Формирование крупных городских агломераций. Как происходит формирование городской агломерации? Фазы формирования агломераций

«Развитие агломераций – это не только комплексное освоение территорий, но и формирование центров геополитического влияния. Успешная реализация этого проекта возможна только при объединении усилий градостроителей, научного сообщества и органов власти всех уровней»

(Министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев)

Исходя из логики государственного управления под агломерацией понимается компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, социальными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием меж селенных территорий и ресурсов.

В посткризисное время актуальность развития агломераций в России усилилась. Это связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны, с вызовами, формируемыми внешней (глобальной) средой, в которой мы должны отстоять свою конкурентоспособность. Кроме того, значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния. В этом смысле Россия не только может, но и должна оглядываться на полезный мировой опыт развития агломераций, извлекать уроки из того пути, который уже пройден до нас.

Агломерирование городов – естественный путь урбанизации. С овременное государство не может игнорировать происходящие изменения и оставаться в стороне от этого процесса

Критические проблемы, решаемые в ходе развития агломераций:

  • Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития.
  • Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы и города-ядра агломераций.
  • Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и «оператора» глобальных финансовых потоков.
  • Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру.

Все входящие в агломерацию муниципальные образования приобретают возможность участия, в общем, более крупном проекте и получения благ, на которые не могут рассчитывать поодиночке.

Импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людских ресурсов. Анализ мировой практики урбанизации показывает, что такие центры формируются там, где средняя плотность составляет 350 чел/кв.км. Малолюдные российские пространства не могут продуцировать такие импульсы и одновременно не могут являться надежным рынком сбыта отечественных товаров и услуг. Напротив, развитый рынок может существовать только на высоко урбанизированных территориях, составляющих каркас системы расселения в стране.

В российском правовом поле отсутствует понятие агломерации.

И это при том, что агломерационная практика в России значительно опережает теорию. Правовое оформление агломераций формирует вызовы для ряда сфер государственного управления:

  • административно-территориальное деление и административно-управленческая структура;
  • разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
  • пространственное планирование (в части сочетаний и взаимоувязок документов стратегического и территориального планирования);
  • организация бюджетного планирования.

Развитие агломераций – задача федерального масштаба .

Если говорить о видении на государственном уровне конкретных мест локализации перспективных агломерационных процессов в России, то, прежде всего, нужно говорить о приоритетах, зафиксированных в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов. Такие стратегии утверждены в 2010—2011 гг. для всех федеральных округов Российской Федерации.

Перспективная локализация агломераций в стратегиях округов:

Стратегия Дальнего Востока и Байкальского региона Хабаровская и Иркутская.

Стратегия Сибири — ядра перспективных городских агломераций — гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск.

Стратегия Уральского федерального округа — агломерации Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.

Стратегия Приволжского федерального округа — Казанская, Нижегородская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Саратовская, Уфимская агломерации.

Стратегия Южного федерального округа — перспективные агломерации — Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Восточно-Донбасская, Сочинская.

Стратегия Центрального федерального округа — Московский регион как столичный и агломерационный центр мирового значения.

Стратегия Северо-Западного федерального округа — агломерация Санкт-Петербурга и перспективная агломерация «Вологда – Череповец».

Если говорить об агломерации как о системе комплексного развития сопряженных, связанных друг с другом территорий, как о форме организации взаимодействия соседних муниципалитетов, то речь может идти не только о крупных городах, но даже о сельских населенных пунктах.

Агломерация должна рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса.

Пространственные модели агломераций

Выделяют несколько типов (моделей) пространственного развития городских агломераций.

  • Моноцентрическая модель.
  • Рассеянная модель
  • Лучевая модель (линейная).

Моноцентрическая модель.

Развитие сосредоточено в существующем центре, от которого кругами расходятся зоны расширения и развития. Моноцентрическая модель имеет много преимуществ в отношении максимально эффективного создания сетей транспорта и инфраструктуры. Также она позволяет городу развиваться компактно с созданием плотно заселенных многофункциональных районов с доступным образованием, здравоохранением, торговлей, отдыхом и выбором возможностей занятости. Однако в данной модели не учитываются

коммерческие и социальные нужды других поселений агломерации, которые изолированы и менее значимы в экономическом плане при этом будут

Развитие компактного города с максимальным переосвоением городских земель и развитием тесно связанных между собой и с главным городом городов-спутников. Полицентрическая модель имеет много преимуществ моноцентрической модели, но учитывает и важную роль дальних поселений в разнообразном развитии и укреплении экономики агломерации.

Рассеянная модель

Развитие города сопровождается развитием ряда не связанных между собой объектов.

Лучевая модель (линейная).

Развитие города вдоль транспортных коридоров с образованием в каждой из них «лучей» развития, тесно связанных с главным городом, но совершенно необязательно – между собой.

Лучевая модель более пригодна для бурно развивающихся мегаполисов (поскольку данная модель дает возможность быстрого развития вдоль мощных транспортных коридоров).

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населенные пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию свое окружение.

В агломерации должны быть выделены оптимальные территории :

  • для жилищного строительства;
  • для садово-дачного строительства;
  • для размещения производства;
  • для ведения сельского хозяйства и размещения производства по переработки с/х продукции;
  • для организации зон отдыха (территории, имеющие рекреационный потенциал);
  • для размещения кладбищ;
  • для размещения полигонов ТБО.

Проектируем пространство для будущего!

Конфликтология и конфликты

Агломерация существует уже сейчас. Строго говоря, агломерация - скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных интенсивными производственными, хозяйственными и культурными связями. Это процесс в первую очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших пожеланий.

Первый признак, по которому можно утвердительно ответить на вопрос о существовании агломерации, - прочные экономические связи между городами. Второй - маятниковая миграция, то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, например на работу и учебу. Как известно, сейчас 12,2% ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а по крайней мере один раз в месяц бывают в Иркутске 48,7% жителей Ангарска и 72,3% жителей Шелехова. Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунктов - Листвянки, Мегета, Большого Луга и других - пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция существует.

С экономической точки зрения агломерация - это крупные рынки, интересные для потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий от границ городов. Единый рынок труда и недвижимости. Если транспортные системы достаточно развиты, человек, который работает в Иркутске, может купить себе квартиру в Шелехове, на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, а за покупками ездить в огромный мегаполис - и не испытывать при этом никаких неудобств.

Развитие агломерации - это формирование новых стандартов качества жизни на территории - таких, которые удержат здесь население и привлекут новых жителей.

Первый вывод, который может сделать деловой человек из планов агломерации: в каких-то районах Иркутска (а также Ангарска и Шелехова) жизнь начнет бить ключом, а в каких-то поутихнет. Изменятся транспортные потоки, какие-то районы станут более привлекательными для состоятельных граждан, какие-то - менее.

Вопрос о формировании и развитии городских агломераций в России вновь поставлен на повестку дня и вызывает оживленную дискуссию. С одной стороны, идея широко обсуждается во властных кругах, опередив по популярности некогда модную тему использования кластерного подхода как основного инструмента в развитии территории, а с другой – встречает волну негодования в среде экспертного экономгеографического сообщества.

Очевидно, у столь различных настроений по поводу возможностей управления развитием российских агломераций существуют серьезные фундаментальные основания. На наш взгляд, их можно охарактеризовать следующим образом: если властные структуры начинают рассматривать современную городскую агломерацию в качестве еще одного инструмента управления развитием социально-экономических процессов в России, то их оппоненты в большей степени склоны видеть в агломерации сложный феномен, сложившийся естественным путем. Участвуя в дискуссии, они вполне справедливо обращают внимание на внешние следствия развития агломерации, которые часто носят резко негативный характер – ухудшение экологической ситуации в зонах расселения, упрощение системы расселения и ее сжатие и т.п.

Между тем, представляется, что сегодня необходимо пересмотреть само понимание процессов агломерирования, сложившееся в экспертном сообществе. Устаревшее и редуцированное представление об агломерации приводит к недооценке ее положительных эффектов и значительного числа сфер, на которые она может оказать влияние и которыми руководствуются чиновники и политики, делая сегодня выбор в пользу концепции поддержки развития городских агломерации.

С уверенностью можно сказать – процессы формирования и развития городских агломераций в России носят иной характер, нежели они имели место в 1970-1980-е гг., когда в стране формировались так называемые «промышленные» городские агломерации. Последние складывались в условиях доминировавшей «фордистской» системы организации производства и преобладания в крупных городах административной и производственной функций. В СССР агломерации формировались по принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства необходимых трудовых ресурсов. Например, функциональная организация экономики Ленинграда в полной мере копировалась в каждом из его городов-спутников, с учетом изменения масштабов и административной субординации. Основной связывающей инфраструктурой являлась железная дорога, ориентированная, прежде всего, на перевозки грузов.

Такие агломерации действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических и социальных реалий.

Однако сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что экспертами зафиксированы принципиально новые процессы развития крупных городских систем. Они напрямую связаны с вызовами, с которыми сталкивается бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика России. Эти вызовы кратко характеризует укрупненное представление о механизмах роста экономики нашей страны в средне- и долгосрочной перспективе (см. рис. 1):

Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации являются локусами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.

В рамках исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития крупных городских агломераций: (1) индустриальная агломерация, о которой мы уже упоминали; (2) агломерация трансформационного периода (в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала 1990-х гг.); (3) динамичная агломерация и (4) развитая постиндустриальная агломерация. Краткая характеристика каждого этапа представлена на рис. 2:

Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов власти.

Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы услуг стали центральные районы крупных городов, которые начали «пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов.

Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.

Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к «вылетным» автомагистралям.

Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных горо, дах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь снизить, затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки. Примером схожих процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проект комплексной жилой застройки Кудрово.

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап - этап развитой агломерации характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, причемосуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

Агломерация рынка труда

Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение, дороги)

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии - уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков - растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними - аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории.

Большинство российских агломераций - это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы - Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития

городской агломерация система развитие

Сегодня в мировой экономике городская агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт, объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода к экономике развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

  • - повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;
  • - вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации;
  • - модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;
  • - регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы;
  • - контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;
  • - прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающим высокое качество жизни населения, создающим комфортную среду для развития бизнеса и повышающим конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированным на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов - не дань моде, а объективная необходимость. При этом агломерация - это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни). Целенаправленное развитие агломерации - важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается как единое социально-экономическое, инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

  • · укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;
  • · увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;
  • · предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;
  • · возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов - энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;
  • · рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;
  • · возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;
  • · связь пространственного и экономического развития;
  • · возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;
  • · большая обоснованность запросов финансирования;
  • · уверенность инвесторов;
  • · более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

  • · высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
  • · концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;
  • · возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;
  • · широком выборе финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;
  • · максимально эффективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры.

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержкой, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект - снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т.д. Практически любые проекты (от национальных до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента для:

  • - сглаживания диспропорций в освоенности территории агломерации и укрепление агломерационных связей за счет создания новых производств на новых территориях, что создает более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни;
  • - преодоления ограниченности территориальных ресурсов и возможных направлений во внешней зоне агломерации. Зачастую города не имеют резервов территории для дальнейшего освоения без реорганизации промышленных зон. Закрытие части промышленных предприятий даст возможность для реструктуризации территории под новые возможности рынка (связанные с перенастройкой мировой экономики);
  • - реструктуризации и модернизации градообразующей базы города, развития его «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс. Ключевым проектом является создание делового центра города/агломерации;
  • - улучшения качества окружающей среды в городе за счет уменьшения концентрации промышленных производств, трансформации экономики в сторону постиндустриального экологически безопасного производства;
  • - развития сельскохозяйственного пояса агломерации и «импортозамещения» товарной линейки;
  • - решения проблем жилищного фонда, в т.ч. модернизации зон малоэтажной старой жилой застройки, ветхого/аварийного жилья, создания районов нового типа застройки;
  • - инфраструктурных проектов, транспортных, инженерных, которые становятся ключевыми факторами занятости населения на период кризиса.

Результаты формирования и функционирования агломераций за рубежом

Анализ результатов формирования и функционирования агломераций за рубежом позволяет сделать вывод о том, что этому процессу придается особое значение и выработаны достаточно эффективные в условиях других стран инструменты и механизмы государственной поддержки. Это обусловлено тем, что мировая экономическая система становится все менее устойчивой, а потому усиливается интерес к пространственным закономерностям экономической деятельности и новым механизмам использования пространства. Считается, что агломерации и формирование программно-целевых ТПК обладают значительным инновационным потенциалом. Этот потенциал может быть реализован при создании современных управляющих компаний, основанных на взаимодействии региональных (местных) органов власти и организаций с разными формами собственности, в т.ч. образованных на основе ГЧП.

Результаты формирования агломераций в России и перспективные проблемы

Россия - это «страна городов», которые являются узлами опорного каркаса страны, центрами системы расселения. В нашей стране импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людского материала.

В России имеется 11 городов с населением более 1 млн человек. Из числа российского городского населения свыше 50% живут по существу в агломерациях. В РСФСР (1989) насчитывалось 76 ядер агломерации.

Процесс создания агломераций в России также стал объективным эволюционным процессом городского развития. По мере роста города, нарастания разнообразия осуществляемой им деятельности расширялась зона его влияния на прилегающие территории. Город достигал некоего порога постгородского развития и становился агломерацией. По этому пути, в большинстве случаев, спонтанному, шло формирование многих российских агломераций.

К 2025 году в России останется 11 городов-миллионников, в 10 из них будут проживать от 1 до 5 миллионов жителей, а в Москве - 12-15 млн. человек. По различным оценкам, в России выделяют от 12 до 50 потенциальных городских агломераций. Сами гигантские пространства России нуждаются в агломерациях, так как благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. К этому вынуждают необходимость стимулирования развития крупных городских агломераций, где возможна реализация коллективных проектов развития, сложная экологическая ситуация и т.д. К этому вынуждает и современная борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), обеспечивающий устойчивость всей системы обеспечения жизнедеятельности.

В то же время для условий России:

  • - агломерация не является единственным путем развития крупных городов;
  • - агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать того, чего нет);
  • - агломерация «стягивает» на себя и без того ограниченные ресурсы: финансовые, людские, «обескровливая» периферию;
  • - агломерирование - это сложный процесс, когда его участники должны снять конфликт интересов и поставить общее выше частного (в России есть такая традиция);
  • - агломерация может иметь тяжелые последствия в плане ухудшения экологической ситуации в зонах расселения, если не придать этому процессу управляемый характер;
  • - агломерация может привести к упрощению системы расселения и ее сжатию.

Таким образом, риски формирования агломераций связаны с согласованием интересов и в основном затрагивают:

  • · снижение уровня бюджетной обеспеченности в городе-центре;
  • · усложнение решения социальных и бытовых проблем в «периферийных» городах;
  • · снижение (утрата) статуса локальных элит.

Среди ограничений на пути формирования агломераций в России можно назвать следующие:

  • - отсутствие специального правового регулирования. Законодательство не запрещает, но и не содействует этому процессу. А по отдельным вопросам заставляет изобретать «обходные пути» или действовать на основе коллективного соглашения;
  • - современный градостроительный кодекс вкупе с законом от 06.10.2003года № 131-ФЗ от создает преграды для городского развития: развитие города ограничено городской чертой и любое финансирование, выходящее за пределы города, рассматривается как нецелевое со всеми вытекающими правовыми последствиями;
  • - нет единства терминологии;
  • - отсутствует системный подход государства и стратегии в деле формирования агломераций и роли государства в их поддержке;
  • - нет институциональных условий: отсутствует эффективная, профессиональная инфраструктура поддержки и формирования агломераций как в национальном, так и региональном контекстах;
  • - агломерационная практика в России значительно опережает теорию; это происходит потому, что в стране (и это очень хорошо для формирования агломераций) присутствуют механизмы самоорганизации, используемые на практике вне зависимости от наличия методологической базы, а в силу действия объективных законов и на основе опыта работы и интуиции отдельных руководителей на местах.

Различные современные подходы к управлению социально-экономическими системами, применяемые в России, не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике. Такое разнообразие инструментов и рекомендаций требует нового осмысления и систематизации для выработки единой методологии управления. Содействие адекватному формированию агломераций как форме модернизации национальной экономики и комплексного инструмента развития должно стать важной государственной задачей на многие десятки лет. Тем более, что подверженность социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими как внешние, так и внутренние резервы и достигать намеченных целей в соответствии с национальными интересами.

Проблемы крупных российских городов определяются состоянием коммуникаций; жилья; транспорта; экологии; наличием земли для развития (ее отсутствием); правовыми ограничениями; дефицитом (или наличием) финансов для развития.

Сегодня города конкурируют за привлечение бизнеса, предлагая более благоприятные условия. При этом в некоторых из них уже возникают проблемы, связанные с тем, что возможные инвестиции не обеспечиваются имеющимся городским инфраструктурным потенциалом (дефицит энергоснабжения и водоснабжения, недостаток рабочей силы, отсутствие необходимых площадей для производственного и жилищного строительства, неразвитость транспортной сети).

Другой проблемой является оптимизация расселения жителей. Пока оно в значительной степени стихийно, а соответствующие разрозненные меры не приводят к должному результату.

Развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей города для размещения производства, инфраструктуры и т.п., и необходимостью его развития на более широкой территориальной базе. Эти вопросы должны решаться комплексно с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий, в формате агломерации.

Другая «острая» проблема: сегодня происходит уменьшение людности средних и малых городов, а значит сокращение их экономического потенциала. Учитывая динамику оттока молодежи, эти города рискуют превратиться в поселения пенсионеров, а их трудовой потенциал будет представлен преимущественно малоквалифицированной рабочей силой. Соответственно, в этих городах сократятся и возможности для размещения современных производств.

Избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Города стали задыхаться в пробках, резко обострилась проблема подключения к коммунальным ресурсам новых предприятий и жилых домов, миграционная волна с трудом поддается управлению и т.д. Таким образом, существенным ограничителем для развития областных столиц стала недоразвитость или даже истощенность периферии. Стихийное, варварски дикое высасывание ресурсов из периферии должно уступить место целенаправленному и культурному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия городов по цивилизованному восстановлению и развитию периферии должна приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством (вернее, элитой) крупных городов и районов совместно с бизнесом при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций) с населением 1 млн человек и более, еще 2 пороговые агломерации. Крупные групповые системы расселения (агломерации) отличаются динамичностью экономического развития, высокой концентрацией человеческих, производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой инфраструктурой, обеспечивающей связь с национальным и глобальным рынками. Значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния.

Рис. 1. Городские агломерации России


Крупные агломерации, располагаясь на значительной территории, способны организовать экономическую и социальную жизнь на большом пространстве вокруг себя. Предъявляя многократно возросший потребительский спрос к окружающим их территориям, агломерации превращаются в центры освоения и управления экономическим развитием регионов. Востребованность агломераций в России также связана с необходимостью повышения инвестиционной привлекательности территорий, созданием центров притяжения производств и инновационных технологий.

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Таблица 1

Численность городского населения агломераций России Состав агломераций определен экспертным путем

Название агломерации

Численность населения

Название агломерации

Численность населения

Московская:

города - 81

  • 17,315,765
  • 15,386,703
  • 636,035

Саратовская:

города - 2

  • 1,117,188
  • 1,036,353
  • 33,818

Санкт-Петербургская:

города - 32

  • 6,229,871
  • 5,511,269
  • 170,208

Пермская:

города - 2

  • 1,143,832
  • 1,039,129
  • 4,523

Самарско-Тольяттинская:

города - 11

  • 3,170,141
  • 2,428,871
  • 125,902

Уфимская:

города - 2

  • 1,235,459
  • 1,064,705
  • 22,358

Екатеринбургская:

города - 11

  • 2,053,610
  • 1,914,926
  • 138,684

Красноярская:

города - 3

  • 1,155,477
  • 1,024,412
  • 36,985

Нижегородская:

города - 11

  • 2,097,222
  • 1,892,048
  • 36,106

Новокузнецкая (Кузбасская):

города - 7

  • 1,205,805
  • 1,096,395

Ростовская:

города - 6

  • 2,095,551
  • 1,703,226
  • 10.619

Краснодарская:

города - 3

  • 1,343,964
  • 976,675
  • 69,476

Новосибирская

города - 5

  • 1,997,313
  • 1,616,792
  • 119,323

Иркутская

города - 6

  • 1,081,386
  • 1,024,598
  • 16,447

Волгоградская:

города - 4

  • 1,517,398
  • 1,313,518
  • 102,237

Воронежская:

города - 3

  • 1,174,824
  • 906,206
  • 70,008

Казанская:

города - 5

  • 1,560,459
  • 1,311,748
  • 39,571

Владивостокская:

города - 7

  • 1,199,063
  • 1,102,210
  • 23,116

Челябинская:

города - 4

  • 1,534,763
  • 1,300,246
  • 22,174

города - 2

  • 1,260,889
  • 1.150 ,910
  • 31,203

Общее число городского населения в агломерациях? 44,562,960

Общее число городов в агломерациях - 201

Общее число пгт в агломерациях? 197

Доля агломераций в городском населении России? 42%. За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар), еще в трех численность жителей существенно не изменилась (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план - эффективный инструмент содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе 2009 ?2010 гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» (КИП). Это обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, сочетание интересов государства и бизнеса и т.п. Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик, кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (2009?2010 гг.) указывает на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые можно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т.п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона России в этом деле по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализовать крупные межрегиональные инфраструктурные проекты и решать проблемы поддержания единого правового пространства в РФ весьма сложно. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничением полномочий и механизмами совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т.п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, таких, как система правил оптимального сочетания целеполагающего и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы, государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, по созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект, после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Закрепление за содействием формированию городских агломераций приоритетного значения и определение ответственного координатора (в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) вытекает из Стратегии 2020 и пяти задач, выдвинутых президентом России для осуществления модернизации экономики страны.

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

  • · развитие экономических преимуществ агломераций;
  • · создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;
  • · обеспечение прав собственности;
  • · развитие транспорта и получение доходов от транспорта;
  • · обеспечение правильной структуры поселений;
  • · четкое определение роли городских центров в рамках агломерации;
  • · компетенция и полномочия различных институтов;
  • · развитие глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Для формирования современной агломерации имеются важные предпосылки, оно происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного воздействия (пока оно не выстроено). Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами формирования и развития современных городских агломераций - центров постиндустриальной экономики. Агломерация - это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра - содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающие политическую стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т.п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях? не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это прежде всего проблема реализации внятной социальной политики, системно осуществляемой на корпоративном и региональном уровнях.

Городские агломерации начали появляться с давних времен. Они образуются и растут и по сей день. Стоит объяснить, что означает термин «агломерация». Самое простое определение: «агломерация - это компактная пространственная совокупность поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями».

Вопрос создания городских агломераций в последнее время стал одним из самых актуальных и часто обсуждаемых. Причем интересует он самые широкие слои населения. По данной теме проводятся научно-практические конференции, издаются специальные выпуски журналов, проходят заседания региональных правительств. Данный вопрос оказался у всех на слуху после того, как Минрегион в 2007 году заявил, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России.

Если крупные города были названы чудовищами, приговорёнными к непрерывному росту (по выражению французских географов Ж. Божё-Гортье и Ж. Шабо), то агломерации - близкие скопления городов - являются настоящими титанами. Многих такой рост пугает, результатом чего служит яростная критика таких образований. Агломерации считают результатом несистематичного роста городов, растекающемуся как маслянистое пятно. Разбухающий мегаполис, поглощающий скопление окружающих его поселений-спутников уподобляют губительным болезням или стихийным силам природы. Это как сошедшая лавина или неудержимое наводнение, сметающее все, что станет на пути. Исследователь агломераций Мишель Руж назвал агломерации «раковой формой градостроительных образований».

Известны и обратные точки зрения. Агломерации описываются как оптимальные формы современного расселения, с глубоким будущим, полагая, что они решат проблему несистемных расселений и улучшат жизненные условия.

Диапазон мнений, сильный разброс оценок отнюдь не случайны. Это объясняется тем что, как и город, агломерация -- очень противоречива в своей сути и соединяет, и очевидные отрицательные, и несомненно положительные черты.

Несмотря на то, как люди воспринимаю агломерации, они - неизбежная реальность, следующая законам развития. На сегодняшний день во многих странах, не города, а городские агломерации -- основная форма расселения. И они продолжают множиться в числе и размерах. По оценкам московского проектного института «Гипрогор», 34 наиболее крупные агломерации России, занимая только 153,7 тыс. км2, сосредоточивают 50,5 млн. человек, т.е. 1/3 населения страны.

Главные преимущества агломерации - возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.

Надо сказать, что в России сегодня обсуждаются перспективы Московской, Иркутской, Красноярской, Челябинской, Владивостокской, Томской и других агломераций. В любом случае интерес к агломерациям - это интерес к поиску дополнительных возможностей развития вне рамок формальных административно-территориальных границ. В современных условиях агломерация дает возможности для повышения эффективности использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, повышения качества жизни. А это мощные факторы роста конкурентоспособности и привлекательности территориальных систем.

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей.

Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Можно сказать, что «глобальные города»-агломерации стали центрами современного мира стали «глобальные города» - агломерации, наделенные колоссальными финансовыми и политическими функциями. Ни одно государство не может быть в числе лидеров, если не имеет хотя бы одного «глобального города». Даже поверхностное знакомство со статистикой позволяет понять, что экономический потенциал глобальных городов огромен. Их первая десятка дает свыше 1/10 всего ВВП мира .

Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов» . Однако наиболее употребляемое понятие «городская агломерация».

В настоящий момент нет общепринятого определения городской агломерации. Между тем понятие агломерации значимо не только для теоретиков, но и для практиков, которым в конкретных случаях необходимо определять, относится ли некоторая территория (поселение) к агломерации. От ответа на этот вопрос зависит не только формирование стратегий, но и элементарная статистика.

Термин агломерация (от лат. agglome-rare - присоединять, накоплять) - англ. agglomeration; нем. Agglomeration, применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В экономической географии разных стран данное понятие определяется различными терминами. Общим для всех этих понятий является то, что все они характеризуют совокупность населенных пунктов, между которыми существуют функциональные связи. При этом во всех странах установлены четкие критерии, по которым то или иное скопление населенных пунктов можно отнести к городским агломерациям.

Необходимо разобраться в природе городской агломерации, с этой целью, рассмотрим критерии, по которым скопления населенных пунктов относят к агломерациям.

Этими критериями обычно являются численность населения центрального города, объемы маятниковых миграций, плотность населения территории.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Рассмотрим данные в литературе определения слову «агломерация».

В отечественной географии под агломерацией понимают скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данное определение было сформулировано в конце 50-х - начале 60-х гг. Г. М. Лаппо и В. Г. Давидовичем , а затем закреплено в Большой Советской Энциклопедии.

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

В соответствии с определением, агломерацию отличает общность повседневной жизни населения ее территории, наличие ежедневных трудовых маятниковых миграции в будние дни, использование единого набора рекреационных объектов по выходным.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Харченко К. В. подчеркивает, что внешний контекст понятия агломерации очерчивается понятиями город, окраина, пригород, сельская местность, регион. В пространственном отношении агломерация включает весь пригород (реже отдельные пригородные зоны) и часть сельской местности (в зависимости от ориентаций ее жителей), т.е. некоторую долю территории региона. В содержательном плане жизнь в пределах агломерации может не отличаться от жизни на городских окраинах .

Иногда пространственный аспект агломерации определяют через единство признаков приближенности и отдаленности по отношению к городу-ядру. Так, Е.Н. Королева отмечает, что «в отечественной науке под агломерацией понимается территориальная группировка городских и сельских поселений, сближенных, но разделенных пространственными разрывами» . Все же развитие транспортных и информационных коммуникаций приводит к тому, что фактор близости расстояния перестает играть ключевую роль в определении профиля территории: входить в агломерацию могут и относительно удаленные поселения. Отдаленность - также не характерный признак, поскольку интенсивное строительство как в городе, так и в пригороде приводит к сокращению разрывов между поселениями.

Трудность в определении понятия агломерации состоит в том, что мнения на этот счет тяготеют к двум полюсам: является ли агломерация сплошной территорией вокруг города-ядра или же она представляет собой совокупность очагов городской среды среди сельской местности.

Выбор определенной позиции на этот счет важен постольку, поскольку определяет дальнейшее понимание агломерационных процессов. Так, вопрос состоит в том, можно ли признать роль субъективного фактора (представлений жителей) в определении внешней границы агломерации, а также в том, какой признак отнесения территории к агломерации является первичным, территориальный или функциональный. В первом случае во главу угла будут поставлены пространственные факторы, а во втором - социальные (специализация территории, род занятий населения, соотношение между работающими и проживающими на данной территории).

С формальной точки зрения к агломерации можно отнести некоторую сплошную территорию, отвечающую одному из следующих признаков:

транспортная доступность в течение определенного времени, например, одного часа ;

административное соответствие нескольким муниципальным районам, прилегающим к району города-ядра.

Данный подход имеет право на существование, поскольку предлагает четкие объективные критерии. Все же сфера его применения - макромасштаб, например, рамки стратегии развития региона. Если же опуститься на уровень ниже, понимание агломерации как сплошной территории обнаружит целый ряд недостатков.

В пригородную зону входят территории, существенно различающиеся по своему назначению. Помимо поселков с городским укладом жизни, это могут быть следующие типы территорий:

села, население которых занято в аграрной сфере, ничем не отличающиеся от удаленных районов;

дачные поселки, в которых большинство строений пригодны лишь для сезонного проживания;

коттеджные поселки, т.е. благоустроенное «второе» жилье;

иные территории индивидуального жилищного строительства (например, дома молодых семей - участников ипотечных программ; единственное жилье, предназначенные для постоянного проживания).

Понимание агломерации как совокупности очагов городской среды добавляет к определению данного понятия такой характерный признак, как непостоянство внешних границ. Это означает, что с течением времени в орбиту города-ядра могут включаться новые поселения (теоретически возможен и обратный процесс), и при этом определяющим фактором будут не административные решения, а совокупная воля людей как результирующая действий индивидов.

Качественным признаком агломерации является объединение входящих в нее поселений в динамичную систему многообразных связей. Характер этих связей определяет, будет ли агломерирование территории социальной проблемой или же источником экономического роста.

Наиболее типичная связь для российских агломераций - маятниковая миграция большинства населения, направленная в сторону города-ядра. Отметим, что собственно маятниковая миграция не должна быть «качественным признаком» агломерации в силу отрицательных эффектов -лишних затрат времени людей, нагрузки на природную среду. Более того, избегать маятниковой миграции нужно даже в границах собственно города, развивая рабочие места и социальную инфраструктуру на окраинах .

Для российских реалий признак транспортной доступности является определяющим в формировании агломерации: в самом деле, без развитого общественного транспорта маятниковая миграция исчезнет, и если поселение не сможет быть самодостаточным, оно исчезнет по причине миграции в строгом смысле этого слова.

В настоящее время все большую актуальность приобретает экономический, институциональный анализ агломерационных процессов, анализ и прогнозирование внешних эффектов. Процессы агломерации в институциональном значении характеризуются следующим образом. Агломерация предполагает создание принципиально новой системы управления территориальным развитием и планированием. Агломерация предполагает выстраивание договорных отношений самостоятельных муниципалитетов относительно предметов общего интереса, например общих экономических или инфраструктурных процессов. Мировой опыт свидетельствует, что агломерации, создаваемые по административной инициативе, как правило, неустойчивы и распадаются при завершении административного вмешательства и финансирования.

В качестве основных способов ускорения агломерационных процессов в публикациях называются :

* форсированное развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров;

* координация системы территориального развития и использования земель, согласованная экологическая политика;

* реализация проектов, направленных на расширение «узких мест» в ресурсном обеспечении агломерации (обеспечение стройматериалами, электроэнергией, водой и др.);

* развитие социокультурного пространства.

Формирование крупных современных агломераций обеспечивает следующие эффекты. Во-первых, агломерация увеличивает для населения возможность доступа к научной, производственной и культурной информации, возможность выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям. Во-вторых, эффект масштаба для региональной экономики, современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и, что самое важное, - сектор услуг. Возникновение агломерации создает как возможность прихода в регион крупного бизнеса, так и возможности для местных компаний дорасти до уровня лидеров рынка.

В-третьих, создание емкого и разнообразного рынка труда. У людей появляется возможность быстро найти работу, отвечающую их квалификации и личной жизненной стратегии. В-четвертых, «инфраструктурный эффект», который имеет важнейшее значение.

Проекты строительства новых энергомощностей, мощных транспортных комплексов - портов, аэропортов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов - оправданы и имеют большую экономическую отдачу именно для агломераций. То же касается образовательной и особенно инновационной инфраструктуры.

Положительные эффекты агломерации описаны в публикациях Losch A., 1944, Maier G., Todtling F., 1992, Giffinger R., 2004 и др.

В результате создаются условия ускоренного социально- экономического развития территорий, что позволяет «ядрам» агломераций повысить собственный статус в городской и региональной иерархии.

Необходимо так же сказать, что современные российские агломерации - дети советской системы. Тогда города часто основывались в труднодоступных районах, богатых нефтью и газом, обеспечение их функционирования чрезвычайно затратно. Большое число городов имеет единственное градообразующее предприятие. Ряд мегаполисов имеет крупные промышленные объекты, расположенные в центральных районах. Вокруг многих городов находятся дачные поселки.

Но нашим агломерациям присущи и общемировые черты: развитие рынка земли и недвижимости, отражающего реальную стоимость объектов в различных районах; постепенное выведение крупных промышленных производств на окраины; развитие транспортного сообщения между центром и окраинами; другие приспособления городской среды к нуждам населения.

Необходимо отметить, что при обсуждении перспектив образования агломераций в России существенно меньшее внимание уделяется исследованию отрицательных внешних эффектов агломерации. Это мешает систематизировать практический опыт в целях регулирования и прогнозирования агломерационных процессов. В этой связи представляют интерес результаты исследований социально-экономической реструктуризации, происходящей в городе Перми и соседних муниципальных районах.

Итак, городская агломерация -- компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.

К основным признакам агломерации относятся:

Плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек);

Маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб;

Доля работающих вне места жительства;

Количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром;

Число телефонных разговоров с центром;

Производственные связи;

Связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.)

Агломерация - это ключевая форма современного расселения, качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему . Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации не­производственной деятельности, высших форм обслуживания.

Формирование агломераций . В основе их развития заключена территориальная концентра­ция деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» (рисунок 2.5).

Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его хозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия)

динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территориях, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в пригородные территории. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками .

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструктор­ские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.), как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного ком­плекса города. В других - они возникают в ответ на потребно­сти города и страны, создаются усилиями разных отраслей хо­зяйства, будучи привлечены благоприятными условиями разви­тия в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Постепенно он становится организационно-хозяйственным и культурным центром. Все это определяет его приоритетный рост и посте­пенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.



Так происходит становление города, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников начинает преобладать замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями.

Формирование агломерации - выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости. В то же время как специфическая форма расселения они имеют некоторые общие свойства. Отметим те, которые могут быть названы фундаментальными (по Г. Лаппо):

· интенсивное и эффектив­ное взаимодействие. Агломерация предстает как ареал ближ­них связей, не требующих больших затрат времени и средств;

· взаимо­дополняемость (комплементарность) составляющих элемен­тов - центров разного профиля. Города и поселки взаимно ори­ентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутриагломерационных связей;

· динамизм развития и функционирования;

· концентрация прогрессив­ных элементов производительных сил, с которыми связана раз­работка нового в науке, технике, культуре. Это делает агломерацию «точ­кой роста» и фактором развития прилегающей территории.

Все перечисленные свойства определяют роль агломерации как очага и побудителя развития, источника возникновения и распростра­нения инноваций.

В агломерации, как и в городе (в расселении вообще) дейст­вует закон самоорганизации. Однако нельзя ожидать, что агло­мерации будут жить как бы в режиме автоматического регули­рования на основе этого закона. Необходимо разработать кон­цепцию развития каждой агломерации и на ее основе создать план рационального природопользования, сбалансированного развития всех составляющих ее элементов в экологически допустимых рамках. Это - обязательное условие эффективного использования потенциала агломераций.

Пространственная структура агломераций . Границы, разделяю­щие разные части агломерации (рисунок 2.6), опре­делены прежде всего условиями доступности центра. От этого же зависит и ее общая граница. Различия в доступности высту­пают в качестве исходного условия дифференциации, которая в дальнейшем усиливается и делается отчетливее под влиянием интенсивности связей зоны спутников с городом-центром, ха­рактера использования территории, плотности

размещения объектов, уровня транспортной обслуженности и т.д. Диффе­ренциация агломераций носит мозаичный, ячеистый характер .

Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиаль­ные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения насе­ления, пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды.

Между лучами расселения, которые выглядят или сплошной полосой непрерывной застройки, или цепочкой населенных пунктов, разделенных открытыми буферными зонами, прости­раются зеленые клинья. В градостроительных схемах им отводится важная роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошное застроенное пятно, а зеленые клинья вводятся в структуру самого города-центра. Очень часто наблю­дается подобие каркасов центрального города и зоны спутни­ков. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечи­вает взаимодействие составляющих пригородную зону частей. Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающие­ся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов. Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представля­ют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плот­ность населения и

наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса высока доля жителей, работающих в цент­ральном городе. Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны пери­ферийным районам города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и харак­теру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других по­селений, они раздвигают границы агломерации .

Замыкающие спутники располагаются там, где центростре­мительные потоки маятниковой миграции из-за предельного рас­стояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спут­никам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.

В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются лока­лизации повышенной плотности, получившие название агло­мераций второго порядка (Г. Лаппо, З. Яргина). Чаще всего они возглав­ляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся раз­мерами, развитостью функциональной структуры, центрально­стью). Есть и биполярные образования. В агломерациях второго порядка, вследствие повышенной концентрации населения и производства осложняется планировочная и эколо­гическая обстановка.

Второй пояс спутников формируется в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами - сельско­хозяйственными и лесными ландшафтами.

Внешняя, зона, окаймляющая зону спутни­ков, не связана с центральным городом ежедневными трудо­выми поездками населения. Наибольшее значение имеют рек­реационные связи, резко возрастающие летом. В это время агло­мерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно рас­ширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жиз­недеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее обра­зование с периодически перемещающимися границами .

По мере эволюции агломераций происходит последователь­ное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транс­порте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получа­ют роль ближних противовесов городу-центру.

Центр агломерации . Формирование агломерации на базе крупного города - естественный процесс саморазвития расселения. Компактный город имеет преимущества перед аг­ломерацией, но до известных пределов. Растягивание его тер­ритории не может быть беспредельным. Г.А.Гольц рассчитал, что при размерах городской территории свыше 500 км 2 принци­пиально невозможно с помощью общественного транспорта обеспечить приемлемые затраты времени на трудовые поездки. Сооружение метрополитена позволяет поднять верхний предел размеров территории города до 800 км 2 . Москва этот предел уже существенно превысила.

Известно, что из расположенных на транспортных ра­диусах спутников достичь центра главного города агломерации можно при значительно меньших затратах времени, чем из не­которых периферийных районов главного города. Таким образом, в основе возникновения и развития агломераций лежат определенные экономические и социальные причины. Город как центр агломерации берет на себя дополнительные обя­занности по обслуживанию своего окружения и одновремен­но использует это окружение для решения собственных проблем, что приводит к существенным изменениям самого города . Часто в зону спутников переме­щаются такие территориеемкие звенья градообразующей базы, как испытательные полигоны различной техники, выпускаемой предприятиями города, сортировочные железнодорожные стан­ции, склады, аэропорты и т.п. Помимо того, что эти объекты требуют большой территории, во многих случаях они пожаро- и взрывоопасны, являются наиболее активными и крупными за­грязнителями атмосферы, почвы и воды.

В городах спутниках последовательно улучшаются условия для приобщения его населения к сосредоточенным в горо­де-центре ценностям, благам культуры, искусства, образования, деловой активности, науки, техники, всякого рода информаци­онным центрам. У жителей спутниковой зоны, использующих места приложения труда, сконцентрированные в центральном городе, расширяются возможности выбора рода и места работы.

Город-центр агломерации, расширяя и совершенствуя обя­занности по отношению к зоне спутников, соответствующим образом меняет также свою планировочную структуру. Она на­сыщается элементами, с помощью которых осуществляются кон­такты с окружением. В Московской агломерации можно выявить следующие новообразования в планировочной струк­туре ядра агломерации (Г. Лаппо, З. Яргина).

1. Совмещенные или предельно сближенные остановки го­родского (метро) и пригородного (электропоезда) транспорта: на Рязанско-Казанском железнодорожном радиусе («Электро­заводская», «Выхино»), Рижском («Дмитровская», «Тушино»), Смоленском («Беговая»), Курском («Текстильщики»), Нижего­родском («Серп и молот» - «Площадь Ильича»), Павелецком («Коломенская» - «Варшавская»). Кроме того, городской и при­городный транспорт состыкованы у всех вокзалов, т.е. по всем одиннадцати железнодорожным направлениям.

2. Промышленные и научно-производственные зоны в пе­риферийных районах центрального города как бы выдвинуты навстречу устремленным к нему потокам маятниковых мигрантов. В Москве такие зоны возникли в полосах, прилегающих к железнодорожным радиусам (Чертаново, Дегунино, Бирюлево, Очаково и др.), которые дополнили уже ранее сложившиеся (Перово, Текстильщики, Люблино).

3. Торговые центры - универсамы и рынки на привокзаль­ных площадях, иногда у периферийных пригородно-городских транспортных узлов.

4. Автостанции у конечных станций метрополитена, от которых начинаются многочисленные автобусные маршруты, связывающие город-центр с зонами спутников.

Зона спутников и город-центр охватываются общим эколо­гическим каркасом. Городские парки и лесопарки служат про­должением зеленых клиньев, подходящих из пригородной зоны по межрадиальным секторам.

Одним из результатов усиливающегося взаимодействия цент­рального города с его окружением является территориальное разрастание застройки навстречу друг другу, обычно не преду­сматриваемое в генеральных планах и схемах районной плани­ровки. Зеленый пояс, который должен отличаться стабильно­стью и играть ключевую роль в экологическом каркасе, подвер­гается экспансии со стороны и города-центра и его спутников.

Сложившаяся в современном градостроительстве традиция периодически пересматривать границы города, расширять его территорию при­водит к необходимости изменять и территориальную организа­цию региона, что маскирует процесс агломерирования. Одна из причин активного поглощения городом больших пространств пригородной зоны - отсутствие цены на землю. Этим же объ­ясняется и бесхозяйственное использование городской терри­тории .

Города-спутники. В Градостроительстве так на­зывают создаваемые специально поселения вблизи какого-либо крупного города для решения его проблем, регулирования эконо­мической базы, стабилизации или торможения роста населения. К этой категории следует также отнести все поселения, сформи­ровавшиеся в непосредственном окружении крупного города, независимо от того, возникли они стихийно или создавались специально по разработанным проектам. Спутники, создаваемые для регулирования роста крупных го­родов, - своего рода реакция на их гипертрофию - очень рас­пространенная категория нового города в XX веке. Положение вблизи столиц предъявляло повышенные требования к качест­ву новых городов. Их проектирование и строительство способ­ствовало повышению градостроительного искусства и разработке ряда актуальных проблем градостроительства.

Плеяда городов-спутников Лондона, города Парижского района, разместившиеся на осях развития - ориентирах пространст­венного роста Большого Парижа, спутник шведской столицы Веллингбю и финской Тапиола стали типичными приме­рами городов-эталонов .

Развивать систему городов-спутников Москвы предлагалось уже в первые послереволюционные годы в планах реконструк­ции столицы Сакулина (1918 г.) и Шестакова (1921-1925 гг.; рисунок 2.7). В 1950-х годах для Мос­ковского региона также была разработана схема размещения городов-спутников. Один вариант преду­сматривал создание кольца ближних спутников, удаленных от Москвы на 34-40 км. В другом намечалось кольцо дальних, на расстоянии 70-80 км.

Удачный пример города-спутника - современный Зеленоград - один из самых привлекательных новых городов России. Насе­ление спутника предполагалось формировать за счет москвичей, которые выразят желание переехать в город-спутник. Чтобы люди не чувствовали себя ущемленными, было принято решение счи­тать Зеленоград административным районом столицы.

Другим примером города-спутника является г. Дзержинск. Причиной создания Дзержинска вблизи Нижнего Новгорода стало строительство комплекса химических предприятий общесоюзного значения.

Типы городов-спутников. Выделяются две основные кате­гории (по Г. Лаппо):

а) города, ориентированные своими функциями на удовле­творение потребностей города-центра как сгустка населения, производственного, коммунально-хозяйственного и строитель­ного комплексов. Таковы поселения при аэропортах, станциях аэрации и водопроводных, предприятиях строительных материалов. Сюда же относятся центры-поставщики полуфабрика­тов и вспомогательных материалов (текстильное сырье, пресс-порошки для изготовления пластмассовых изделий, формовоч­ные пески и др.) и т.п.;

б) центры, специализирующиеся на видах деятельности и про­изводствах, аналогичных тем, которые составляют верхние ярусы функциональной структуры главного города. Таковы центры фундаментальных научных исследований (города – наукограды).

Типологически, генетически и функционально - города-спутники очень разнообразны. Типологические схемы, известные из градостроительства и урбанистики, обычно не распространяются на города-спутники. Основными критериями разделения на типы яв­ляются характер взаимоотношений с городом-центром, а также развитость функциональной структуры и положение в агломе­рации.

В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализи-рованного центра с простой функциональной структурой. Если основное производство или вид деятельности «обрастает» другими, функционально связанными с основным, возникает спутник-специализированный комплекс. Если два (или более) территориально сближенных спутника-специализированных центра сливаются в один, то возникает многофункциональ­ный спутник-конгломерат. В Подмосковье таковы Кашира, ко­торая поглотила город Новокаширск (при Каширской ГРЭС), Дубна, к которой присоединен был город Иваньково и др.

Многофункциональные спутники формируются в результате естественного развития города, постепенно услож­няющего и умножающего выполняемые им обязанности. Главные функции спутников:

· находиться в тесном взаимодействии с городом-центром;

· обслуживать его потребности;

· участвовать в решении его проблем;

· спо­собствовать реализации его потенциала.

Выполняя эти основные функции, города-спутники естествен­ным образом создают вместе с городом-центром целостное един­ство - функциональное, планировочное, расселенческое. Весьма существенно различаются спутники в зависимости от своего положения в территориальной структуре агломера­ции. Распространены спутники-пригороды, свойственные многим развитым агломерациям и особенно характерные для Мос­ковской. Один из них город Люберцы - пря­мое продолжение юго-восточной части Москвы, которая в 1980-х гг. перешагнув МКАД, вступила с ним в непосредственное соприкосновение .

По положению в системе расселения, выде­ляются следующие основные типы: а) город-пригород; б) замы­кающий спутник; в) центр агломерации второго порядка; г) «спутники-спутников». В роли «спутника спутников» обычно выступают узкоспециализированные центры.