Игра как средство развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста. Игра как основа взаимодействия детей и взрослых и формирования образовательного пространства в доо

Какова роль взрослого в играх с правилами? Каковы условия эффективности взаимодействия с дошкольниками в них?

Вначале несколько слов о самой игре с правилами. Обязательным условием активного участия ребёнка в такой игре является овладение её правилами. Что это означает? Известный психолог А.Н. Леонтьев так отвечал на этот вопрос: «Овладеть правилом - это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определённой задаче». Однако, не будем забывать: игра - деятельность ребёнка, нельзя заставить, принудить его играть. Детские психологи единодушны: чтобы дошкольник выделил игровое правило в своём сознании и оно реально опосредовало бы его поведение в игре, правило должно быть не только понято, усвоено им, но и стать аффективно-значимым. Ребёнок должен захотеть сам действовать в соответствии с принятым правилом.

И ещё на одну особенность этого вида игр современных дошкольников обратим внимание. Ведь далеко не всегда дети этого возраста могут сами выделить правила таких игр как предмет своей деятельности. Эту функцию, как и тесно связанную с ней функцию вовлечения ребёнка в игру, может выполнить только человек, уже ранее овладевший ею. В прежние столетия традиционно это выполняли старшие дети. В настоящее же время, как уже отмечалось, в связи с распадом естественных детских разновозрастных сообществ, такой способ приобщения к играм с правилами, трансляции их от одного поколения к другому уже утрачивается. В связи с этим, считает всё большее число специалистов в области детства, эту функцию, функцию «передачи» игр с правилами, вовлечения в них, могут взять на себя взрослые, воспитывающие детей (в детском саду, семье). Мы солидарны с теми, кто считает, что полное устранение взрослого от процесса игр с правилами имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий.

Мы напомнили об этих особенностях игр с правилами, поскольку они во многом обусловливают роль взрослых в таких играх, специфику общения их с детьми в процессе таковых.

А теперь обратимся к реальности, взаимодействию педагога с детьми в играх с правилами. Когда воспитатель «вносит» такую игру, впервые знакомит своих воспитанников с ней, он чаще всего с ними: разъясняет правила игры, инструктирует, контролирует их выполнение. Но достаточно ли этого? Если взаимодействие педагога ограничивается такого рода воздействиями, то маловероятно, что эта игра «укоренится», станет впоследствии «игрой самого ребёнка», войдёт в число любимых. Чрезвычайно важно не только «донести» правила игры до детей, но и увлечь их игрой, способствовать тому, чтобы она стала субъективно-значимой. Это становится возможным лишь при условии, когда взрослый принимает непосредственное участие в самой игре, становится при этом её «эмоциональным центром», «заражающим» своей увлечённостью других участников игры.

Совмещение этих двух ролей - участника игры и её организатора - характерная особенность взаимодействия взрослого с детьми в играх с правилами, участия в них. Выполнение каждой из этих ролей предполагает свои задачи, средства общения. Так, в роли организатора игры основная задача взрослого - введение её правил, оказание помощи в осознании их, «построение» поведения детей, соответствующего правилу. При воплощении её он «удерживает» позицию старшего, взрослого, педагога, которому есть чему научить и который при этом обладает правом на это. Выполняя же роль участника игры, взрослый, погружаясь в игровую ситуацию, стремится прежде всего мотивировать игровые действия её участников, «зацепить» их, вызвать интерес, «задать» субъектную значимость вводимого правила игры. Как не трудно заметить, эти роли существенно отличаются одна от другой.

Трудно не согласиться с данными аргументами. Убеждают в справедливости, верности такой позиции и наши исследования, анализ педагогической практики. Вместе с тем они дают «почву», основание «не ставить точку» в решении такой важной и сложной проблемы - взаимодействия взрослого и детей в играх с правилами. В этом взаимодействии есть и нюансы, обусловленные возрастом ребёнка, его индивидуально-психологическими особенностями, индивидуальным стилем его научения.

Во многом последний определяется типом восприятия, свойственным конкретному человеку. Одни дети лучше воспринимают материал, когда видят его перед собой (наблюдая, рассматривая картинки, диаграммы - зрительный тип обучения); другие лучше усваивают информацию на слух - аудиторный тип обучения; для третьих предпочтительнее для успешного обучения движение, осязание, активный деятельный подход - кинестетический тип обучения); для некоторых свойственен комбинированный подход, использование разных типов восприятия для усвоения материала. В дошкольной группе, как правило, есть представители разных стилей научения. А между тем не исключено, что игры, подобранные педагогом, рассчитаны лишь на зрительный тип обучения, к которому тяготеет он сам, в то время как Оля больше доверяет своему слуху, Денис же - кинестетике при овладении новыми знаниями, выражении отношений, идей… Возможности педагога, в «багаже» которого есть игры, рассчитанные на разные стили обучения детей, шире, богаче. Ему легче найти «ключик» к каждому своему воспитаннику и помочь ему посредством игры; есть и что подсказать его родителям для обеспечения успеха в научении ребёнка, укрепления в нём чувства самоценности.

Значим для успеха во взаимодействии с дошкольником .

…Изучая воспитателей дошкольных учреждений, нами выявлено: педагоги различаются направленностью своих воздействий на детскую деятельность. Это дало основание выделить 6 типов воспитателей, условно названных «игровой», «художественный», «дидактический», «гармонический», «формально-прагматический», «индифферентный». Сравнительное исследование их воспитанников показало: наиболее благоприятным для развития воображения и игры дошкольников является «игровой» стиль деятельности педагога. Его характерными особенностями являются: ярко выраженный интерес педагога к играм детей, склонность к «игровой позиции» во взаимодействии с ними, широкая опора при руководстве игрой и другими видами деятельности на игровые мотивы, преобладание косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре, кукольного персонажа и т.п.); склонность к шутливости, юмору, способность «заразить» своим оптимизмом, «солнечностью» окружающих (прежде всего детей); чувствительность к настроению детей, их ответным реакциям на игровые воздействия; опора при оценке ребёнка в первую очередь - на его поведение, успехи в игровой деятельности. От педагога зависит немало… И не только от воспитателя. Наличие «игровой позиции» положительно сказывается на деятельности и других специалистов дошкольного образования, развитии личности их воспитанников. Примечательно и другое - к педагогам игрового стиля деятельности и общения дошкольники чаще и наиболее интенсивно проявляют своё позитивное отношение (в вербальном и невербальном поведении, рисунках). Таким педагогам скорее удаётся проникнуть в мир Детства, стать в нём признанными.

Формирование «игровой позиции» - немаловажная задача в подготовке специалистов дошкольного образования. Значима и готовность педагога-психолога к оказанию профессиональной помощи в обретении педагогами (и родителями наших воспитанников также!) умений взаимодействовать с детьми в процессе игры - ведущей деятельности дошкольника.

«Игра - это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта», - утверждает психотерапевт Лоренс Коэн. И он прав. Какая же радость - совместная игра ребёнка и любящих его взрослых!

Роль является более сложным компонентом детской игры, чем предметно–игровые действия, характерные для первого этапа игры, в котором развитие сюжета игры предопределяло наличие игровых предметов, дополненное полифункциональными материалами. Научившись давать предметам свое собственное, игровое назначение, ребенок готов к тому, чтобы представить себя в игре кем–то другим.

Ролевое поведение в игре не сводится к простому подражанию отдельным действиям известного ребенку персонажа. Выполнение роли, или присвоение ее игрушке подразумевает понимание ребенком структуры характерной для имитируемого персонажа деятельности, ее мотивов и целей. Таким образом, роль, в отличие от цепочки предметно–игровых действий, представляет собой социальное образование, и позволяет ребенку создавать целостную игровую ситуацию. Так, если в предролевом периоде играющий в «доктора» будет лишь выполнять предметно-игровые действия с медицинскими аксессуарами, то ребенок, выполняющий роль «доктора», «поедет» к «больному», «выпишет лекарства» и т.д.

Большое значение в активизации игры выполняет взаимодействие ролей в совместной игре детей. Так, «доктору» необходим «больной», чтобы было кого лечить. Также для развертывания сюжета ему нужна «медсестра» и еще ряд ролевых персонажей, которые взаимодействуют с медицинским работником в реальной жизни. Таким образом, ролевое поведение и построенное на его основе взаимодействие решает ряд задач активизации игры на этом этапе.

Тем не менее, на определенном этапе развития ролевой игры роль начинает связывать развитие сюжета. Принятие ребенком одной роли и выполнение ее на всем протяжении игры лишает игру политематизма. По мнению Н.А.Коротковой,построение продолжительной игры детьми среднего и старшего дошкольного возраста возможно лишь за счет многочисленных, разнообразных тематических включений. Так, например, игра в «больницу» неизбежно превратится в цикличное лечение «больных», если не будет дополнена другими событиями. На этапе ролевой игры основным средством расширения тематического многообразия сюжета игры является смена роли ребенком.



Принятие роли ребенком

Успешная деятельность взрослого зависит во многом от того, насколько дети овладели умениями предыдущего этапа игровой деятельности – предметно-игровыми действиями. Теперь задача взрослого построить игру именно так, чтобы центральным моментом стала не предметная деятельность, а ролевое поведение. Например, если ребенок, совершает цепочку действий, характерных для врача, то взрослому предоставляется прекрасная возможность педагогически эффективно включиться в игру ребенка, выполняя дополнительную роль. Участие взрослого в игре ребенка может выглядеть следующим образом: «Маша, ты доктор, ты больных лечишь?..., Доктор, я знаю одну куклу, у нее очень болит горло, а она не может найти доктора, который его вылечит, вы ей не поможете…. Спасибо, доктор!».

В выборе тематики следует опираться на сюжетные направления, хорошо известные всем детям: «водитель», «продавец», «доктор». Для развертывания сюжета необходимо приготовить набор сюжетообразующих и полифункциональных материалов, необходимых для реализации в игре данной тематики. Конечно, для начала игры лучше всего дождаться, пока хотя бы что-нибудь привлечет внимание ребенка. Например, если он возьмет в руки игрушечный руль, это отличный повод для начала игры: «Вова, ты на машине едешь? Ты шофер? А мне как раз надо съездить в магазин, ты меня не отвезешь?». Если ребенок никак не реагирует на реплики взрослого, следует дождаться другого подходящего случая.

Совместная ролевая игра

На этапе развития и формирования ролевой игры можно выделить две относительно независимых формы игровой деятельности.

Первая форма игровой деятельности индивидуальна и заключается в игре с игрушками – персонажами, в процессе которой ребенок выполняет некую роль, и наделяет ей игрушки.

Вторая форма игры является совместной и основана на предметно – игровом взаимодействие со сверстником. Содержание совместной игры в этом случае заключается в несложном чередовании игровых действий с использованием предметов оперирования, простейшим из которых является катание машинки друг другу.

Также нередки в этом возрасте «игры рядом», в процессе которых несколько детей могут совершать близкие по содержанию игровые действия, никак не взаимодействуя друг с другом, например, конструируя две постройки из кубиков.

После того, как большинство детей овладеет ролевым поведением, следующей важной задачей взрослого является создание условий для ролевого взаимодействия детей. Дело в том, что роль представляет собой не только имитацию характерных предметных действий, но и социальное явление, которое в ряде случаев подразумевает совместную деятельность. В реальной жизни врача отвозит к больному водитель «Скорой помощи», машину водителю ремонтирует механик и т.д. Примерами дополняющих друг друга ролей изобилуют и художественные произведения, известные детям, такие как «Репка», «Три поросенка» и многие другие, основанные на простом и очевидном для ребенка взаимодействии героев.

Задача взрослого заключается в том, чтобы обратить внимание детей на эту взаимосвязанность ролей в игре, ориентировать выполняемые роли друг на друга и научить детей специфическому средству построения совместной игры – ролевому диалогу. На практике это проще всего осуществить с помощью организации «собственной» игры. Содержание сюжета игры должен быть очень простым и понятным детям, иначе попытки детей «понять» его содержание отодвинут на второй план основную задачу - ролевое взаимодействие.

При организации ролевого взаимодействия взрослый должен каким-либо образом создать условия для ролевой игры, в которой участвует двое и более детей. Самый простой и естественный способ для этого – начать игру с двумя детьми, которые играют рядом друг с другом. В любом случае, следует ориентироваться на личные предпочтения детей в выборе партнера для совместной деятельности, а не выбирать детей произвольно.

Игру следует начинать естественно и непринужденно. «Вася, Петя, давайте в магазин поиграем! Я покупателем буду, а кто продавцом? Отлично, Петя будет продавцом. Вася, а ты со мной покупателем будешь? Петя, в вашем магазине хлеб свежий? Сколько стоит один батон? Два рубля? Тогда дайте мне, пожалуйста, два батона. Вася, а ты что будешь покупать? …»

Своими репликами взрослый активизирует ролевую речь непосредственного собеседника, и показывает образец для дальнейшего диалога второму ребенку. Второму ребенку предназначается роль, аналогичная роли, выполняемой взрослым. Это может быть второй покупатель, больной и т.д. Убедившись, что дети начали игру друг с другом, взрослый незаметно выходит из игры.

На данном этапе формирования не следует пытаться вовлечь детей в игру новыми, интересными игровыми предметами. Для того, чтобы выделить ролевой диалог, как средство построения игры на данном этапе, необходимо отодвинуть предметно-игровые действия на второй план. Идеальной для построения игры на основе ролевого диалога является игра, сюжет которой естественным образом исключает предметное взаимодействие играющих друг с другом, и тем самым уменьшает обозначающее значение игрушек. Это игра в «телефонный разговор».

Игру в «телефонный разговор» целесообразно проводить с небольшой группой детей, числом 3-4 человека. Если «игровой опыт» взрослого достаточен, то желательно проводить игру непосредственно в групповом помещении, так как наблюдения за игрой будут полезны и тем детям, которые в ней не участвуют.

Для проведения игры потребуются телефонные аппараты по числу участников игры. У телефонов не должно быть элементов, провоцирующих манипулятивные действия детей: вращающегося диска, звуковых и световых эффектов при нажатии клавиш и т.п.

Тематика сюжета игры выбирается взрослым произвольно. Необходимым условием тематики является наличие взаимодополнительных ролей, которые должны по ходу игры обмениваться какой-либо информацией.

Рассмотрим возможное развертывание сюжета игры, в которой участвуют «папа», «мама» и «дочка». Роль взрослого отводится «маме». «Изнутри» своей роли он управляет развертыванием сюжета через речевое обращение к кому-либо из детей. Его обращения содержат информацию, которую необходимо передать другому игровому партнеру. Таким образом, игра начинается с телефонного звонка «мамы» (взрослого) «папе». «Алло, папа, как твои дела? Позвони, пожалуйста, дочке, попроси ее сходить в магазин, купить молока». Затем, после звонка «папы» «дочке», «мама» тоже звонит «дочке», спрашивает, сходила ли она в магазин, и просит ее позвонить «папе», чтобы узнать, когда он вернется с работы. Каждый «разговор» взрослого должен заканчиваться созданием такой воображаемой ситуации, для осуществления которой дети должны будут «позвонить» друг другу. Основанием для этого служит важная информация, которую один играющий должен передать другому.

После того, как новый способ построения игры – ролевой диалог будет усвоен детьми, становится возможным организовывать самостоятельную игру детей на основе «телефонного разговора». Особенно это эффективно в случае использования отдельного помещения. Детей, уже участвовавших в игре со взрослым, приглашают в уже знакомое им помещение, в котором стоят три столика с телефонными аппаратами и предлагают поиграть самостоятельно. В подобных, искусственно созданных условиях дети будут вынуждены строить игру именно на основе ролевого диалога.

В групповом помещении также должен находиться стол с тремя телефонными аппаратами.

Создание условий для смены ролей детьми в процессе развертывания единой сюжетной линии

Научившись принимать на себя роль в игре и освоив ролевой диалог как основное средство построения совместной игры на данном этапе развития игровой деятельности, дети все же испытывают трудности в развертывании интересной и продолжительной игры. Сюжет игры, в которой обычно участвует 2-3 ребенка, выполняющих взаимодополнительные роли, неизбежно «заканчивается», исчерпав характерное для выполняемых ролей содержание, или становится цикличным. Это приводит к разорванности игровой активности ребенка, игра начинает представлять из себя отдельные сюжетные невзаимосвязанные фрагменты, или прекращается совсем, сменяясь другими видами деятельности. Одним из способов построения единого, но в то же время разнообразного и продолжительного сюжета является смена ролей играющими в процессе игры, или придумывание воображаемых партнеров, также выполняющих некие роли.

Как мы уже отмечали, сюжет ролевой игры строится на взаимодействии ролей, логически дополняющих друг друга. Это могут быть «доктор – больной», «водитель - пассажир», «мама – дочка». Но также можно представить структуру ролей в виде «куста», связанного одной общей ролью, через которую осуществляется взаимодействие остальных ролевых персонажей. Так, например, «капитан корабля» взаимодействует с «пассажирами», «механиком», «матросом», «водолазом». Отчетливо подобная структура взаимодействия ролей представлена в волшебных сказках. Емеля является связующим звеном между щукой, братьями и их женами, боярами, царем и другими персонажами. Развитие подобных сюжетов происходит поступательно, и основной персонаж (капитан, или Емеля) по очереди взаимодействует с остальными игровыми персонажами. Основной персонаж обеспечивает единство, целостность сюжета, а его развертывание обеспечивается за счет событий, в которых он участвует вместе с дополнительными персонажами.

Наблюдения показали, что естественные игровые группы детей дошкольного возраста редко включают более трех человек. Увеличение количества играющих, каждый из которых выполняет свою роль, может быть осуществлено только искусственными способами. К сожалению, в практической педагогике до сих пор можно встретить искусственно организованные педагогом игры, в которых участвует десять и более детей, и каждый из которых выполняет отведенную ему роль.

На начальном этапе формирования взрослый отводит ребенку основную роль, которая будет постоянной на всем протяжении игры, а сам выполняет несколько дополнительных ролей. Например, если ребенок играет в «шофера», взрослый предлагает ему поиграть вместе: «Петя, ты кто? Шофер? А давай, я буду пассажиром! Товарищ водитель, отвезите меня на улицу Тверскую. Петя, а давай, у тебя бензина мало было, и мы остановились на заправке? Я теперь буду бензин продавать. Вам какого бензина, девяносто второго или девяносто пятого? Петя, а давай, мы только от заправки отъехали, у тебя машина сломалась? И как раз рядом автосервис. А я буду механиком, давай я тебе машину починю».

Следующим этапом по формированию у детей способа построения игры посредством смены ролей в рамках одного сюжета , является создание условий по самостоятельной смене ролей ребенком. Для этого воспитатель старается выполнять основную роль, а ребенку отводится ряд второстепенных ролей.

Например, игра, в которой основная роль отводится «водителю», на данном этапе выглядит совершенно по - другому. Взрослый должен спланировать развитие сюжета так, чтобы события, которые служат оправданием введения второстепенной роли, были значительны и интересны для ребенка. Например, это можно инсценировать следующим образом: «Петя, я водитель, у меня машина, куда тебя отвезти? На работу? Ну садись, поехали! Петя, у меня что-то с машиной случилось… Нужно механика звать, чтобы починил, без него никак. Давай, ты механиком как будто будешь, машину мне починишь? Товарищ механик, у меня мотор в машине сломался, почините, пожалуйста!». Считая уже принципиально возможной смену роли, и осознавая важность «ремонта автомобиля», ребенок охотно поменяет роль «пассажира» на роль «механика».

Когда ребенок во всей полноте приобретает умение смены роли в процессе игры, на смену цепочке последовательных ролей в игре приходят воображаемые партнеры. Ребенок начинает выполнять роли двух и более персонажей одновременно, сопровождая ролевой диалог развернутой пояснительной речью. Очевидно, именно появление воображаемых партнеров в игре свидетельствует о том, что ребенок достиг определенного предела в использовании роли, как средства построения сюжета игры.

Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает "взрослые" смыслы жизни.

Умение играть - это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению, действительности. Игра необходима ребёнку. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональной, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития.

На границе раннего и дошкольного детства возникает режиссёрская игра. Несколько позже появится образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным развёртыванием такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребёнка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Режиссёрская и образно-ролевые игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры. Позже из неё выделяются игры с правилами. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью страх, уже усвоенных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.

Центральным моментом является роль, которую ребёнок берёт на себя. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми.

Образцами поведения для ребёнка служат, прежде всего, сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Он склонен подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей, ребёнок знакомится с жизнью взрослых многими путями - слушая сказки, рассказы, стихи, наблюдая их труд. В качестве образца для него выступает поведение людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. И в первую очередь, - это родители.

Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, которые его волнуют, о том, каким он видит окружающий мир. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации: выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п. Предварительное проигрывание обучит ребенка желательному поведению в незнакомой ситуации, ослабит чрезмерное эмоциональное напряжение, донесёт до понимания малыша внимание и заботу родителей.

Чем больше взрослые играют со своими детьми, тем лучше между ними взаимоотношения. Совместные игры сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.

Дети очень любят, когда родители играют с ними. Совместные игры способствуют установлению контакта, взаимопонимания. Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности сблизиться с ребёнком, узнать его внутренний мир. Участвуя в играх детей, родители учатся устанавливать равные отношения с ребёнком, преодолевать свою авторитарную позицию, проявлять творческие способности в изобретение новых сюжетов игр, ролей. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, интимнее. Нельзя упускать этот момент, ведь если родители не сумели установить контакт с дошкольником, то потом, когда он станет подростком, найти взаимопонимание будет значительнее труднее.

Взаимодействие взрослого и ребёнка должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребёнка образа Я, Я-позиции, т.е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).

Кроме того, совместные игры, занятия рисованием, изготовление поделок и конструкций - это прекрасная возможность повозиться родителям с ребёнком в его комнате или уголке, а значит - обменяться положительными эмоциями, радостью, чувством психологического и физического комфорта.

Для организации и поддержания игры требуется неуклонное соблюдение определенных принципов.

Принцип интереса. Для обоих участников, и взрослого и маленького, интересен сам процесс игры. Цель игры - в ней самой. Даже если родитель ставит перед собой обучающую цель, она должна быть подчинена главной цели. Без интереса нет игры.

Принцип равенства. В игре невозможно доминирование ни одного из участников, даже если это умный взрослый. При доминировании взрослого дети не учатся играть, игра не получается. Взрослым нужно уважать права детей в игре и относиться к ним как к равным. Но иногда в родителях просыпается свой "внутренний" ребенок, который в детстве не удовлетворил свою потребность в игре - "не наигрался". Такой "взрослый ребенок" ведет себя нетерпеливо, импульсивно. Так, папа отбирает у сынишки машинку, чтобы самому проверить ее ходовые качества, а мама, увлекшись настольной игрой, рвется к победе, не замечая, как по щекам дочки тихо катятся слезы. Ей даже не приходит в голову, что условия игры изначально неравные и победа ее не вполне заслуженна. К слову сказать, соревновательные игры для детей младшего дошкольного возраста крайне нежелательны, они делают малышей жестокими, болезненно самолюбивыми, завистливыми.

Принцип добровольности. Игра не терпит принуждения. Заставить можно отбывать наказание, но не играть и наслаждаться игрой.

Принцип двух реальностей. Участники игры должны существовать одновременно в двух реальностях: настоящей и игровой. Дети с легкостью выполняют это требование. Для обозначения игровой реальности они используют специальный термин "понарошку". В игре "доктор" делает операцию "больному", а в реальности осторожен и бережен к своему товарищу. Взрослому важно не забывать об этом принципе и внимательно выстраивать игровую реальность, соблюдая логику ее развития.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния игры на развитие семейных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста, были сделаны следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения у ребёнка.

2. Семья важна для каждого ребёнка. Функции, которые выполняет семья по отношению к ребёнку, многообразны: воспитательная, эмоциональная, сфера первичного социального опыта и контроля, сфера духовного общения, социально-статусная, досуговая, хозяйственно-бытовая и экономическая.

3. При дисгармонии внутрисемейных отношений выделяются патогенные особенности личности родителя, влияющего на развитие личности ребёнка - низкий уровень самоконтроля, негибкость мышления, ригидность поведения, низкий уровень рефлексии, дезинтеграция, эгоцентричность родителя.

4. Игра имеет большое значение для психического развития ребёнка.

5. Совместные игры родителей и детей способствуют укреплению семейных взаимоотношений.

6. Для организации и поддержания игры требуется неуклонное соблюдение определенных принципов.

Взрослый Ребенок
1этап
Создает предметно - пространственную среду. Получает удовольствие от совместной игры со взрослым.
Обогащают предметно - пространственную среду. Устанавливают взаимодействия между персонажами.
Задает и распределяет роли. Берет главную роль. Обговаривает игровые действия персонажей. Осуществляет прямое руководство игрой.
2 этап
Создает предметно - пространственную среду. Придумывает и развивает сюжет. Привлекает к выполнению главной роли кого-либо из детей или в течение игры передает эту роль другому ребенку, Придумывает и развивает сюжет. Создает предметно - пространственную среду.
Устанавливают ролевое взаимодействие в игре. Распределяют роли. Обговаривают игровые действия. Совместно руководят игрой.
З этап
Создает и обогащает предметно - пространственную среду. Придумывает сюжет. Задает и распределяет роли. Предлагает роль воспитателю. Осуществляет руководство игрой
Обговаривают тему игры, основные события. Осуществляют ролевое взаимодействие. Обговаривают игровые действия, характерные для персонажей
4 этап
1. Наблюдает за игрой детей с включением в нее с определенной целью: Обогатить сюжет, Разнообразить игровые действия, Ввести правила, Активизировать ролевой диалог, Обогатить ролевое взаимодействие, Обогатить образы, Ввести предметы - заместители. П. Наблюдает за игрой детей и фиксирует вопросы, которые требуют доработки. Создает и обогащает предметно - пространственную среду. Придумывает сюжет. Задает и распределяет роли. Определяет тему игры. Осуществляет ролевое взаимодействие. Осуществляет игровые действия, характерные для персонажей Осуществляет руководство игрой

образовательной области«Труд»

Цель: формирование положительного отношения к труду

Группа раннего возраста

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в ближайшем окружении (дворник, помощник воспитателя, повар и др. в зависимости от условий), привлекать малыша к посильному труду по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному;

Вызывать интерес к простейшим трудовым действиям, желание соучаствовать или выполнять самостоятельно, отображать в игре; знакомить с предметами, создан­ными трудом людей; расширять диапазон самостоятельно выполняемых действий ребенка; создавать атмосферу эмоционального принятия и понимания ребенком полезности своих действий;

Помогать овладевать орудийными действиями в соответствии с функциональным назначением предметов; вызывать интерес к результату действия и стремление получить нужный результат; вызывать чувство удовлетворения от достижения ре­зультата, пояснять связь между результатом и способом действия.

Самообслуживание

Вызывать и поддерживать положительный эмоциональный отклик на предложе­ние выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздева­ние, уборка игрушек).

Одевание

Формировать навык самостоятельно одеваться и раздеваться.

Развивать умение аккуратно складывать одежду; застегивать молнию, пуговицы; помогать друг другу. Поддерживать и стимулировать действия, способствующие укреплению руки (рука «учится» сгибаться и разгибаться), развитию мелкой мото­рики кисти. Формировать умение фиксировать взглядом движения рук, контролиро­вать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство». Создавать условия для развития способности различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, исправлять ошибки, устанавливать связь между со­вершаемым действием и получаемым результатом.

Хозяственно-бытовой труд

Привлекать малыша к выполнению доступных трудовых действий: убирать со стола, рассыпавшийся песок из комнатной песочницы, используя совок и!метелочку; поливать из леечки некоторые комнатные растения, вытирать со стола, нника случайно разлитую воду; снимать одежду с кукол и кукольное постельное белье для стирки, убирать игрушки в отведенное для этого место; раскладывать на столе, салфетки к обеду и т.п. Доводить до понимания ребенка полезность тов и трудовых действий.

Художественный труд

Формировать у детей некоторые простые навыки (отрывать бумагу, сминать ее в комочки и др.), способствовать развитию мелкой моторики рук. Приучать малыша вместе со взрослым, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки продуктивных видов деятельности. Использовать выполненные совместно по-в игре, художественной деятельности в интерьере

Вторая младшая группа

Образовательные задачи:

Формировать у дошкольников элементарные представления о занятиях детей и взрослых (дети ходят в детский сад и в школу, взрослые - на работу);

Поддерживать интерес к трудовой деятельности людей ближайшего окружения (воспитатель, повар, медсестра, дворник и др.), их профессиональным обязан­ностям и принадлежностям; учить бережно относиться к результатам труда взрос­лых и выражать им благодарность за заботу;

Расширять опыт самообслуживания, продолжать формировать культурно-гигие­нические навыки, содействовать появлению интереса к выполнению посильных трудовых поручений (с быстро достижимым результатом);

Использовать трудовую деятельность для сенсомоторного развития и формирова­ния целостной личности ребенка.

Знакомство с трудом взрослых

Воспитатель организует наблюдения детей за работой взрослых в детском саду, рассказывает и обсуждает с ними, что делает помощник воспитателя, повар, медсестра, дворник, водитель и т.д. Рассказывает о том, что должны знать и уметь люди разных профессий, чтобы справляться со своими заданиями (каклечить болезни, как водить машину и т.п.). Подводит к пониманию социальной направленность труда и поясняет, что детям нужно много узнать, прежде чем они смогут начать работать. Объясняет, что за работу платят деньги. Обсуждает вместе с детьми, для чего нужны деньги, на что их тратят. Обогащает содержание сюжетно-ролевых игр детей, разыгрывает на игрушках ситуации «В магазине», «У врача», «В парикмахерской» и др.

Педагог расширяет представления детей об особенностях трудовой деятельности на примере нескольких трудовых процессов (стирка белья для игрушек, шитье куколь­ной одежды, выпечка булочек и др.), связанных с созданием предметов рукотворного мира; поддерживает у детей интерес и желание самим участвовать в трудовой дея­тельности вместе со взрослыми (педагогом, родителями). Знакомит с материалами и простейшими орудиями труда, необходимыми для людей разных профессий.

Самообслуживание

В этом возрасте педагог особое внимание уделяет формированию культурно-гигие­нических навыков, т.к. они составляют основу дальнейшей самостоятельности детей. Педагог учит детей заворачивать рукава и самостоятельно мыть руки, намыливая их мылом; причесываться, правильно пользоваться полотенцем, туалетной бумагой, но­совым платком; поясняет, почему нужно использовать только свои предметы гигиены и туалета. Дети одеваются и раздеваются в определенной последовательности (с не­большой помощью взрослого); расстегивают и застегивают пуговицы на одежде (спе­реди), самостоятельно расшнуровывают и расстегивают обувь, обуваются с небольшой помощью взрослого; стараются не пачкать одежду и быть опрятными. Во время приема пищи правильно пользуются столовой и чайной ложками, полощут рот после еды.

Хозяйственно-бытовой труд

Педагог постепенно приучает детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и вилки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раз­давать карандаши и листы бумаги перед рисованием. Приобщает детей к оформле­нию группы перед праздником. Помогает детям понять смысл действий самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (для здоровья, красоты и по­рядка, чтобы дети и взрослые радовались).

Труд в природе

Педагог вместе с детьми наблюдает за развитием растений в уголке природы на огороде, предоставляет им возможность полить растения, протереть влажной тря­почкой листья; объясняет, что растения, как и люди, тоже хотят пить, без воды они погибнут. Для наблюдений педагог выбирает привлекательные растения с яркими крупными цветками, листьями, знакомые детям овощи, зелень. Дети участвуют в по­садке растений на участке (помогают нести саженцы, рассаду, поливают растения, утрамбовывают при необходимости почву, закапывают лопатками ямку), в изготов­лении простых кормушек для птиц зимой. Если в детском саду есть животные, вос­питатель кормит их в присутствии детей, рассказывая, какая пища нужна животным, обращает внимание на то, что всем животным нужна забота человека. Педагог по­стоянно поддерживает детей в их стремлении сделать что-то полезное.

Средняя группа

Образовательные задачи:

знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого и более отдаленного окружения (повар, врач, медсестра, прачка, ветеринар, строи­тель, пожарный, полицейский, летчик, моряк, машинист поезда и т.д.); содействовать дальнейшему развитию интереса к трудовой деятельности взрослых, дать представление о социальной ценности труда и его результатов; поддерживать желание оказывать помощь взрослым и благодарить их за заботу; продолжать формировать опыт самообслуживания; приобщать к разным видая! посильного труда; учить принимать и ставить цель, планировать последователь­ность действий, достигать качественного результата;

направлять трудовую деятельность на общее развитие каждого ребенка, становление межличностных отношений в разных формах взаимодействия с детьми взрослыми.

Знакомство с трудом взрослых

Воспитатель организует экскурсии по детскому саду (на кухню, в прачечную, мастерскую рабочего по зданию и др.), наблюдает с детьми за работой взрослых (что] делают, какими инструментами пользуются, каков результат деятельности). Учит уважительно относиться к результатам их труда. В рамках общей темы образовательной рассказывает детям о людях разных профессий, читает произведения худо-енной литературы (с иллюстрациями), в которых описывается труд этих людей. Предлагает сравнить, что делать легко и что - трудно. Рассказывает, как производят другие продукты питания, одежду, обувь, посуду, автомобили и т.п., обращая внимание на цепочки взаимосвязанных занятий взрослых. Поясняет, что изготовление некоторых вещей происходит быстро, а других - медленно, объясняет, почему это так.

Самообслуживание

Воспитатель приучает детей самостоятельно умываться, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время кашля (чихания, пользоваться расческой. Дети самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, застегивают пуговицы, зашнуровывают обувь, аккуратно убирают одежду на место, замечают неполадки в своей одежде и обращаются к взрослому для их исправления. Во время приема пищи правильно пользуются сто­ловой и чайной ложками, учатся пользоваться вилкой, салфеткой, полоскать рот после еды, относят хлебницы и салфетки на раздаточный стол.

Хозяйственно-бытовой труд

Педагог продолжает учить детей поддерживать порядок в группе и выполнять отдельные поручения взрослого: убирать игрушки на место, раскладывать ложки и илки к обеду, ставить хлебницы, салфетки, уносить посуду с обеденного стола; раздавать художественные и дидактические материалы, расставлять стулья и пр. По мере освоения детьми алгоритмом трудового действия учит выполнять обязан­ности дежурного по столовой, воспитывает желание трудиться не только для себя, но и для других. Приобщает детей к оформлению группы и участка детского сада веред праздником. Напоминает детям о значении самообслуживания и хозяй­ственно-бытового труда в жизни самого ребенка (для здоровья, красоты и порядка) и в его общении с другими людьми (чтобы всем было удобно, чтобы дети и взрос­лые радовались). Труд в природе

Педагог создает условия и пробуждает у детей желание ухаживать (по мере воз­можности) за комнатными растениями и растениями на территории детского сада.

Дети участвуют в посильной разнообразной трудовой деятельности в уголке при­роды, в группе, на участке детского сада и огороде. Воспитатель показывает детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, огорода, клумбы (дети поливают, рыхлят землю палочками); дети и взрослые делают простые кормушки из бросового материала, скворечники, подкармливают птиц зимой. Педагог поручает детям убирать за собой мусор, расставлять на место оборудование и материал после проведения опытов, подкармливать зимующих птиц, подметать дорожки в теплое время года, а зимой - помогать взрослым расчищать их от снега. Дети участвуют в изготовлении простых приборов для исследований (преимущественно из бросового материала): дождемера, снегомера и т.п.

Старшая группа

Образовательные задачи :

Расширять и систематизировать представления детей о труде и профессиях людей; показать связи между разными трудовыми действиями и их результатами в про­изводственных цепочках;

Содействовать дальнейшему развитию интереса к содержанию и значению трудо­вой деятельности взрослых, углублять представление о социальной ценности труда и его результатов;

Продолжать приобщать к разным видам индивидуального и коллективного труда;

содействовать овладению культурой трудовой деятельности: выполнять работу качественно, аккуратно, своевременно, ответственно; правильно использовать и менты и материалы; замечать ошибки и быстро исправлять по своей иници знакомить со структурой трудовой деятельности: учить принимать и ставить, определять мотив, планировать последовательность действий, оценивать результат.

Знакомство с трудом взрослых

Педагог организует различные ситуации для знакомства детей с трудовой де ностью и профессиями взрослых. Приглашает родителей рассказать детям о профессиях или увлечениях, показать фотографии, продемонстрировать, если это можно, результаты своего труда. Содействует тому, чтобы каждый ребенок мог рассказать о занятиях и профессиях членов своей семьи; узнал и мог рассказать о нескольких разных профессиях, их значении, трудовых действиях и профессиональных принадлежностях; имел представление о роли людей разных профессии и увлечений в общества. Объясняет, что есть люди богатые и бедные, молодые и старые, больные, здоровые, хорошо умеющие делать одно, но не умеющие делать что-то другое, по все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя успешным. Учит уважительно относиться к результатам труда разных людей.

Педагог расширяет представления детей о хозяйственной деятельности чело знакомит их с трудом людей в городе и на селе, на заводах и фабриках и др. Помогать установить связи между разными трудовыми действиями и их результатами в изводственных цепочках; учит сравнивать между собой по-разному произведен продукты (картошка печеная, вареная; кофта сшитая, связанная; коврик тка плетеный); обращает внимание на взаимозависимость людей и обмен проду" труда (кинорежиссер снял фильм, который смотрит крестьянин, вырастивший который выпекает пекарь). Поддерживает желание участвовать в труде взрослых, выполняя посильные и безопасные для здоровья поручения.

Самообслуживание

Воспитатель направляет свое внимание на дальнейшее развитие у детей культу гигиенических навыков, обучает их более рациональным способам действий, поощряет самостоятельность и оценивает качество результата. Обращает внимание культуру деятельности: умение аккуратно есть, беззвучно пить, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой, полоскать рот после еды, складывать и убирать столовые приборы. Содействует совершенствованию умения детей самостоятельна одеваться и раздеваться в определенной последовательности; расстегивать и засте! гивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать обувь; аккуратно складывать а] вешать одежду на место; сушить и чистить вещи (одежду, обувь); при необходимости обращаться за помощью к ровесникам и взрослым. Дети постепенно приучаются застилать свою постель (с небольшой помощью взрослого) после дневного сна.

Хозяйственно-бытовой труд

Педагог поддерживает стремление детей выполнять отдельные трудовые поруче­ния взрослых в групповой комнате (подмести пол, протереть пыль, развесить полотенца, навести порядок, убрать игрушки) и на участке детского сада (подмести очистить от снега дорожки, собрать песок вокруг песочницы, полить его, вы-игрушки и пр.). Учит детей стирать кукольную одежду и личные вещи небольшого размера (носовые платки), ремонтировать коробки из-под игр, подклеивать книжки. Систематически привлекает детей к дежурству по столовой (расставлять и ь посуду), для подготовки к занятиям (раскладывать пособия, оборудование, риалы) и уборке своих рабочих мест. Периодически организует совместный детей с учетом тендерных особенностей, индивидуальных интересов и способностей. Воспитатель оценивает результат труда и отмечает, что усилия каждого ребенка помогли всем дружно и быстро справиться с заданием.

Труд в природе

Педагог приобщает детей к уходу за природными объектами (растениями, животными). При этом формирует умение учитывать экологические, биологические, географические особенности живых объектов (одни растения требуют обильного полива, другие довольствуются небольшим количеством воды, у каждого животного свой ритм жизни и т. п.), воспитывает бережное отношение к ресурсам.

Воспитатель учит детей выполнять обязанности дежурных по уголку природы: кормить животных, менять им воду и подстилку; рыхлить землю, протирать крупные листья и поливать цветы; помогать воспитателю менять воду в аквариуме; приводить порядок инвентарь - лопатки, детские грабли, совки, скребки, ведра, лейки (очищатъ, просушивать, относить на отведенное место). Осенью дети собирают урожай, перекапывают грядки, пересаживают некоторые растения из грунта в уголок природы в группе. Зимой сгребают снег вокруг деревьев с кустарников, защищая стволы и корни от мороза, организуют в группе посадку лука, гороха, овса и пр., затем проводят длительные наблюдения за их ростом и развитием. В весенний период принимают участие в посадке семян цветов на рассаду, переса­живанию комнатных растений. Летом привлекаются к работе на огороде, в цветнике, к сбору семян дикорастущих трав для зимней подкормки птиц.

Подготовительнвя группа

Образовательные задачи :

расширять и углублять представления детей о труде человека и его социальной значимости; поддерживать интерес к отображению представлений о различных профессиях в сюжетно-ролевых играх; поощрять желание помогать взрослым в доступных видах и формах трудовой деятельности; знакомить со структурой трудовой деятельности: учить осознанно принимать и ставить цель, выявлять мотив, планировать и точно осуществлять последователь­ность действий, оценивать результат и отношение к делу; продолжать приобщать к разным видам посильного труда; содействовать овладе­нию культурой трудовой деятельности; формировать позитивное отношение к труду и качествам человека труда (трудиться добросовестно, с интересом и жела­нием, старательно, достигать качественного результата, проявлять волю, радо­ваться успехам);

Содействовать формированию социально-психологической готовности к коллек­тивной трудовой деятельности (принятие общей задачи, умение договариваться и распределять обязанности, уступать, доводить начатое дело до конца, согласо­вывать свои действия с действиями других людей - детей и взрослых);

Нацеливать трудовую деятельность на полноценное развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальности.


Похожая информация.


«Тройки»

Образуются группы по три человека. Каждый игрок присваивает себе обозначение А, В, С. Задание. Тройка должна выработать общее решение – в какой цвет покрасить забор, назначить место встречи, но задача усложняется: игрок А – слепой, но слышит и говорит; игрок В – глухой, но может видеть и двигаться; игрок С – паралитик, но все видит и слышит, но не может двигаться и говорить. А теперь – за переговоры!

«Карусель»

Группа делится на две команды, образуя внешний и внутренний круг. Кто стоит во внешнем кругу, должны сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив его. Участники внутреннего круга должны поблагодарить за комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока не обойдется весь круг. После этого участники должны поменяться местами.

«Цвета»

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь желтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь остальных участников в круге. Кто не успел – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

«Чью работу я делаю?»

Водящий показывает игрокам противоположной команды движение: регулировщика, скрипача, почтальона, сапожника. Команда должна угадать, чью работу он делает.

«Бесконечное кольцо»

Все дети встают в круг и берутся за руки. На руке у вожатого весит веревочное кольцо. Не разрывая круг все должны пролезть сквозь него и вернуть кольцо обратно. Можно пустить второе кольцо в другую сторону.

«Удержи шарик»

Реквизит: Воздушный шарик.

Все участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий запускает в круг три или более воздушных шарика. Цель играющих – не расцепляя рук, не дать шарикам упасть на землю. Далее ведущий постепенно вводит следующие ограничения: не действовать руками, ногами, головой, не разговаривать. Кто нарушает правила игры, выходит из круга.

«Слово»

Ведущий предлагает ребятам разбиться на пары. Пары берутся за руки. Первые номера загадывают слово и произносят его вместе с 3-4 словами. Задача напарников почувствовать, какое из слов загадано. Затем играющие в парах меняются ролями.

«Узел»

Весь отряд становится в линию и каждый человек обеими руками держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Опускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то опускает руки упражнение начинается с начала). Можно потом развязать завязавшийся узел с теми же условиями.

«Массаж по кругу»

Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.

«Репка»

Действующие лица: Репка, Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка, Крот. Дед с семейством старается убедить репку вылезти из земли, Крот – остаться на грядке. Репка принимает решение в чью-либо сторону. Если решила вылезти, то говорит, кто из дедова семейства убеждал лучше всех.

«Граница дистанции»

Один из членов группы становится перед группой на расстоянии 5-7 метров. Поочередно все члены группы приближаются к стоящему. Наиболее близкое расстояние, на которое приближается каждый из участников группы, и является дистанцией «доверия». Если приближающийся чувствует, что ему нужно остановиться – это нужно сделать.

«Остров»

На земле очерчивается небольшой круг. Задача всех игроков – уместиться в этом круге, причем не обязательно, чтобы обе ноги стояли на земле, самое главное, чтобы за кругом на земле не стояло не одной ноги.

«Стульчик»

Игроки разбиваются на три или больше команд. Каждая команда занимает свое место на игровом поле. Возле каждой команды ставится стул, всем участникам завязывают глаза. Задача игроков – сняв с себя обувь «обуть» свой стул. Какая команда быстрее справится с заданием, та и победила.

«Коврик»

Весь отряд стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол – все начинается сначала.

«Луноход»

Играющие встают в круг. Водящий, передвигаясь на четвереньках, обходит круг со словами: «Я – Луноходик-би-би – 1». Тот, кто засмеется или хотя бы улыбнется, пристраивается за первым луноходом и становится «Луноходом – 2». И так далее, пока все не станут «Луноходами».

«Водяной»

Выбирается водящий – «Водяной», ему завязывают глаза. Ребята, взявшись за руки, встают в круг, внутри которого стоит Водяной. Играющие двигаются по часовой стрелке и говорят: «Водяной, водяной. Что сидишь ты под водой? Выйди хоть на чуточку, на одну минуточку». После этих слов водяной подходит к одному из играющих и пытается на ощупь узнать человека и назвать его имя.

«Путаница»

Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий отворачивается и считает до 10. За это время все играющие, не размыкая рук, запутываются между собой. Задача водящего – распутать игроков до исходного положения.