Что такое нулевое окончание? Бывает ли первое, второе и третье окончания? Грамматическое значение слова. Способы и средства выражения грамматических значений. Грамматическая форма. Грамматическая парадигма слова. Грамматическая категория. Типология грамма

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер. Грамматическое значение сопровождает лексическое значение, накладывается на него, иногда грамматическое значение ограничено в своем проявлении определенными лексическими группами слов.

Лексические значения выражаются знаменательными словами, формообразующими основами, корневыми морфемами.

Грамматические значения выражаются аффиксальными морфемами, служебными словами, значащими чередованиями и другими средствами.

Средства выражения ГЗ:

1) Окончание: * значение рода, числа, падежа ИС, ИП, причастий, местоим. (голубое небо (ср.р., ед.ч., И.п.), летящей птицы) * значение падежа числит-го (два, двух, двумя) * значение лица, числа, рода глагола (сижу, сидишь, сидят)

2) суффикс: * значение прош.вр. глагола (-л-) * значение вида глагола (узнать – узнавать, записать – записывать) * значение сравнит. и превосх. степени ИП (белее, редчайший) * значение мн.ч. ИС (муж – муж-j-а)

3) Приставка: * значение превосх. степени ИП (наи-) * значение соверш. вида глаг. (делал – сделал)

4) Предлоги: * выражение падежн. оконч. ИС, числит., местоим. Обычно + окончание (у дома – Р.п.) * падежн. значения неизмен. ИС предлоги выражают самостоятельно, без окончания (кафе: в кафе – П.п., у кафе – Р.п.)

5) Вспомогат. слова: не обладают своим ЛЗ, обслуживают грамматич. потребности полнозначных слов: * частицы (бы – условное наклонение глагола, пусть – повелит.) * вспомогат. глаголы (буду петь) * сравнит. и превосх. степени наречий и ИП (более, менее, сам, самый, всех)

6) Ударение: * вместе с аффиксами (созда´ть – создава´ть) * самостоятельно (дела´ (мн.ч.) – де´ла (Р.п. ед.ч.)

7) Чередование звуков: * вместе с аффиксами (осветить – освещать)

8) Интонация: передача оттенков повелит. накл. (Встань. Молчать!)

9) Контекст: если речь идет о двувидовых глаголах (женить а) т.е. уже совершить б) т.е. еще совершать)

Способы выражения ГЗ:

1) Синтетический – при помощи средств, находящихся в самом слове (окончания, суффиксы, приставки, ударение, чередование).

2) Аналитический – при помощи средств вне слова (предлоги, вспомогат. слова).

Обычно состоит из 2 компонентов: носитель ЛЗ + носитель ГЗ (в (ГЗ) школе (ЛЗ))

3) Некот. слова выражают отдельные ГЗ супплетивным способом – когда разные основы (плохой – хуже).

В парадигме одного слова объединены различные формы (и синтетич., и аналитич., и супплетивные).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Грамматическое значение слова. Способы и средства выражения грамматических значений. Грамматическая форма. Грамматическая парадигма слова. Грамматическая категория. Типология грамматических категорий.:

  1. 2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА. ПАРАДИГМА.
  2. 21. Грамматическая форма, грамматическое значение слова, морфологическая пара-дигма, морфологическая категория. Принципы классификации морфологических категорий.
  3. ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. ОТЛИЧИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ОТ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ.

1. Окончание слова

Для понимания данной темы, важно вспомнить, что у слова есть:

Лексическое

Грамматическое значение.

О лексическом значении слова сообщает нам основа слова , а о грамматическом - окончание .

В таких словах, как смотришь, лица, синего о грамматическом значении слова нам говорят окончания.

Окончание -ишь в глаголе смотришь сообщает нам о том, что это глагол 2 лица, единственного числа;

Окончание в существительном лица о форме именительного или винительного падежа множественного числа;

Окончание -его в прилагательном синего говорит о мужском роде, форме родительного падежа единственного числа.

Окончание - значимая часть слова, которая выражает грамматическое значение слова.

Просклоняем и проспрягаем слова и понаблюдаем, что меняется в слове:

родная, родной, родного, родную, родной, родной;

ваза, вазы, вазе, вазу, вазой, вазе;

применяю, применяешь, применяет, применяем, применяете, применяют.

Замечаем, что изменились только окончания. Приходим к выводу:

Когда мы склоняем или спрягаем слова, лексическое значение остаётся тем же самым, изменяются только окончания. Это значит, что изменяется грамматическое значение слова.

Окончания выражают следующие грамматические значения:

У существительных - число и падеж;

У прилагательных - род, число, падеж;

У глаголов настоящего и будущего времени - лицо и число;

У глаголов прошедшего времени - род и число.

Для того, чтобы выявить грамматическое значение слова, нужно:

Изменить слово (просклонять или проспрягать) → выделить окончание →

по окончанию сделать выводы

Про такие слова нужно говорить, что «слово заканчивается на… ».

Например:

«Слово сегодня , заканчивается на я »

Про изменяемые слова мы говорим «имеет окончание».

Когда изменяем слова, замечаем, что в некоторых формах отсутствует окончание, но оно обнаруживается в других формах.

Нулевое окончание тоже имеет грамматическое значение :

В слове портфель - указывает на форму именительного или винительного падежа единственного числа

В слове решил - на мужской род, форму единственного числа.

Ещё об одной важной роли окончания. Если мы возьмём отдельные слова, например: длительный, туристы, поход, из, возвращаться , понятен ли нам будет смысл? Конечно же, нет. Это просто набор слов. Попробуем составить предложение и понаблюдать, что помогло нам связать слова в словосочетания и в предложение.

Словосочетание:

возвращаться из похода , из длительного похода.

Предложение:

Туристы возвращаются из длительного похода.

Изменились формы трёх слов. Из набора слов получились словосочетания и предложение. Приходим к выводу, что окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончания - как маяки на незнакомом берегу, они освещают нам очень многое. А ещё можно представить, что это телефонисты, которые работают на телефонной станции.

Например:

Звонит местоимение я на станцию и обращается с просьбой: «Свяжите меня, пожалуйста со словом путешествовать». И морфема-телефонистка соединяет при помощи нужного окончания: я путешествую...

Окончание - значимая часть слова, которая выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, а также для образования разных форм одного и того же слова

2. Основа слова

Склоняя или спрягая слова, мы замечаем, что меняется только грамматическое значение слова, лексическое остаётся тем же. Если мы отсечём от слова окончание, то останется часть слова, называемая основой.

Запомнить помогает шуточное стихотворение:

А и Б сидели на трубе…

Окончанье отделилось и пошло гулять.

Что останется? Основа! Это надо знать.

Если в корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов, то в основе - лексическое значение слова со всеми теми оттенками значений, которое оно приобрело в процессе словообразования.

Так в слове безоблачный основа безоблачн - в ней заключено значение признака, например, дня: без единой тучки, совершенно ясный (день).

Основа выделяется так:

Нет таких слов, которые не имели бы основы

У неизменяемых слов всё слово является основой и состоит только из неё (например, в слове завтра).

Основа может состоять:

Только из одной морфемы (корня), например, в слове облако, ветры

Из двух морфем: гриб-ок, рас-свет

Из трёх морфем: без-облач-н-ый , при-дорож-н-ый.

В основе слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

В русском языке встречаются слова, где в окончаниях скрывается звук . Это бывает в тех случаях, когда буквы е, ё, ю, я обозначают не один звук, а два: лью, знание, поэзия, поёшь.

Для того, чтобы верно провести границу между основой и окончанием, нужно изменить слово, сделать фонетическую запись йотированных букв, а затем выделить морфемы.

Например:

В слове лью (фонетическая запись л´ ):

. л´ - окончание.

В слове поёшь (пошь )

. пошь - окончание.

Звук относится к основе слова, звуки [о], [а], [у], [э] - к окончанию.

Если представить, что все жители-морфемы решили построить дом, то основы слов будут закладывать прочный фундамент… Важно уметь находить основу , потому что это важная часть словообразовательного анализа.

Новое слово образуется именно от основы с помощью различных морфем, (после фундамента - дальнейшее строительство дома-слова) Например:

слово природный образовалось от существительного природа , путем присоединения к основе природ суффикса -н- : природа - природный.

Основа - часть слова, в которой заключено его лексическое значение. Важно выделять в слове основу, чтобы понять, от чего и с помощью чего оно образовалось.

Окончание - значимая часть слова, которая выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, а также для образования разных форм одного и того же слова.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Okonchanie-i-osnova-slova


Окончание представляет собой аффикс, который не входит в основу слова, а находится за ее пределами. Оно выделяется лишь в тех словах, которые имеют формы словоизменения. Из полнозначных слов, таким образом, не распадаются на основу и окончание наречие, категория состояния и деепричастие.
Окончание является служебной морфемой, выражающей синтаксические свойства слова в предложении. В ряду других значимых единиц слова оно выступает как элемент, с помощью которого указывается на отношение данного слова к другим словам. В связи с этим окончание резко противостоит всем другим морфемам. С его помощью образуются обычно не новые слова, а различные формы одного и того же слова.
Однако в некоторых словообразовательных типах имен окончание выступает словоформообразующей морфемой, являясь, собственно, не только окончанием, но и суффиксом. Это наблюдается, например, в существительных типа кума, супруга, раба и т. д., в которых окончания не только выражают синтаксические свойства слова, но и указывают на пол обозначенного словом действующего лица (ср.: кум, супруг, раб и др.).
За редким исключением, окончание замыкает морфемный состав слова, оформляя слово как структурно-грамматическую единицу.
Окончания могут быть как материально выраженными, так и нулевыми (см. §9). Материальное выражение окончания представляет собой один - три звука. Однозвуковые окончания, как правило, выступают в виде гласных (граждан-е, сорок-a, гост-и, семер-о, нес-у, мал-ы и т. п.). Окончания типа -шь, -т, -м нерегулярны, свойственны только глаголам и встречаются в единичных словах, например: да-шь, ес-т, созда-м. Окончания из двух звуков являются обычно закрытыми, представляют собой сочетание гласного и согласного (нес-ут, вод-ой, семер-ых, красн-ым и др.). В качестве замыкающих согласных в закрытых двузвуковых окончаниях могут выступать лишь звуки м, х, /, ф (изображается на письме в), с, т, ш. Открытые двузвуковые окончания типа -го, -ми, -те и т. п. (е-го, лоиладь-ми, береги-те) редки и непродуктивны. Окончания, являющиеся комплексом трех звуков, всегда открытые и состоят из гласного, согласного и гласного, например: мечт-ою, внимательн-ыми.
Фонетическое варьирование окончания в слове связано лишь с редукцией заударных гласных и является поэтому очень слабым.
Все употребляющиеся в настоящее время окончания воспринимаются как простые, несмотря на то что некоторые из них генетически представляют собой объединение двух и более морфем.
Выделение в слове окончания обычно трудностей не вызывает. Особенно ярко «отдельность» этой морфемы от других проявляется в категории прилагательного и глагола, в которых окончания предельно унифицированы и однотипны (в глаголах это наблюдается, несмотря на тесную спаянность суффикса с окончанием).
С точки зрения происхождения все употребляющиеся сейчас окончания представляют собой исконно русские морфемы. Заимствованных окончаний в современном русском языке нет. Употреблявшееся литературном языке XVIII-XIX вв. на правах одной из поэтических вольностей старославянское окончание род. пад. ед. числа прилагательных женск. рода -ыя, -ия (например: С рассветом алыя денницы. Пушкин; Среди долины ровныя. Мерзляков) ныне утрачено.
Состав и характер значения окончаний в разных лексико-грамматических разрядах различны. Если в глаголах, прилагательных и аналогичных им по формам словоизменения словах регулярные окончания составляют небольшую группу морфем с одинаковой возможностью употребления при самых разнообразных структурно-семантических основах, то в существительных количество окончаний значительно больше и сфера употребления их во многом зависит (помимо принадлежности к определенному роду) от специфики основы. Так, окончание -у способно присоединяться к любому глаголу, кроме дать и есть, независимо от того, какова основа, предшествует ли окончанию или нет тот или другой суффикс и т. д. (пишу, сапожничаю, совершенствую, мяукаю и т. д.). Иное наблюдается в именах существительных: наряду с продуктивными окончаниями, употребление которых зависит лишь от рода, имеется немало таких, появление которых в слове строго обусловлено его структурой и семантикой. Например, окончание им. пад. мн. числа -е появляется только тогда, когда существительное обозначает действующее лицо и имеет в единственном числе в составе своей основы суффикс -ин (например: гражданин - граждане, волжанин- волжане, славянин - славяне). Неударное окончание им. пад. мн. числа -а в существительных мужского и среднего рода появляется лишь в том случае, если основа множественного числа содержит суффикс -/- ИЛИ -066- (брус - брусья, перо - перья, сын - сыновья и т. д.). Слова женского рода в дат. и предл. падежах ед. числа имеют окончание -и только тогда, когда в слове основа оканчивается на -й (эволюции, станции, линии и т. д., ср.: задире, сторонке, основе и др.).
Различными являются (в разных частях речи) и значения окончаний, которые с этой точки зрения можно разделить на четыре группы: 1) л и ч н ы е окончания, указывающие на лицо и число, они наблюдаются в спрягаемых формах глаголов; 2) родовые окончания, образующие гот или иной род и одновременно указывающие на число; они выделяются в глаголах прошедшего времени и кратких прилагательных (читал - читала; весел - весела и т. д.); 3) падежные окончания, указывающие на падеж и число; эти окончания свойственны всем склоняемым словам; 4) числовые окончания, указывающие на число (в глаголе прошедшего времени и кратких прилагательных: просили, добры и т. п.).
Одним из наиболее ярких признаков системы окончаний современного русского языка является богатая омонимия. Один и тот же звуковой комплекс в качестве окончания выступает для выражения самых различных грамматических значений. Например, -а в слове сторона - это окончание им. пад. ед. числа, в слове стола это окончание род. пад. ед. числа, в слове города это окончание им. пад. мн. числа, в слове ждала это окончание ед. ч. женск. рода, в слове сорока это общее окончание всех косвенных падежей, в слове два это падежно-родовое окончание, указывающее на им. падеж и мужской-средний род и т. д. Более всего омонимия окончаний наблюдается в существительных.
Среди окончаний (прежде всего существительных) широко наблюдается и явление, противоположное омонимии,- синонимия. Синонимичны окончания, выражающие одно и то же грамматическое значение. Так, окончания -а, -ы (снега, стены), окончания -ем, -им (возьмем, держим) являются средством обозначения род. пад. ед. числа и
  1. го лица мн. числа. Синонимичные окончания выступают чаще всего при разных основах. Однако иногда они могут появляться в именах и при одной и той же основе. В таком случае они отличаются друг от друга или оттенками в значении, или стилистически (ср.: чая - чаю, токари - токаря, стеной - стеною, белой - белою, тысячей - тысячью и др.).
Среди синонимических окончаний наблюдаются как родственные (т е. вариантные, например, -о/о, -ой), так и генетически друг с другом не связанные (например, -у, -и, -ев предл. пад. ед. числа существительных мужского рода).
Когда у слова в одном и том же падеже имеются два разных окончания, одно из них основное, другое - побочное. Основным называется окончание, которое имеют если не все, jo подавляющее большинство слов того же склонения и рода; побочным - окончание. которое характерно наряду с основным лишь для отдельных разрядов или единичных слов. Существование побочных окончаний обусловлено или взаимовлиянием прежних различных склонений (сахара - сахару, слесари - слесаря, в лесу - о лесе и т. п.), или, если основное и побочное окончания являются вариантными, фонетическими причинами (молодой - молодою, душой-душою).

Окончание или флексия (лат. flixio - сгибание) - это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.

Грамматическое значение окончаний разных частей речи.

  1. Имя существительное . Окончания существительных

    река - реки - рекам

  2. Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:

    красивый - красивая - красивых

  3. Имя числительное . Окончания имён числительных указывают на их падеж и число:

    второй - второго - вторых

  4. Глагол . Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:

    читают - читает

    Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:

    Смотрел - смотрели - смотрело - смотрела

  5. Местоимение . Окончания местоимений указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:

    он - его
    свой - своего - своей - своих

  6. Причастие . Окончания причастий указывают на число, род и падеж:

    прочитанный - прочитанная - прочитанных

Окончание - это исключительно формообразующая морфема , которая не придает слову никаких дополнительных значений.

Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.

Нулевое окончание - это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:

  • Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
  • Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных - именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
  • Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
  • Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
  • Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
  • Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
  • Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал - писал бы; смотрел - смотрел бы; ходил - ходил бы.

Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:

Несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто

Притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их

Несклоняемые прилагательные: бордо, хаки

Наречия

Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.

Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

Дочк_ слуша_ мам_.

Добавим к словам части.

Дочка слушает маму .

Дочку слушает мама .

Дочки слушают маму .

Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.

Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.

Часть слова, которая изменяется, - это окончание.

Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.

Итак, окончание - это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.

Так как окончание - это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.

Возьмём слово стол.

Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась.

В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.

Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.

Найдём окончания в словах: дом, большой, красят . Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов.

Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания .

Например, прочитаем слова со значением множественного числа. (Дома, домов, большие, красят, красим ). На него указали окончания -а, — ов, -ие, -ят, -им.

Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» - «буква»)

Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму .

Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.

Каждое изменение слова - это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.

Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.

Это изменения одного слова или разные слова?

Окончание у слов одинаковое - -ишь.

Эти слова различаются основами. Это разные слова.

Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком.

Понять это название (основа) поможет слово основное .

У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне . Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.

Смысл слова - это основное , что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.

Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» - «слово, речь»).

Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?

1. берёза

на берёзе

под берёзой

берёзы

2. берёза

березняк

берёзка

подберёзовик

В первом столбике слова отличаются окончаниями.

Основа слов одинаковая (берёз-).

Когда различны окончания - это формы одного слова.

Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).

Когда у слов различны основы - это разные слова.

Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.

Начальная форма слова:

Прочитайте текст и найдите формы одного слова.

Журавль - самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный - за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)

длинные (какие?)

длинная (какая?)

длинный (какой?)

Это формы одного слова, так как различны окончания.

Одна их форм слова является начальной.

У каждого слова есть первая, начальная форма , с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.

Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?

Какой? - длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.

Начальная форма имени существительного - это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.

Кто? - журавль, птица, что? - шея, нос, голос

Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.

Что делать? - слыхать.

Ставим слова в начальную форму:

Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.

За крыльцом - за чем?, имя сущ., что? - крыльцо.

Синяя - какая?, имя прил., какой? - синий.

Придумывает - что делает?, глагол, что делать? - придумывать.

Придумает - что сделает?, глагол, что сделать? - придумать.

Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.

Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются : метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.

Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.

И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку: