантами.

Во время спасательных работ в зоне ЧС категорически должны быть запрещены паническая суета, возгласы безнадежности, крики, плач, приводящие, как установлено, к снижению темпа и качества аварийно-спасательных мер.

Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. При ее развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом. «Эпицентром» развития массовой паники обычно являются быстро внушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники.

С ранних этапов стрессовой ситуации важно, чтобы каждый занимался своим делом, с полным соблюдением всех требований деонтологии.

Оправдан принцип демократического единоначалия, когда распоряжения ответственного лица подлежат безусловному выполнению, поскольку они отражают мнение большинства специалистов и в создавшихся условиях вызваны необходимостью.

Медико-психологическая помощь сотрудникам аварийно-спасательных формирований

Проведение работ в экстремальных условиях требует от спасателя полной мобилизации его физиологических резервов, сопряжено с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Физиологические резервы организма не безграничны и, рано или поздно, наступает их истощение. В основе резервов лежат индивидуальные особенности человека, кроме того, многое зависит от специфики его профессиональной деятельности.

Оптимальное время оказания реальной помощи пострадавшим колеблется от нескольких часов и даже минут до нескольких недель. В первом случае реальная опасность для жизни спасателя определяется минутами и часами, во втором – неделями. Опыт подбора групп, работающих в условиях смертельной опасности, показал, что существуют две категории спасателей.

Первая категория спасателей характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях. Спасатели, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни. К сожалению, через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности, как для себя, так и для окружающих. На конечном этапе спасательных работ эффективность их деятельности близка к нулю, а вероятность создания ими критических ситуаций, ведущих к гибели, резко возрастает. Эта категория людей, после непродолжительного пребывания в опасной зоне, должна быть отправлена на отдых, где, наряду с общепринятыми методами психологической разгрузки, им должна активно проводится фармакологическая коррекция.

Вторая категория спасателей характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней). Причина таких различий кроется в индивидуальных особенностях регуляторных функций центральной нервной системы человека.

Распространенность психических нарушений у спасателей, снижение их трудоспособности определяют необходимость оказания им ранней психиатрической помощи непосредственно после выхода из зоны ЧС, что позволит предотвратить терапевтическую резистентность, выработать адекватные формы профилактики и лечения психических расстройств и сохранить работоспособность специалистов.

Проблемы, связанные с организацией и проведением медико-психологического обеспечения населения и спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения, являются предметом профессиональных интересов специалистов службы медицины катастроф, психиатров, клиницистов, психологов, социологов, организаторов здравоохранения. Психические нарушения различного уровня, имея сложную и многообразную структуру проявлений, затрагивают как в начальном периоде, так и на отдаленных этапах развития ЧС практически все пострадавшее население, включая специалистов аварийно-спасательных формирований.

Медико-психологическое обеспечение населения при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения

При изучении медико-санитарных последствий землетрясений, оказывающих наиболее выраженное психотравмирующее действие по сравнению с другими видами ЧС, было установлено, что в очаге поражения в среднем у 70-80 % пострадавших выявляются острые ситуационные (психологически понятные) аффективные реакции. Непосредственно после воздействия поражающих факторов ЧС у 30-35 % пострадавших развиваются различные по глубине и выраженности состояния, проявляющиеся, в основном, астенической, соматовегетативной и нарушениями в двигательной сфере; из них в 20-30 % случаев данные расстройства в последующем приобретают затяжное течение.

Все эти нарушения объединяет то, что их патогенез определяется комплексным воздействием различных по своей природе этиологических факторов, предъявляющих значительные требования к защитно-приспособительным и резервным возможностям человека, и, прежде всего, к его психике. Первичным и основным условием их возникновения является стрессовое событие. В настоящее время общепризнано, что нервно-психические механизмы представляют собой важнейшие элементы общей адаптации человека, контролирующие не только начальные этапы данного процесса, но и играющие ведущую роль в приспособлении к новым социальным условиям в отдаленные сроки. Особое значение при адаптации человека к ЧС имеют эмоции, как наиболее чувствительный аппарат приспособления, принимающий участие в опосредовании влияний окружающей среды, их личностной оценке. Воздействующие в ЧС факторы отражаются в эмоциях одновременно как субъективный процесс переживаний, связанных с угрозой жизни, отношением человека к самому себе и к происходящим изменениям в окружающей среде, и как результат объективных сдвигов со стороны физиологических механизмов, обеспечивающих защитно-приспособительную деятельность и регуляцию функционального состояния организма. Поэтому не случайно, что в структуре возникающих в ЧС психических состояний наиболее общими и устойчивыми являются эмоциональные и соматовегетативные расстройства.

Изложенное выше позволяет выделить в этиологии психических расстройств две группы патогенных факторов: факторы ЧС (ситуационно-средовые) и факторы "внутренних условий".

- шоковые факторы ЧС, связанные с угрозой жизни и здоровью и характеризующиеся значительной силой и внезапностью воздействия. К ним относится обстановка, возникающая при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Воздействуя на витальные инстинкты (инстинкт самосохранения) и низшую аффективную сферу, шоковые факторы сопровождаются эмоцией страха, сужением сознания, вегетативными сдвигами, активацией или торможением двигательной активности. Страх как защитная реакция, являющийся наиболее древней наравне с болью, формой

переживаний, выступает сигналом к действию, а вегетативные сдвиги осуществляют его энергетическое обеспечение. Защитные проявления в этих условиях наследственно зафиксированы в виде автоматически закрепленных ответов - универсальных неспецифических, "примитивных" аффективных (эмоционально-вегетативных и поведенческих) реакций;

- ситуационные факторы ЧС кратковременного действия в отличие от шоковых факторов воздействующие на более высокие, сознательные уровни личности. Являясь относительно кратковременными, они в то же время оказываются субъективно значимыми для личности, вызывая напряжение механизмов психологической и физиологической защиты. К таким факторам относятся: тяжелая травма или гибель родных и близких; потеря жилья или имущества; вынужденное недосыпание; переутомление; психоэмоциональное напряжение; нарушения питания, режима труда и отдыха; конфликтные ситуации и др;

- ситуационные факторы ЧС длительного действия на протяжении длительного времени подвергаются интрапсихической переработке, вызывая "перенапряжение" механизмов физиологической и психологической защиты, истощение резервных возможностей организма и личности. Не представляя непосредственной угрозы для жизни, данные факторы существенно изменяют образ жизни - именно в этом заключается их неблагоприятное влияние на психическое и соматическое здоровье. К таким факторам относятся: ухудшение в результате ЧС материального положения, необходимость переезда на новое место жительства, потеря работы, изменение социального статуса, отсутствие социально-психологической поддержки, длительно сохраняющаяся конфликтная ситуация и др.

К факторам "внутренних условий" относятся:

особые черты личности, способствующие "выбору" способов

реагирования (тревожно-мнительные черты характера, склонность к

переживаниям тревожного спектра и др.). Вместе с тем, черты

возбудимости, эмоциональной неустойчивости с импульсивностью, также являются фактором риска развития поведенческих девиаций и собственно

психических расстройств в ЧС, особенно в "остром" ее периоде;

- соматическая ослабленность, повышающая "ранимость" нервно-психической сферы и способствующая возникновению разнообразных реактивных состояний и реакций, преимущественно с аффективным и астеническим компонентами.

В связи с этим условно можно выделить две формы защитных психических реакций:

непатологические формы, характеризующиеся большей адекватностью ситуации; психологической понятностью; значительной сохранностью критики своего состояния и способностью его контролировать; кратковременным, эпизодическим характером расстройств; отсутствием патологической динамики; и принципиальной обратимостью;

~ патологические формы, проявления которых встречаются в рамках известных клинических форм реакций, состояний и развитии, отличающихся непроизвольностью, неадекватностью, выраженностью расстройств (сознания, мышления, эмоциональной и двигательной сферы) и тенденцией к саморазвитию.

Медико-психологическое обеспечение спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения

Проблема сохранения высокой работоспособности персонала аварийно-спасательных формирований до сих пор остается в значительной мере не решенной. Работа спасателей, проходящая в условиях воздействия ряда

неблагоприятных факторов (гипоксия, гипертермия, большие физические нагрузки, монотония, нервно-психическое напряжение и т.д.), оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья, закономерно приводит к утомлению, снижению работоспособности, изменению функционального состояния организма.

Факторы особых условий работы спасателей, формирующие психологическую неустойчивость и снижение профессиональной надежности:

1. Постоянная реальная угроза жизни и здоровью спасателей. Она характерна даже для условий учебной деятельности. Выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья, формирует состояние высокой психоэмоциональной напряженности.

2. Фактор одиночества и отсутствия социальной поддержки. С ним
сталкиваются спасатели и в ходе учебной деятельности. Современные теории
психологического стресса придают огромное значение социальной поддержке
(семья, друзья, сослуживцы, начальники и др.) в профилактике и преодолении
стрессовых расстройств. Однако нередко учебные и специальные задачи
выполняются спасателями в одиночестве. Фактор одиночества особенно остро
проявляется в тех случаях, когда подразделение спасателей дислоцируется вдали
от населенных пунктов, и контакты вне служебных отношений значительно
затруднены.

3. Фактор утомления и переутомления. Утомление - физиологическое
состояние организма, возникающее в результате трудовой деятельности и
характеризующееся снижением работоспособности и изменением ряда
физиологических функций (тремор пальцев рук, снижение мышечной
выносливости и т.д.). При утомлении после 8-часового сна происходит полное
восстановление функционального состояния организма и работоспособности.
Если этого не происходит, то развивается переутомление.

При хроническом утомлении и переутомлении отмечается замедленность, вялость, сонливость, вспышки раздражительности. В сознании преобладает чувство усталости, разбитости. Мотивы деятельности сменяются мотивами отказа от нее и последующей апатией. В таком состоянии для продолжения работы требуются значительные волевые усилия и внешние стимулы. В результате наблюдается ухудшение профессиональных навыков, характерна повышенная отвлекаемость внимания, затруднение распределения внимания.

4. Несовершенство профессионального психологического отбора. Его
следствием является попадание в коллективы спасателей лиц с явлениями
психической неустойчивости. Проблема заключается в том, в настоящее время надежных методик, имеющих приемлемую прогностическую достоверность

оценки наиболее важного для спасателя психического качества, как стрессоустойчивость, до настоящего времени нет.

Для поддержания высокой работоспособности и обеспечения профессиональной надежности спасателей при работе в экстремальных условиях обоснован комплекс средств коррекции для восстановления функционального состояния в процессе профессиональной деятельности. Он включает средства психологической регуляции, фармакологической поддержки, медицинскую и психофизиологическую реабилитацию.

Психологическая подготовка и регуляция спасателей направлена на формирование у них осознанной готовности к выполнению своих профессиональных задач в условиях, связанных с риском для здоровья и жизни, на готовность к преодолению возможных трудностей.

Фармакологическая поддержка предусматривает использование фармакологических средств для нормализации функционального состояния и поддерживать высокий уровень профессиональной работоспособности в осложненных условиях среды обитания и деятельности. Лекарственные средства используются в виде рациональных схем, в необходимых минимальных количествах и в определенном сочетании, при которых наиболее эффективны: Гидазепам, Мебикар, Фенибут, Мексидол, Сиднокарб, Пирацетам и др.

Медицинская и психофизиологическая реабилитация спасателей - система организационных и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановление профессионального здоровья, нарушенных (утраченных) психических функций и коррекция их социального статуса.

Комплекс мероприятий медицинской и психофизиологической реабилитации спасателей включает:

Психофизиологическое обследование спасателей с целью выявления лиц с признаками дезадаптивных расстройств;

Мероприятия медицинской и психофизиологической реабилитации спасателей с целью оптимизации их функционального состояния в процессе совершенствования подготовки, а также в экстремальных условиях деятельности;

Психофизиологическую реабилитацию спасателей после травм и заболеваний в условиях лечебного учреждения, индивидуальное консультирование и выдачу рекомендаций по оптимизации образа жизни и профессиональной деятельности.