Характеристика первой мировой войны. Причины, характер и особенности Первой мировой войны. Украинская проблема в планах воюющих сторон

Первая мировая война кратко

О первой мировой войне вкратце 1914 - 1918

Pervaya mirovaya vo yna

Начало первой мировой войны
Этапы первой мировой войны

Итоги первой мировой войны

Первая мировая война, кратко говоря, представляет собой один из самых крупных и тяжелых военных конфликтов XX века.

Причины военного конфликта

Чтобы понять причины Первой мировой войны, кратко нужно рассмотреть расстановку сил в Европе. Три крупные мировые державы - Российская империя, Великобритания и Англия к XIX веку уже разделили между собой сферы влияния. До определенного момента Германия не стремилась к главенствующему положению в Европе, она больше была озабочена своим экономическим ростом.

Но все изменилось в конце XIX века. Окрепнув в экономическом и военном отношении, Германия стала остро нуждаться в новом жизненном пространстве для растущего населения и рынках сбыта для своих товаров. Нужны были колонии, которых Германия не имела. Чтобы добиться этого, нужно было начать новый передел мира путем разгрома союзного блока трех держав - Англии, России и Франции.

К концу XIX века агрессивные планы Германии стали окончательно ясны для ее соседей. В ответ на германскую угрозу был создан союз Антанта, состоящий из России, Франции и примкнувшей к ним Англии.

Кроме желания Германии отвоевать себе жизненное пространство и колонии, были и другие причины Первой мировой войны. Вопрос этот настолько сложен, что до сих пор не сложилось единой точки зрения по этому поводу. Каждая из главных стран-участниц конфликта, выдвигает свои причины.

Первая мировая война, кратко говоря, началась из-за непримиримых противоречий между странами Антанты и Центрального союза, в первую очередь, между Великобританией и Германией. Свои претензии друг к другу имели и другие государства.

Еще одна причина войны - выбор пути развития общества. И здесь опять столкнулись две точки зрения - западноевропейская и центрально-южноевропейская.
Можно ли было избежать войны? Все источники единогласно говорят, что возможно, если бы руководство стран-участниц конфликта по-настоящему хотело бы этого. Германия более всего была заинтересована в войне, к которой была полностью готова, и приложила все усилия, чтобы она началась.

Основные участники

Война велась между двумя крупнейшими в то время политическими блоками - Антантой и Центральным блоком (бывший Тройственный союз). В Антанту входили Российская империя, Англия и Франция. Центральный блок состоял из следующих стран: Австро-Венгрия, Германия, Италия. Последняя позже присоединилась к Антанте, а в Тройственный союз вошли Болгария и Турция.
Всего в Первой мировой войне, кратко говоря, участвовало 38 стран.

Повод к войне

Начало военного конфликта было связано убийством наследника Австро-Венгрского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево. Убийцей был член югославской революционной молодежной организации.

Начало войны 1914 год


Этого события было достаточно для того, чтобы Австро-Венгрия начала войну с Сербией. В начале июля власти Австрии объявляют, что за убийством эрцгерцога стоит Сербия и выдвигают ультиматум, который невозможно было выполнить. Сербия, однако, соглашается на все его условия, кроме одного. Германия, которой война была крайне необходима, упорно толкала Австро-Венгрию к объявлению войны. В это время все три страны проводят мобилизацию.
28 июля Австро-Венгрия объявляет о невыполнении Сербией условий ультиматума, начинает обстрел столицы и вводит войска на ее территорию. Николай II призывает в телеграмме Вильгельма I к мирному разрешению ситуации при помощи Гаагской конференции. Власти Германии в ответ молчат.
31 июля уже Германия объявляет ультиматум России и требует прекратить мобилизацию, а 1 августа приходит официальное объявление войны.
Надо сказать, что ни один из участников этих событий не предполагал, что война, которую планировали закончить в течение нескольких месяцев, затянется на более чем 4 года.

Ход войны

Проще и удобнее разделить течение войны на пять периодов, по годам, в течение которых она шла.
1914 год - военные действия развернулись на Западном (Франция) и Восточном (Пруссия, Россия) фронтах, Балканах и колониях (Океания, Африка и Китай). Германия быстро захватила Бельгию и Люксембург, и начала наступление на Францию. Россия вела успешное наступление в Пруссии. В целом, в 1914 году ни одной из стран не удалось полностью реализовать свои планы.
1915 год - ожесточенные бои шли на Западном фронте, где Франция и Германия отчаянно стремились переломить ситуацию в свою пользу. На Восточном фронте для русских войск ситуация изменилась в худшую сторону. Из-за проблем со снабжением армия стала отступать, потеряв Галицию и Польшу.
1916 год - в этот период на Западном фронте произошло самое кровопролитное сражение - Верденское, в ходе которого погибло более миллиона человек. Россия, стремясь помочь союзникам и оттянуть силы германской армии на себя, предприняла успешную попытку контрнаступления - Брусиловский прорыв.
1917 год - успех войск Антанты. К ним присоединяется США. Россия в результате революционных событий фактически выходит из войны.
1918 год - заключение Россией на крайне невыгодных и тяжелых условиях мира с Германией. Остальные союзники Германии заключают со странами Антанты мир. Германия остается одна и в ноябре 1918 года соглашается на капитуляцию.

Итоги войны 1918 год

До II мировой войны этот военный конфликт был самым широкомасштабным, затронувшим почти весь земной шар. Шокирующее количество пострадавших (учитывая потерю убитыми среди военных и мирного населения, а также раненых) - около 80 миллионов человек. В течение 5 лет войны распались такие империи, как Османская, Российская, Германская и Австро-Венгерская.

Даже кратко просматривая историю Первой мировой войны становится понятно, что она имела ряд особенностей, отличавших ее от всех предыдущих вооруженных конфликтов, и что во многом она действительно была «первой».

Масштабы

Главной особенностью Первой мировой войны, кратко говоря, была ее массовость. В ней приняли участие более половины всего населения Земли. В армию были мобилизованы 74 миллиона человек.
Это был первый вооруженный конфликт, получивший тотальный, мировой характер. 38 стран, расположенные на различных континентах, находились в состоянии войны, при этом боевые действия шли непосредственно на территории 14 из них.
Сражения шли на 10 фронтах, практически всех европейских морях, а также в водах Тихого, Индийского и Атлантического океанов.
Беспрецедентными были и потери: 10 млн погибли на полях сражений, 12 млн жертв среди мирного населения, 55 млн раненых.

«Окопная война»

Второй особенностью этого конфликта стало то, что в ходе него потеряли свою значимость все предыдущие стратегии и тактики ведения маневренных боев. Использование нового массового оружия привело к тому, что война перешла на новый уровень и стала позиционной. Боевые действия на большинстве участков шли на относительно стабилизировавшихся фронтовых линиях. Открытые наступления «с шашкой наголо» утратили свою эффективность, а потому не пользовались такой популярностью, как ранее.
Главной задачей противников стало изматывание и постепенно планомерное уничтожение врага в коротких стычках. Такая война была названа «окопной». Стоит отметить, что она истощала не только физические силы бойцов, но и значительно уменьшала их боевой настрой.

Подчинение тыла фронту

Первой война 1914-18 годов стала и в том, что на всем ее протяжении все интересы тыла были подчинены фронту. То есть уже тогда стали актуальными слова, сделавшиеся лозунгом советской власти во время второго мирового конфликта: «Все для фронта!»
Вся экономика воюющих стран работала на обеспечение нужд фронта.
К концу конфликта в военном производстве было задействовано более полутора миллионов французских рабочих, 2 млн - английских, более 1 млн - американских и почти 2,5 млн германских.

«Война изобретателей»

Прославилась эта война и тем, что в ней было использовано много новых видов вооружения. Причем они продолжали совершенствоваться даже в ходе самого конфликта.
Авиация, подводные лодки, автомобили - в Первой мировой войне эти достижения технической мысли стали применяться в новом качестве.
Именно в эти годы на аэропланы впервые были установлены пулеметы, превращавшие разведывательные самолеты в первые истребители. В связи с этим возникла и необходимость развития средств ПВО, прототипы которых изобретались прямо на ходу, в годы войны.
Сильнейший толчок был дан и к развитию новых видов стрелкового и артиллерийского оружия, бронетехники.
Открытием этого международного вооруженного противостояния стали танки и химическое оружие. Первые «лоханки» с совсем небольшой скоростью и тонкой броней, к концу противостояния превратились в прототипы современных бронированных боевых машин.
А ученые-химики изобрели новые виды отравляющих веществ.

Причины, характер и особенности Первой мировой войны.

К началу ХХ в. западноевропейские страны вступили в новую стадию развития капитализма – превратились в индустриальные империалистические государства. Первыми на новую ступень взошли «старые» капиталистические страны: Великобритания и Франция, позже к ним прибавились Германия, США, Италия, Испания, Австро-Венгрия и Россия.

Особенностью мирового развития конца XIX – начала ХХ вв. была неравномерность развития империализма. На новой стадии развитым странам стало выгодно вкладывать «излишки» своих капиталов в экономику менее развитых государств, где стоимость рабочей силы и затрат была ниже, а «сверхприбыль» получалась быстрее. В конце XIX в. мир оказался разделен на сферы влияния крупных монополий, которые, диктуя политику правительствам своих стран, постарались закрепить свое господство политическими методами.

К началу ХХ в. сложились колониальные империи ведущих европейских государств, строивших свое материальное благополучие за счет грабежа отсталых регионов мира. Колонии являлись для западных стран источником сырья и ресурсов, рабочей силы, а так же служили рынками сбыта товаров, производимых в метрополии. По мере роста производства внутри Западных стран, росли и потребности в ресурсах, что усиливало эксплуатацию колоний. К началу ХХ в. весь Земной шар оказался разделен между наиболее развитыми империалистическими странами, сложилось несколько видов колониальных империй, обеспечивавших свое обогащение по разным моделям.

Наиболее экономически развитой была Британская колониальная система, располагавшаяся в Канаде, странах Юго-Восточной Африки и Юго-Западной Азии, Австралии и ряде островов в Океании. Англичане не только изучали и разрабатывали природные богатства своих колоний, но и старались направить развитие их экономики в выгодное для метрополии русло – втянуть страны в экономическую зависимость, а наиболее развитые территории внутри Британской империи имели статус доминионов и пользовались широкой внутренней автономией. По схожей системе действовали США, не имевшие колониальных стран в прямой политической зависимости, но вкладывание инвестиций в экономику стран Центральной и Латинской Америки.

Вторая ведущая капиталистическая страна Запада – Франция завладела территориями на Ближнем Востоке, в Северо-западной Африке, Индокитае и Океании. Французская колониальная система строилась на более грубых методах прямого выкачивания ресурсов из зависимых стран. Колониями владели и другие Западноевропейские страны: Голландия, Бельгия, Португалия.

По иному шло становление империализма в нашей стране. Россия обладала компактной территорией, равной 1\6 части Земного шара, на Восточно-европейской равнине и в Центральной Азии. Современники, историки и политики до сих пор спорят по вопросу о типе государства, формировавшегося в Российской империи.

Страны Центральной Европы позже других вступивших в империалистическую стадию развития – Германия, Австро-Венгрия и Италия оказались в сложном геополитическом положении; их экономика развивалась также быстрыми темпами, что, как и в других странах, требовало все большего привлечения колониальных ресурсов. Однако, к началу ХХ века уже не оставалось свободных для колониальной экспансии территорий. Так, Германия, которая позже Англии и Франции вступила в Афро-азиатский регион, получила в колониальное владение только часть Центральной и Юго-восточной Африки, а на Ближнем Востоке нашла сферу вложения своих капиталов только в Турции. Австро-Венгрия, была в еще менее выгодном положении; она, по образной характеристике политиков начала ХХ в., являлась«лоскутной империей», включившей в свой состав различные народы Центральной и Юго-Восточной Европы.

Перед «новыми» империалистическими странами остро встал вопрос передела сложившегося мирового порядка, им, как говорили политики Германии, срочно нужно было отвоевать себе «место под солнцем» за счет колониальных систем других стран.

Международная обстановка в предвоенные годы обострялась тем, что другие страны, модернизировавшие свою экономику по индустриальному империалистическому образцу, втягивались в противоборство со «старыми» империалистическими государствами. Это были Турция, претендовавшая на территории на Кавказе, Балканах и в Иране, и Япония, расширявшая свою сферу влияния на Дальнем Востоке.

Войны между государствами за передел колониальных территорий велись и раньше, однако с конца XIX в. они стали приобретать империалистический, захватнический характер, что проявилось в Испано-Американской, Англо-бурской и Русско-японской войнах. Оценивая сложившуюся в мировой политике в начале ХХ в. ситуацию, В.И. Ленин отмечал, что Германия села за пиршественный стол, когда колониальный пирог был уже разрезан и поделен, поэтому ей не оставалось ничего другого, как выкинуть кого-то из гостей из-за стола.

Кроме глобальных мировых, существовали и европейские противоречия, сложившиеся на политической карте Европы в XIX в. Франция и Германия после Франко-Прусской войны спорили о территориальной принадлежности приграничных провинций Эльзаса и Лотарингии; клубком европейских проблем были Балканы, где после освобождения Албании, Сербии, Хорватии, Черногории и Болгарии от власти Османской империи территориальные споры о новых границах между этими странами привели к двум Балканским войнам, осложненным столкновением в регионе интересов Австро-Венгрии, Турции и России. Россия и Турция исторически спорили из-за границ в Закавказье (территории исторической Армении, разделенной границей на две части), больным был так же вопрос свободного прохода российских судов через Черноморские проливы, контролировавшиеся Турцией. К Австро-Венгрии Россия предъявляла территориальные претензии на земли Галиции (Западной Украины), планируя объединить «малороссов» вокруг российского исторического ядра.

Постепенно в мире стали вырисовываться контуры будущих политических союзов, которые обуславливались противоречиями между «центрально-европейскими» и «окраинными» странами континента. Первым в 1879 - 1882 г. сложился союз «Центральноевропейских» держав, названный по числу его участников Тройственным (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Италия затем вышла из военного блока и перешла на сторону Антанты, но ее место заняла Турция, а в 1915 г., на стороне Центральноевропейских стран выступила и Болгария.

В конце XIX в. между Россией и Францией было подписано военно-стратегическое соглашение о политике по отношению к Центрально-европейским странам. С 1891 по 1893 гг. к соглашению присоединились Англия, Бельгия, Сербия, Черногория (в дальнейшем, в ходе войны – Италия, Румыния и США). К 1905 г. «окраинные» страны урегулировали взаимные пограничные трения в колониях и назвали свой союз «Антантой » («сердечное согласие»). Россия долго колебалась между выбором своих стратегических союзников - Германии или Франции. В конечном итоге выбор был сделан в пользу Антанты; он в основном диктовался внешнеполитическими расчетами царизма, так как в экономическом и политическом отношении Россия была несопоставима со старыми капиталистическими странами. Нашу страну сближали с Англией и Францией общие геополитические интересы – Германии и ее союзникам было все равно за чей счет расширить свое «место под солнцем» - за счет России, или англо-французской коалиции. Кроме того, англо-французский капитал в России имел больший вес, чем немецкий, а проникновение германо-австрийского капитала на Балканы и Ближний Восток грозило подорвать там влияние России.



Вторая группа причин, породивших мировой военный конфликт, была связана с развитием революционного движения в западноевропейских странах, которое стимулировалось нарастанием с 1901 г. мирового экономического кризиса. В правящих верхах возникла идея: попытаться снять революционный кризис внутри государств за счет объединения населения против внешнего врага. Идеям «пролетарского интернационализма», возникшим в рабочих партиях, объединившихся к тому времени во II Интернационале, правящие круги Запада хотели противопоставить национализм и шовинизм.

Война стала результатом сложного переплетения противоречий, и именно в силу этого она приобрела мировой характер – в неё было вовлечено 38 государств; воевали как метрополии, так и их доминионы и колонии с населением 1,5 млрд. человек. Непосредственно развязали войну правящие круги Германии, но в ее возникновении были также виновны правительства и буржуазия Англии, Франции, России и Австро-Венгрии. Развязанная монополистической буржуазией во имя классовых интересов, она не могла быть иной, кроме как несправедливой, захватнической (кроме Сербии и Бельгии, ставших жертвами агрессии). При этом по целям она была империалистической и отличалась рядом особенностей: в ней применялась новая техника и вооружение; противоборство велось в неизвестных прежде масштабах, воюющие стороны понесли огромные людские и материальные потери, оказались ввергнутыми в глубокий кризис.

К войне страны Запада стали готовиться в первом десятилетии ХХ в., когда начали разрабатывать стратегические планы предстоящего столкновения. Особенности геополитического положения Центральноевропейских стран вынуждали Германию выбрать объективно мало перспективную стратегию – вести войну сразу на два фронта: Западном – против Англо-французского военного корпуса и Восточном – против России.

Германия долгоколебалась, на каком фронте начать военные действия. В ее генеральном штабе был принят план Шлиффена – разбить страны Антанты поодиночке. Пользуясь нерасторопностью мобилизации войск в России, немцы рассчитывали бросить основной воинский контингент на Западный фронт, где основной удар планировалось направить через территорию Бельгии – в обход мощного укрепленного района, построенного Францией на своих границах. Для прорыва Германия рассчитывала широко использовать тяжелую артиллерию, производство которой было спешно налажено в стране. Союзник Германии - Австро-Венгрия, по мнению стратегов Тройственного союза, до завершения военной кампании на Западе должна была сдерживать Россию на Восточном фронте.

Противники Германии – Англия и Франция рассчитывали на то, что основной удар Германия нанесет по России, руками которой они надеялись сломать военный потенциал стран Тройственного союза. На совещании стран Антанты военный министр Великобритании заявил, что Россия ценна для Антанты своими неограниченными людскими ресурсами а «русский паровой каток» своей численностью сомнет любую армию противника. Франция планировала провести наступление в Эльзасе-Лотарингии, а Англия – уничтожить германский военно-морской флот, существование которого подрывало основу Британского морского владычества.

Россия долго не могла определиться со своими планами ведения войны и развертыванием армий. В результате к началу боевых действий были выработаны 2 проекта ведения войны - наступательный и оборонительный. Их предлагалось реализовать в зависимости от того, на каком фронте начнет войну Германия. По наступательному плану, если Германия наносит удар по Франции, то российским войскам выгоднее начать наступление на страны Тройственного союза из Польши, территория которой широкой полосой вклинивалась в Центральную Европу. По оборонительному плану российские армии следовало развернуть на территории западных губерний России – в Прибалтике, Украине и Белоруссии, чтобы не допустить использования противником территории Польши как «мешка» для русской армии.

Все страны рассчитывали на ведение войны старыми методами и на ее быстрое завершение за (6 - 10 месяцев). Под эти сроки создавались стратегические резервы, составлялись планы. Однако война быстро стала войной индустриальных государств, победа в которой зависела от состязания экономических потенциалов враждующих стран. Сразу же с ее началом все стороны применили новое вооружение (скорострельные винтовки, пулеметы, ручные гранаты), выработали новую стратегию и методы ведения войны. Практически война стала позиционной («траншейной»). Ее ведение потребовало слаженной работы производства, которое должно было справиться с возрастающими масштабами поставки на фронт вооружения и припасов. Эту особенность новой войны подметил командующий английской армией Д. Хейг, заявивший, что «в современной войне победа останется на той стороне, которая продержится дольше других» .

К моменту объявления войны России подготовка страны и армии к ведению широкомасштабных боевых действий не была завершена, шло перевооружение армии по программам, принятым еще в конце XIX – нач. ХХ вв.: вводились винтовка Мосина, американский пулемет «максим», новая артиллерия, формировался флот, строились укрепрайоны вдоль границы. В армии был принят новый Устав, введена маскировочная военная форма. Однако армия, комплектовавшаяся на основе всеобщей воинской повинности, отражала все сильные и слабые стороны общества: при хорошо подготовленном младшем и среднем командном составе, она возглавлялась бездарным верховным командованием. Генштаб не стремился широко использовать новое вооружение на практике, в нем продолжались споры двух генеральских группировок о необходимости использования новой техники.

предварительный просмотр материала

Первая мировая война

В процессе уроков:

    проанализировать противоречия между европейскими державами, в результате которых вспыхнула мировая война;

    раскрыть цели европейских держав, которые они предполагали достичь в ходе военного противостояния, а также их стратегические и военные планы;

    рассмотреть и систематизировать важнейшие военные операции Первой мировой войны, отметив участие и роль России в мировом военном конфликте;

    охарактеризовать влияние Первой мировой войны на социально-экономическое и политическое положение воюющих стран;

    проанализировать обстоятельства военного поражения Германии и ее союзников, результаты Первой мировой войны;

    сформулировать причины поражения Германии и ее союзников;

    сделать выводы об итогах Первой мировой войны и потерях воевавших стран, значении мирового военного конфликта для всемирной истории и истории России.

Основные понятия: Новейшая история, «План Шлиффена», мобилизация, Антанта, Тройственный союз, Центральные державы, империалистический характер войны, позиционная война, Восточно-Прусская операция, инфляция, милитаризация экономики, Прогрессивный блок, сепаратный Брестский мир с Германией, «14 пунктов» президента США В. Вильсона.

Март 1918 г. - сепаратный Брестский мир правительства

большевиков с Германией, поражение и выход

России из мировой войны.

Персоналии: А.А. Брусилов.

Вопросы плана уроков

Приемы, средства и содержание обучения

1. Начало всемирного конфликта.

а). Особенности Первой мировой войны.

б). Характер мирового конфликта.

в). Цели Германии и Австро-Венгрии.

г). «План Шлиффена».

д). Повод и начало мировой войны.

е). Цели и планы России в войне.

ж). Цели Англии и Франции в войне.

з). Мировой характер войны.

 Работа с текстом учебника (§§6-7) с элементами повторения и обобщения. Продолжение работы по определению содержания и характеристики Новейшей истории как эпохи революций, экономических потрясений и жесточайших войн. Уместно обратить внимание школьников на характер основных событий Новейшей истории, используя хронологическую таблицу «Основные события Всемирной истории» (стр. 348).

Проблемное задание. «Первая мировая война являлась военным столкновением между европейскими державами - Германией, Австро-Венгрией, с одной стороны, и Великобританией, Францией, Россией - с другой. В начале XX века эти страны сформировали военно-политические союзы, то есть коалиции - Тройственный союз и Антанту. Как вам известно, коалиционные войны - традиционное явление периода новой истории, например, наполеоновские войны XIX века.

    Подумайте, почему именно в начале XX века, а не ранее, коалиционная война между ведущими европейскими державами, становится мировой?

В процессе выполнения задания и аргументированного ответа старшеклассникам необходимо применить знания о новых тенденциях в развитии общества на рубеже XIX-XX веков. В частности, обратить внимание на политическое и экономическое господство Запада над остальным миром, колониальный раздел мира и сфер влияния.

Выполнение данного задания логично подведут учащихся к анализу причин Первой мировой войны:

    борьба за передел колониальных владений и рынков сбыта промышленной продукции;

    стремление к переделу границ в Европе;

    необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы (национализм, шовинизм);

    милитаризация экономики и настроений среди европейских народов.

Вариант №1. Выявление причин, которые привели к Первой мировой войне, в процессе анализа таблицы «Противоречия европейских держав накануне Первой мировой войны».

Вариант №2. Характеристика причин мирового конфликта в процессе определения целей ее участников. Выполнение задания №1 (стр. 53) по заполнению таблицы «Цели участников Первой мировой войны».

Учащиеся на основе учебного материала учебника и таблицы формулируют причины и характер Первой мировой войны как захватнический (за исключением Сербии), империалистический , военные планы Германии («План Шлиффена ») и Антанты в назревавшем мировом конфликте.

Вариант №1. Противоречия европейских держав накануне Первой мировой войны

Внешнеполитические интересы

Цели участия в мировой войне

Великобритания

    Господство на море («Владычица морей»).

    Сохранение колониальных владений и ведущего положения в европейской политике.

    Сохранение военно-морского лидерства.

    Стремление вернуть Эльзас и Лотарингию.

    Сохранение колониальных владений.

    Не допустить роста военного могущества Германии.

    Возвращение Эльзаса и Лотарингии.

    Не допустить пересмотра колониального раздела мира.

    Поражение Германии и ее максимальное ослабление.

    Имперские интересы на Балканах (Сербия).

    Контроль над черноморскими проливами.

    Овладение Константинополем (Стамбул) - «Крест на святую Софию».

    Устранить экспансию Австро-Венгрии на Балканах.

    Приобрести господствующие позиции в зоне средиземноморских проливов и вытеснить Турцию.

Германия

    Усиление военно-морского флота (2-е место в мире к 1914 г.

    Стремление к переделу колоний и сфер влияния.

    Окончательный разгром Франции.

    Притязания на земли России (Прибалтика, Польша, Украина).

    Пересмотреть сложившейся баланс военно-морских сил в мире в свою пользу.

    Захватить новые колонии (главным образом, в Африке).

    Расширить зону влияния на Ближнем Востоке и Китае.

Австро-Венгрия

    Экспансия на Балканах (аннексия Боснии и Герцеговины 1909 г.).

    Стремилась включить в состав империи Сербию.

    Укрепить свое влияние на Балканах.

    Ослабить позиции России в Юго-Восточной Европе.

    Захват Сербии.

Вариант №2. Цели участников Первой мировой войны

Державы - основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи.

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепления влияния на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей.

Вернуть утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг. Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах.

Болгария

Центральные державы

Захват территорий Сербии, Греции и Румынии.

Стремление вытеснить Германию из Китая и с островов Океании.

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи.

2. Боевые действия в начале войны.

а). Западный фронт в

б). Восточный фронт в

в). Позиционная война.

г). Россия и Австро-Венгрия в 1914 г.

д). Итоги военных

действий 1914 г.

3. Борьба на суше и на море.

а). Наступление

немецких и австрийских войск на Восточном фронте в 1915 г.

б). Образование Балканского фронта.

в). Химическая атака

под Ипром.

г). Военные действия на море.

д). Итоги военных

действий в 1915 г.

4. Военные действия

в 1916 - 1917 гг.

а). Верденская битва.

б). Неудачи

«Брусиловского прорыва».

в). Военные действия

 Вариант №1. Работа с текстом учебника, исторической картой №3 «Первая мировая война» по выполнению задания «Пользуясь картой №3, определите, какие территории на западном фронте были захвачены Германией в первые месяцы войны. Как менялась линии западного и восточного фронтов в 1915 - 1918 годах, в результате каких событий? Определите по карте, какие районы России были оккупированы Германией в период наибольшего продвижения ее войск. На каких фронтах военные действия развивались успешно для России?»

 Вариант №2. Самостоятельная работа школьников с текстом учебника (§§6-7) и картой №3, составление и заполнение хронологической таблицы «Основные события Первой мировой войны».

Подготовка ответов на вопросы:

    Почему военный конфликт 1914-1918 гг. характеризуется как мировой?

    Опираясь на цели воюющих сторон, определите характер их участия в мировой войне.

    Выделите главные события в каждом из периодов Первой мировой войны. Какими критериями для определения важности тех или иных событий вы пользовались?

    Были ли достигнуты цели участниками Первой мировой войны при ее завершении? Почему?

 Одним из вариантов организации познавательной деятельности старшеклассников по 2-4 пунктам плана уроков может быть просмотр и обсуждение фрагментов учебного видеофильма «Первая мировая война». 1-ая серия «Август 1914 года», 2-ая серия «Европа в огне».

5. Внутреннее положение в воюющих странах.

а). Война и социал-демократы.

б). Война и технический прогресс.

в). Милитаризация экономики.

г). Внутреннее положение России в годы войны.

 Самостоятельная работа с текстом параграфов, подготовка ответа на вопрос: «К каким изменениям в экономике воюющих стран привела Первая мировая война?» или, как один из вариантов, составление учащимися тезисов по данному вопросу. Если исторический материал 5 и 6 пунктов плана урока был задан на дом для предварительного ознакомления, то второй урок целесообразно посвятить закреплению изученному на предыдущем уроке учебному материалу и обсуждению последних пунктов плана темы уроков.

Обратите внимание! Массовая мобилизация в Германии сократила количество квалифицированных рабочих на предприятиях до 25%. Объем промышленного производства за годы войны снизился в 1918 г. до 57% от довоенного. В стране начался голод. В последний период войны в Германии по продовольственным карточкам в день полагалось на человека 116 г муки, 18 г мяса, 7 г жира. В деревнях властью проводились реквизиции продовольствия. Уже с 1914 г. правительство Германии обладало чрезвычайными полномочиями контроля над сырьем и топливом, распределении военных заказов. В 1916 г. вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет. Тотальная мобилизация населения и управления дало возможность Германии в условиях блокады невероятно долго выдерживать противоборство фактически со всем миром. Однако моральная усталость немцев от войны становилась неизбежной.

    На основе приведенных фактов о положении Германии в годы мировой войны определите основные черты изменений в воюющих странах.

6. Окончание Первой мировой войны.

а). Брестский мир 1918 г.

б). «14 пунктов» американского президента В. Вильсона.

в). Вступление в войну США на стороне Антанты.

г). Капитуляция Центральных держав.

 Беседа с элементами повторения и обобщения учебного материала. Завершение работы с таблицей «Основные события Первой мировой войны». Работа с картой №3. Анализ данных таблицы учебника: «Потери в Первой мировой войне» (стр. 51).

Подготовка к ответу на вопрос о причинах поражения Германии и ее союзников в мировой войне и выполнение задания №3 по анализу таблицы учебника.

Подумайте! Вспомните, что события Новейшей истории в наибольшей степени используются в политических целях («Введение», стр. 4). Это положение относится и к вопросу о роли Восточного фронта, роли России в истории Первой мировой войны. После войны ученые и исследователи в Англии и Франции рассматривали Восточный фронт как второстепенный. Советская историография делала упор на то, что союзники постоянно перекладывали тяготы ведения войны на Россию, не оказывали ей должной поддержки.

Постарайтесь объективно оценить, приведенные выше противоречия о роли России в мировой войне, на основе данных таблицы «Потери в Первой мировой войне» с точки зрения соотношения общего количества мобилизованных и потерь к общему количеству мобилизованных Англии + Франции и России.

С целью проверки, закрепления и корректировки знаний и умений учащихся о важнейших событиях Первой мировой войны и определения признаков мирового конфликта целесообразно в конце урока дать классу задание:

Признаками , позволяющими квалифицировать войну как мировую , являются:

    Большое количество участников (в том числе большинство великих держав);

    Ведение военных действий на большой территории и разных театрах военных действий;

    Масштабность военных операций и применение современных вооружений.

    Приведите факты, которые доказывают, что война 1914-1918 гг. была мировой.

Основные события Первой мировой войны

Основные

Результат

Западный фронт

Восточный фронт

Западный

    Наступление германских войск через Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа.

    Морская блокада Антантой Германии.

    Наступление двух русских армий в Восточной Пруссии. Разбиты.

    Наступление русских войск в Галиции против Австро-Венгрии.

    Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

    План Шлиффена провалился, избежать войны на два фронта Германии не удалось.

Восточный

    Немцы применили ядовитые газы под Ипром

    Наступление Германии и Австро-Венгрии против

русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать.

    Россия потеряла Польшу, Галицию, Литву. Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт.

    Позиционная война .

    Болгария выступила на стороне Германии (Четверной союз )

Западный

    Штурм немцами крепость Верден.

    Антанта - наступление на Сомме.

    Морское сражение у п-о Ютландия флотов Германии и Англии.

    Брусиловский прорыв в Галиции (Австро-Венгрия).

    Германским войскам не удалось прорвать фронт под Верденом, Антанте на Сомме.

    Снять блокаду в морском сражении Германии не удалось.

Западный

    Вступление в войну на стороне Антанты США.

    Февральская и Октябрьская революции в России. Большевики в декабре заключили перемирие со странами Четверного союза.

    Вступление в войну США привел к экономическому и военному перевесу Антанты.

Западный

    Мощное наступление Германии на Париж.

    Антанта начала штурм линии Гинденбурга и прорвала ее.

    Революция в Германии.

    Брестский мир - Советская Россия вышла из войны.

    Восточный фронт ликвидирован.

    В сентябре-октябре вышли из войны Болгария, Османская империя, капитулировала Австро-Венгрия.

28 июня 1914 г. сербский студент из национал - террористической организации “Черная рука” Гаврило Принцип застрелил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену. Это произошло в боснийском городке Сараево, куда эрцгерцог прибыл на маневры австрийских войск. Босния в то время еще оставалась в составе Австро-Венгрии, а сербские националисты считали часть боснийской территории, в том числе и Сараево, своей. Убийство эрцгерцога националисты хотели вновь заявить о своих притязаниях.

В результате Австро-Венгрия и Германия получили крайне удобную возможность разгромить Сербию и укрепиться на Балканах. Главный вопрос теперь заключается в том, вступится ли за Сербию покровительствовавшая ей Россия. Но в России как раз в тот период шла крупная реорганизация армии, которую планировалось завершить только к 1917 г. Поэтому в Берлине и Вене надеялись, что русские не рискуют ввязываться в серьёзный конфликт. И все же Германия и Австро-Венгрия еще почти месяц обсуждали план действий. Только 23 июля Австро-Венгрия вручила Сербии ультиматум с рядом требований, сводившихся к полному прекращению всех антиавстрийских действий, включая пропаганду. На исполнение условий ультиматума отводилось двое суток.

Россия посоветовала союзникам-сербам принять ультиматум, и те согласились выполнить девять его условий из десяти. Они отказались лишь допустить австрийских представителей к расследованию убийства эрцгерцога. Но Австро-Венгрия, подталкиваемая Германией, была настроена воевать даже в случае принятия сербами всего ультиматума. 28 июля она объявила Сербии войну и немедленно начала военные действия, обстреляв сербскую столицу Белград.

Уже на следующий день Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации, но почти тут же получил телеграмму от Вильгельма II. Кайзер заверял царя, что будет всеми силами стремиться “успокоить” австрийцев. Николай отменил свой указ, но министру иностранных дел С. Н. Сазонову удалось переубедить его, и 30 июля Россия все-таки объявила всеобщую мобилизацию. В ответ на это Германия сама начала всеобщую мобилизацию, одновременно потребовав, чтобы Россия в течение 12 часов отменила свои военные приготовления. Получив решительный отказ, Германия 1 августа объявила России войну. Характерно, что ещё накануне немцы сообщили о своём намерении Франции, настаивая на соблюдении ею нейтралитета. Однако французы, связанные с Россией договором, также объявили мобилизацию. Тогда 3 августа Германия объявила Войну Франции и Бельгии. На следующий день Англия, вначале проявившая некоторые колебания, объявила войну Германии. Так сараевское убийство привело к мировой войне. В дальнейшем в неё оказались втянуты 34 государства на стороне противоположного блока (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария).

  • · Причины войны:
    • 1. Обострение всех противоречий в странах капитализма;
    • 2. Создание двух противоборствующих блоков;
    • 3. Слабые миролюбивые силы (слабое рабочее движение);
    • 4. Стремление к разделу мира;
  • · Характер войны:

Для всех война носила захватнический характер, но для Сербии - справедливый, т.к. конфликт с ней (предъявление ультиматума 23 июля 1914 г.) Австро-Венгрии был лишь поводом для начала военных действий.

· Цели государств:

Германия:

Стремилась установить мировое господство

Австро-Венгрия:

Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны.

Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями.

Стремилась ослабить Германию, вернуть Эльзас и Лотарингию (земли); захватить угольный бассейн, претендует на роль гегемона в Европе.

Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Васбор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).

Стремилась оставить под своим влиянием Балканы, захватить Крым и Иран (сырьевая база).

Господство на Средиземном море и Юге Европы.

Войну можно разделить на три периода:

В течение первого периода (1914-1916) Центральные державы добивались перевеса сил на суше, а союзники господствовали на море. Этот период завершился переговорами о взаимоприемлемом мире, но каждая из сторон все еще надеялась на победу.

В следующий период (1917) произошли два события, которые привели к дисбалансу сил: первое - вступление в войну США на стороне Антанты, второе - революция в России и ее выход из войны.

Третий период (1918) начался последним крупным наступлением Центральных держав на западе. За неудачей этого наступления последовали революции в Австро-Венгрии и Германии и капитуляция Центральных держав