Что такое интонация? Интонация в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

Урок по русскому языку в 9 классе.

Тема: «Интонация сложного предложения»

Цели:

1. Помочь вспомнить определение интонации. Познакомить с особенностями интонации сложного предложения.

2. Учить находить ключевые слова и словосочетания в тексте. Развивать умение строить монологическую речь, преобразовывать словесный текст в схемы.

3. Вызвать интерес к теме урока, воспитывать командный дух.

Оборудование : «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, таблички по словарной работе, учебник Русский язык, 9 класс Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др., два ватмана, маркеры, магниты.

Ход урока

Технологическая карта урока

  1. Вызов.

Прочитайте тему урока. Все ли слова и понятия вам известны? Что входит в понятие интонации? (Обращаемся к толковому словарю.) Дайте определение сложного предложения. (В случае необходимости читаем определение в учебнике.) Сформулируйте цели нашего урока самостоятельно.

2. Осмысление информации.

А) Самостоятельная работа. Инсерт. Обращаемся к параграфу учебника №10. Промаркируйте текст значками:

V – я это знал(а)!

! – это интересно.

? – неизвестное, есть вопросы.

Через 5 – 7 минут ребята комментируют расставленные значки.

Б) Приём «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает подтвердить или опровергнуть утверждения, приводя в доказательство текст учебника, утверждения, записанные на доске:

1. В сложном предложении интонация завершённости реализуется два раза.

2. Между частями сложного предложения пауза не реализуется.

3. Интонация сложного предложения имеет три элемента.

4. Только вместе с союзом интонация является средством связи в сложном предложении.

В) Тренинг. Учитель предлагает потренироваться в чтении сложных предложений, применяя полученные знания. К предложениям составлена партитура. Запись на доске:

Зима заканчивалась /, однако снега по-прежнему выпадало много.

Прежде чем написать письмо /, надо всё обдумать.

Я слышу /, как он открывает дверь.

Двери открылись /, и вошла она.

Г) Групповая работа. Составление кластера . Класс делится на две группы. Каждой группе выдаётся ватман и маркеры. Сообща ребята составляют кластер, шифруя в нём информацию из параграфа №10. Из упр.57 выписывается предложение в качестве иллюстрации кластера. Составляется его партитура. Ребята должны прочитать предложение с правильной интонацией. Один ученик из группы презентует кластер перед всем классом. (См. приложение №1.)

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Интонация сложного предложения".

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

Задачи урока:

1) Обучающие:

Актуализировать знания учащихся о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, их средствах связи;

Сформировать умение интонационно правильно читать простые и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные) предложения; интонационно правильно строить сложные предложения из простых; составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

2) Воспитательные:

Воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

Воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.

3) Развивающие:

Содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;

- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;

- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

Учебно-методическое и техническое обеспечение:

1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2013.

3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. - М.: ВАКО, 2008.

4) Ноутбук, проектор.

5) Раздаточный материал.

План урока.

1). Организационный момент (1-2 мин.)

2) Опорное повторение (5-6 мин.)

3) Объяснение нового материала (5-6 мин.)

4) Первичное закрепление знаний, умений (5-6 мин.)

5) Формирование умений (10 мин.)

6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)

7) Задавание на дом (1-2 мин.)

8) Подведение итогов (2-3 мин.)

Методическое обоснование урока.

Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение". Учащиеся научились различать функции знаков препинания между частями сложного предложения. Большинство учащихся усвоили, что в СПП знаки препинания (запятые) выполняют только выделительную функцию, в БСП и ССП - разделительную. Урок нацелен на формирование умений и навыков правильно расставлять пунктуацию в сложных предложениях, употреблять знаки препинания в различных функциях (выделение и разделение) между частями сложного предложения. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на то, что интонация в простых и сложных предложениях различна. Наиболее сложным для учащихся является составление графических интонационных схем. На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), привлечение раздаточного материала, чередование различных видов учебной деятельности, прослушивание аудиозаписи простых и сложных предложений. В ходе проведения урока учитываются индивидуальные особенности обучающихся класса (30 % учащихся имеют низкие учебные способности, недостаточную учебную мотивацию), поэтому урок построен на совместной работе учителя и учеников. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания об особенностях интонации в простых и сложных предложениях.

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы)

Метод: списывание

Прием: неосложненное списывание

2

Опорное повторение

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Материал для беседы:

1. Назовите средства связи частей в ССП и СПП.

2. Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

3. В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких - выделяют части сложного?

4. Как выражается интонация завершения (конца предложения)?

I . Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

3

Объяснение нового материала.

Метод: слово учителя

Прием: вводное, сообщающее слово учителя

Что такое интонация ? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” - в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

Метод: слушание

Прием: глобальное, оценочное слушание

4

Первичное закрепление знаний и умений

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (материал учебника на стр. 32)

Сравните по интонации простые предложения и сложные. Прочитайте их в соответствии с графическим обозначением. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова. Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение или понижение тона.

Метод: наблюдение.

Прием:: наблюдение за текстовым материалом (, п. 10, стр. 32)

Аудиозапись простых и сложных предложений.

5

Формирование умений

Метод слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

(Упр. 56. Проследить за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их с помощью нужного по смыслу союза, без помощи союза.

Метод: упражнение

Упр. 56

6

Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений

Метод: слово учителя

(Упр. 57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически)

I . Метод: упражнение

Упр. 57

7

Задавание на дом

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

п. 9, упр. 59

Метод: слушание

8

Подведение итогов

Метод: слово учителя

Прием: комментирующее, обобщающее слово (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и неусвоивших новый материал)

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание

РЕЗЕРВНЫЙ МАТЕРИАЛ

I . Синтаксический разбор сложного предложения:

Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет.)

II . Найдите «четвертое лишнее»:

1. Дом невелик, да скучать не велит.

2. Хлеб да каша - пища наша.

3. Маленький, да удаленький.

4. Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение -2: да=и , в остальных случаях да=но .)

Самоанализ проведенного урока.

Урок по теме "Интонация сложного предложения" состоялся, был рассчитан на один учебный час. Урок прошел по плану. Учащиеся активно работали, отвечали на вопросы, проявили интерес к выполнению упражнения 57. В конце урока осталось немного времени, поэтому удалось использовать резервный материал, играли в игру "Четвертое лишнее", в ходе которой анализировали каждое предложение по отдельности. Сделала вывод, что при составлении календарно-тематического планирования нужно было не выделять целый учебный час на изучение данной темы. можно было объединить ее с темой "Разделительные и выделительные знаки препинания".

Введение

Одним из средств выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски синтаксических единиц является интонация. Составными элементами интонации является мелодика речи, ритм, темп, логическое ударение, которое выделяет в предложении информативный центр. Кроме того, интонация - существенный признак предложения, так как она является одним из показателей завершенности, целостности предложений в устной речи; интонация оформляет типы простых предложений, выделяемых по цели высказывания, придает им эмоциональную окраску, выражает синтаксические связи и отношения между членами предложения, между частями сложного предложения и т.д.

Благодаря интонации, не только соединения слов, но и отдельные слова могут приобретать значение предложения, например: Салон Карамзиных. За окнами - Летний сад в туманной весенней зелени. Сумерки. Блещущая закатом Нева (Паустовский); - Товарищи! - раздался голос Павла, звучный и крепкий (Горький); Единственное слово, в которое заключены были все чувства, безответно повторялось в ее голове: - Неужели? Неужели... (Федин).

Интонация занимает особое место среди свойств предложения, и ее трудно квалифицировать как структурный или как семантический признак, так как она не только оформляет предложение и его разновидности, но и является средством выделения смыслового центра предложения, а в речи часто восполняет то, что недостаточно выражается лексико-грамматическим составом предложения. Например: Река... Тайга... Деревня за пригорком... Опять тайга... Вот полоса жнивья... Вот Иверка... Вот станция Ижмерка... Вот заблестела Реченька моя... (Федоров). Авторские многоточия в конце номинативных (назывных) предложений передают взволнованность пишущего при встрече с родными местами, которая в устной речи выражается интонацией.

Цель работы - определить особенности и интонационные конструкции простого предложения.

проанализировать строй простого предложения;

определить интонационные черты в конструкции предложений;

выявить взаимосвязь семантики предложения и его интонационной схемы;

Предмет исследования - интонация как признак предложения.

Объект - простые предложения в синтаксисе русского языка.

Теоретическая часть

Что такое интонация?

Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение - главное средство выражения и сообщения мысли. Его функция в языке - коммуникативная, т. е, функция общения, сообщения.

Солнце встало; Ты встаешь?; Ты счастливая; У тебя семь пятниц на неделе; Солнце!; В путь!; Встать!; Счастливого пути!

Одним из специфических признаков предложения, отличающим его от других единиц, в том числе и от словосочетания, является интонация сообщения.

Интонация предложения имеет замкнутую структуру - начало, развитие, завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение невозможно. Так, в предложении Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (П.) - три предикативные части; однако, если воспроизвести любую из них с той интонацией, которая присуща ей в составе сложного, они не образуют самостоятельных предложений. Напротив, даже формально незавершенная конструкция, произнесенная с интонацией сообщения, функционирует как законченное предложение: Сегодня вечером, например, может быть воспринято как неполная ситуативная реплика диалога (Когда ты едешь? - Сегодня вечером).

Что же такое интонация? Каковы ее особенности? Для чего мы используем интонацию в нашей речи?

Интонация - сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, т.е. с последовательным произнесением составляющих его слов. Линейное расположение слов и их произношение соответствуют их синтаксической и семантической роли в предложении. В структуру интонации входят основные акустические показатели: сила голоса (динамика), высота тона (мелодика), а также темп речи, наличие, место и длительность пауз, тембровая окраска голоса. Интонацию конкретного предложения составляет совокупность изменений (модуляций) силы, высоты, темпа и тембра. Однако каждая из этих сторон может быть проанализирована и отдельно. В этом случае говорят о динамической структуре, мелодической структуре предложения и пр. Например, в предложении Так вот в чем прелесть полетов в небо! (М.Г.) с наибольшей силой (громко) произносится вот, дальше громкость убывает; наибольшая высота тона на слове прелесть (мелодическая вершина), мелодика восходяще-нисходящая; темп речи медленный в начале, убыстряется к концу предложения; пауза после слова прелесть незначительная; тембровая окраска характеризуется повышенными тонами, передающими эмоциональное отношение - удивление, иронию.

Интонация, наряду с индивидуальными особенностями произнесения конкретного предложения, содержит типичные элементы структуры, характерные для того или иного типа предложения. Русский язык имеет определенную структуру повествовательной, вопросительной, побудительной интонации, специфические черты восклицательной интонации. Особую структуру интонации имеют номинативные, инфинитивные, нечленимые предложения и т.д.

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Понятие об интонировании

Без интонации кажется скучной, сухой и безжизненной. Только с помощью переливов голоса можно сделать любое повествование живым и экспрессивным. Поэтому интонацией называют ритмико-мелодичную сторону процесса говорения.

Более узкое значение интонации подразумевает колебания голосового тона, что в общих чертах отождествляется с мелодикой устной речи. Более широкое понимание расширяет понятие мелодики, дополняя его паузами, темпом и другими составляющими речевого потока, вплоть до тембра голоса и его ритма. Есть и менее привычные и очевидные основные элементы интонации. Ударение относится к ним как нельзя лучше. При этом речь идет не только о словесном, но и о логическом его варианте. Выделение в речевом потоке одного слова существенно изменяет всю тональность предложения.

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» - выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.

Интонация в синтаксисе

Для разграничения частей предложения, выделения его смыслового центра, завершения речевой фразы, человек использует разные интонационные средства. Поскольку это крайне важно для такой науки, как синтаксис, она больше всех изучает эти средства.

Русский язык имеет шесть типов конструкций по интонированию. Центральной его частью есть слог, на который идут все типы ударений. Также этот центр делит конструкцию на две части, которые выделяются не во всех фразах.

Самыми распространенными типами, а, следовательно, и предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Именно вокруг этих интонационных моделей и строится основная мелодическая картинка речи.

Типы предложений

Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.

Спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…"

Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию - понижается: "Когда ты сюда пришел?"

А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: "Она пришла!"

Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

Ну и, пожалуй, самые интонации - паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: "Казнить нельзя помиловать." От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы - это точки, тире, восклицательный и запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль - это многоточие.

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после - идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Общая интонация текста

С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.

Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.

Интонация разных стилей речи

Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.

Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.

Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.