Что относится к платежам в бюджетную систему. Платежи в бюджет. Арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе лизинговые платежи

Основание для налога
До вступления в действие второй части Налогового кодекса РФ образовательные учреждения руководствовались нормами статьи 40 Закона РФ «Об образовании», которая была исключена из закона 1 января 2005 года. Пункт 3 данной статьи освобождал их от уплаты всех видов налогов по непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом.
Сегодня образовательные учреждения, так же как и остальные налогоплательщики, при исчислении налогов руководствуются только нормами Налогового кодекса и федеральными законами о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения и прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее выведенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами живого мира и за пользование водными биологическими ресурсами, государственная пошлина.
Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц - местные налоги.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Предусматриваются также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Оправдан ли кругооборот?
В налоговом законодательстве происходят изменения. Так, с 2010 года отменен единый социальный налог, его заменили страховые взносы. В 2005-2006 годах были отменены льготы для образовательных учреждений по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Чтобы поддержать образовательные учреждения в связи с этим, при утверждении федерального бюджета предусматривается выделение средств из федерального бюджета для уплаты образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога.
В федеральном бюджете на 2011 год Министерству образования и науки РФ на уплату образовательными учреждениями налога на имущество организаций и земельного налога выделено: 5,3 млрд рублей - для учреждений ВПО; 1,2 млрд рублей - для учреждений СПО. Бюджетная поддержка осуществляется и в 2012 году.
Таким образом, организован кругооборот государственных бюджетных средств. В одном и том же законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются бюджетные ассигнования образовательному министерству на содержание подведомственных ему непосредственно бюджетных учреждений и ниже по другой строке - возврат в бюджет налога на имущество организаций и земельного налога, уплачиваемых образовательными учреждениями этого министерства.
Данные налоги относятся к так называемым региональным и местным налогам, устанавливаемым и собираемым в субъектах РФ в доходы их бюджетов. Чтобы не устраивать этот кругооборот финансовых средств, целесообразно было бы в Налоговом кодексе РФ в статьях 381 и 395 предусмотреть в перечнях организаций, освобождаемых от налогообложения, бюджетные учреждения, оказывающие образовательные услуги местному населению. А в целях поддержки региональных и местных бюджетов в порядке компенсации выпадающих соответствующих доходов следовало бы увеличить на данную сумму объем трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ.

Результаты проверок
Осуществление образовательными учреждениями деятельности за счет средств бюджета и по приносящей доход деятельности не может быть бесконтрольным.
Налоговые органы и Минобрнауки РФ (в рамках ведомственного контроля в форме проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений) проводят контроль за своевременностью и полнотой уплаты обязательных платежей в бюджет. Такие проверки проводятся как в учреждениях образования, так и в их филиалах и других обособленных структурных подразделениях.
Проводимыми проверками устанавливается общая сумма задолженности по обязательным платежам в бюджет и по каждому виду платежей. При этом устанавливается по каждому виду платежей, является ли данная задолженность на отчетную дату текущей или просроченной, выясняются причины ее возникновения и принимаемые по ним меры.
Так, проверкой Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В.Плеханова (технический университет) установлено, что по состоянию на 01.01.2011 г. задолженность по налогу на добавленную стоимость составляла 8,5 млн рублей, по расчетам по страховым взносам на обязательное социальное страхование - 48,1 тыс. рублей, по прочим платежам в бюджет - 268,3 тыс. рублей. По налогу на прибыль организаций имелась переплата на сумму 1,4 млн рублей.
При проверке выяснилось, что задолженность носила текущий характер. Фактически университетом в начале 2011 года суммы задолженности были перечислены в бюджет по наступившим срокам уплаты платежей в бюджет. Имеющаяся переплата по налогу на прибыль организаций была зачтена в расчетах в январе 2011 года.
В Московском физико-техническом институте (государственный университет) проверкой установлена общая сумма задолженности на 01.01.2011 г. по платежам в бюджет 31,9 млн рублей. От оказания услуг, выполнения работ и реализации продукции собственного производства в 2010 году была получена прибыль в размере 181,6 млн рублей. Налог на прибыль организаций был начислен в сумме 36,3 млн рублей. Университет получил за выполненные работы и оказанные услуги 105,5 млн рублей в самом конце отчетного периода. Платежи в бюджет по налогу на прибыль были перечислены университетом в бюджет в начале 2011 года по срокам платежей, установленным Налоговым кодексом РФ.
В Московском государственном институте электронной техники (технический университет) по состоянию на 01.01.2011 г. общая сумма задолженности по платежам в бюджет составила 20,7 млн рублей, в том числе налога на имущество организаций 12,9 млн рублей, земельного налога 5,4 млн рублей.
Вся имевшаяся задолженность носила текущий характер. По начисленным налогам расчеты по платежам в бюджет были произведены в начале 2011 года по срокам платежей, предусмотренным налоговым законодательством.

Нарушения и санкции
В Налоговом кодексе РФ в разделе VI определены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
К налоговым правонарушениям, например, относятся:
- нарушение постановки на учет в налоговом органе;
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статьи 116-122, 126 НК РФ).
Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Например, в Налоговом кодексе РФ установлено:
в ст. 16 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе; при нарушении срока более чем на 90 календарных дней - штраф в размере 10 тыс. рублей;
в ст. 117 - взыскание штрафа не менее 40 тыс. рублей за ведение деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней;
в ст. 118 - взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей за нарушение налогоплательщиком срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им банковского счета;
в ст. 120 - взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. рублей за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
в ст. 122 - взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% от неуплаченной суммы налога за деяния, совершенные умышленно.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В статье 109 НК РФ определены обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено:
в ст. 15.3 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей за нарушения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
в ст. 15.4 - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей за нарушение установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
в ст. 15.6 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
в ст. 15.11 - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до
3 тыс. рублей за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением ведения бухгалтерского учета понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрено:
в ст. 199 - наказание штрафом в размере от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за уклонение от уплаты налогов и сборов;
в ст. 199.1 - наказание штрафом от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо лишением свободы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет за сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам, совершенное руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, в крупном размере.

​Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.

Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 НК РФ:

¦ под налогом понимается обязательный, безвозмездный, невозвратный платеж субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, они собираются в определенных законом рамках(размерах) и в определенные сроки. Доля налогов в бюджетах развитых стран составляет 80-90%.;

¦ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с первой частью НК РФ налоги и сборы Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход), НДФЛ, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законодательством субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество и др.

Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов муниципальных образований. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.

Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется частью второй НК РФ. По каждому налогу устанавливаются:

¦ объект обложения;

¦ налоговая база;

¦ налоговый период;

¦ налоговая ставка;

¦ порядок исчисления налога;

¦ порядок и сроки уплаты налога;

¦ налоговые льготы.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам” кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 - на сумму нашга на прибыль, со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” - на сумму НДФЛ) и т.д.

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.

Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.

К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:

¦ 1 “Расчеты по налогу на прибыль”;

¦ 2 “Расчеты по НДС”;

¦ 3 “Расчеты по налогу на имущество”;

¦ 4 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц” и др.

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина

Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК ). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении (Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.

Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:

01 - налогоплательщик (плательщик сбора),

02 - налоговый агент,

03 - сборщик налогов и сборов,

04 - налоговый орган,

05 - служба судебных приставов,

06 - участник внешнеэкономической деятельности,

07 - таможенный орган,

08 - плательщик иных обязательных платежей.

В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.

Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК) , который присвоен каждому виду и типу платежа, например:

182 101 020 2101 1000 110 - налог на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 6350 110 - пени по налогу на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 3000 110 - штрафы по налогу на доходы физических лиц.

Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

НС - уплата налога или сбора,

АВ - уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи),

ПЕ - уплата пени,

ПЦ - уплата процентов,

СА - налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,

АШ - административный штраф,

ИШ - иные штрафы, установленные соответствующими нормативными документами.

Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

ТП - платежи текущего года,

ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым

периодам,

ТР - погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа,

РС - погашение рассроченной задолженности,

ОТ - погашение отсроченной задолженности,

РТ - погашение реструктурированной задолженности,

ВУ - погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления,

ПР - погашение задолженности, приостановленной к взысканию,

АП - погашение задолженности по акту проверки,

АР - погашение задолженности по исполнительному документу.

Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.

Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.

Налоги и организация налоговой системы.

Понятие налогов и их социально-экономическая сущность

Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые государством, и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов.

Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования

  1. Возникновение налогов и их необходимость

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общество на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справидливо подчеркнул К.Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынок сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общнства определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЦЕНУ УСЛУГ ГОСУДАРСТВА

Затраты государства выполнение своих функций Политические факторы

Спрос и предложение

Социальные факторы

К основным экономическим признакам налога можно отнести следующие:

Денежная форма налогов;

Безвозвратность и безэквивалентность налогов;

Определенность объекта, субъекта налогообложения, размеров и сроков уплаты налогов;

Налоги являются доходом государства.

Для полной характеристики налога выделяются следующие юридические признаки:

Налог устанавливается и вводится законом;

Налог – это отчуждение части собственности субъектов в доход государства;

Налог – это обязательный взнос, уплата которого носит принудительный характер.

Другие обязательные платежи в бюджет

Помимо налогов в любом государстве взимаются другие обязательные платежи в зависимости от необходимости. В систему взимания платежей вводятся: платы, сборы, пошлины. В Казахстане это регламентируется Налоговым Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

- Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.

Кроме налогов в системе налогообложения имеют место и другие обязательные платежи в бюджет. К ним относятся:

Пошлины;

Платежы;

- Имеются три основных отличия налогов от других платежей в бюджет :

· Во-первых, налоги носят принудительный характер, тогда как другие обязательные платежи имеют в определенной степени добровольной характер. Напрмер, при уплате таможенных платежей, выбор альтернативы заниматься или не заниматься внешнеэкономической деятельности остается за самими участниками ВЭД.

· Во-вторых, субъекты не получает никокого эквивалента в обмен на уплачиваемую сумму налогов, в то время как при уплате других обязательных платежей субъекты имеют в качестве эквивалента какую-либо экономическую, материальную выгоду.

· В-третьих, если налоги имеют определенные и стабильные сроки их уплаты в бюджет, то другие обязательные платежи носят нестабильный и неконкретный характер уплаты. Так, таможенная пошлина при импорте товара на территории Казахстана уплачивается именно в

Функции налогов

Функции налога это проявление его сущности в действии, способ его своиств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Поэтому главной является распределительная функция налогов, которая отражает их сущность как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства

Фискальная функция состоит в обеспечении государства финансовыми

ресурсами, необходимыми для его деятельности. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для воздействия государства на экономику и этим обуславливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая функция состоит в том, что, маневрируя налоговыми

ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя

одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного

развития определенных отраслей и производств, способствует решению

актуальных для общества проблем.

Распределительная функция состоит в том, что с помощью налогов

государством перераспределяется часть прибыли предприятий и

предпринимателей, а также доходов граждан, и направляется на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в отрасли с

длительными сроками окупаемости затрат: на железные дороги, автострады,

развитие добывающих отраслей, строительство электростанции.

При утверждении законодательным образом конкретных налоговых форм, под которыми, в первую очередь, понимаются состав и структура налоговой системы, особое значение имеет однозначная трактовка понятий «налог», «пошлина», «сбор», «цена за предоставляемые государством услуги». Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку различия между ними оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределение налоговой нагрузки. Различия также важны и для осуществления юридических доктрин в рамках единой налоговой системы.

В российской практике эти понятия часто смешиваются либо подменяются, что недопустимо при решении проблем создания объективной системы взаимоотношений плательщиков с государством, базирующейся на равенстве экономических интересов и паритете разных форм собственности. Различать эти понятия необходимо еще и потому, что к ним применяются различные правовые режимы. Так, в ст. 17 НК РФ определены общие правила установления налога, существенно отличающие его от сборов и других платежей. Если же сбор имеет все формальные признаки налога, он считается незаконным.

В зависимости от сущности, предназначения, порядка фор-мирования и взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины. Помимо того, в налоговедении применяются такие термины, как «парафискалитет», «цена за предоставляемые государством услуги» и др.

Определение понятия налога, выявление его признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть сущность и характерные особенности правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения. Кроме того, в отличие от остальных видов платежей налог имеет установленные и предусмотренные законом особенности, чем и определяется особый механизм его взимания. Поэтому в понятие «налог» должны быть заложены отличительные элементы, позволяющие определить его место среди других платежей в бюджет.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы» 1991 г. не проводилось четкой грани между налогом и другими платежами. Согласно ст. 2 данного Закона под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Действующий в настоящее время НК РФ содержит в ст. 8 более сбалансированное определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Ряд авторов вполне основательно указывает на то обстоятельство, что с юридической точки зрения формулировка «в форме отчуждения собственности» противоречит нормам Конституции РФ, в ч. 3 ст. 35 которой говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Отмечается также, что с точки зрения судебной процедуры взимание налогов в форме отчуждения собственности влечет за собой предварительное представление налогоплательщику равноценного возмещения, что, в свою очередь, противоречит такому признаку налога, как индивидуальная безвозмездность.

О. В. Староверова предположила, что законодатель, по-видимому, имел в виду передачу части собственности в пользу государства.

Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций: фискальной и регулирующей.

Фискальная функция связана с взиманием части доходов физических лиц и организаций с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах. Эти средства расходуются на социальную сферу, хозяйственные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, вообще не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу, а также на реализацию других государственных программ.

Другой важнейшей функцией в рыночной экономике является регулирующая. Английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946), разработавший концепцию государственного вмешательства в экономику, считал, что налоги существуют исключительно для регулирования экономических отношений. Дело в том, что эффективно функционирующая рыночная экономика - это регу-лируемая экономика, и центральное место в системе регулирования принадлежит налогам, поскольку с их помощью государство воздействует на общественное производство, достигая определенных целей в экономической политике.

Налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на регулирование производства, а также стимулирование развития отраслей, способствующих внедрению инноваций и повышению степени научно-технического развития страны. В то же время она позволяет ограничить развитие тех производственных процессов, которые на данном этапе являются нецелесооб-разными. Кроме того, с помощью налогов можно регулировать доходы и качество жизни населения, ограничивая высокий уровень доходов отдельных граждан и поддерживая необходимый жизненный уровень остальных. Налоги являются также элементом регулирования демографических процессов, молодежной политики и иных социальных сфер. Кроме того, во все времена налоги не только наполняли казну, но и защищали национальных промышленников и торговцев, поддерживали их конкурентоспособность на рынке. Так, еще в 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, т. е. 4 или 5 % процентов. Иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину - 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров и дополнительно проездную пошлину - 4 деньги с рубля.

В определении налога как правовой категории надлежит выделить отличительные признаки налога, присущие исключительно ему, образующие его своеобразие, придающие ему категориальную самостоятельность. К таким признакам, в частности, относятся: обязательность (принудительность), безвозмездность, безвозвратность (безэквивалентность) налогов и др.

Обязательность означает, что каждый обязан уплачивать законно установленные налоги (ст. 57 Конституции РФ). Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он попадает под комплекс определенных признаков, указанных в законе. Эти отношения не зависят от воли участвующих сторон, но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед законом. Иначе налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов (ст. 57, 71, 76, 105 и 106 Конституции РФ).

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на какое-либо возмещение, т. е. на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете, возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме, хотя это и создает видимость воз-, мездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует взаимозависимости. Таким образом, безвозмездность означает, что существование у налогоплательщика обяза-тельства по передаче части своей собственности государству не влечет за собой обязательства у государства дать, сделать, предоставить что-либо взамен именно ему. Поскольку государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества, постольку перед конкретным налогоплательщиком оно не имеет никаких обязательств.

Безвозвратность предполагает, что при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Причем переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента. Возврат налогов осуществляется лишь в случаях излишней уплаты либо излишнего, а также неправомерного взыскания.

В числе юридических признаков налога также выделяются публичность; законность установления; процедурный характер взимания; принудительность изъятия.

Таким образом, анализ существенных признаков налога дает основания предложить следующее его определение.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный де-нежный платеж, установленный в соответствии с НК РФ и взимаемый в соответствии с актами законодательства о налогах в государственна^ или местный бюджет с обязанных лиц в целях обеспечения социально-экономического развития национально-государственных, административно--территориальных образований и общества в целом.

Наряду с налогами в структуре налоговой системы опреде-ленное место занимают платежи неналогового характера: пошлины и сборы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов и др.).

Неналоговые платежи отличаются тем, что:

во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи не являются элементами услуги, хотя уплачиваются в связи с ее оказанием. Они также не являются ценой услуги, поскольку их можно отменить, а органы (учреждения), собирающие эти платежи, будут продолжать заниматься своей основной деятельностью;

во-вторых, эти платежи взимаются, как правило, с тех лиц, которые свободно, по собственному желанию, вступают в

правовые отношения с соответствующим органом (учреждением) по вопросам получения нужных им услуг;

¦ в-третьих, сбор может иметь возвратный характер.

Согласно ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Понятие «сбор» - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и характерные признаки.

В отличие от налога в понятии сбора отсутствует признак принудительного (индивидуально-безвозмездного) характера взимания. Напротив, поскольку уплата его влечет за собой совершение государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), появляется признак частичной возмездности, наличие права встречного удовлетворения.

Кроме того, при уплате сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто размеры платежей превышают связанные с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие (услуга) признается обяза-тельным ради взыскания платежа. В России это утверждение справедливо, например, в отношении установления различных регистраций, лицензирования и т. п.

Хотя пошлины и сборы взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, их не следует путать с договорными платежами и платежами по гражданско-правовым обязательствам. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера. Следует особо подчеркнуть, что пошлины или сборы выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции.

Следует иметь в виду, что из перечня налогов и сборов, установленных НК РФ, исключены таможенные платежи, таможенная пошлина.

В теории и практике налогообложения используются и иные термины. Так, в начале 30-х гг. XX в. появились и обрели широкое распространение в международном законодательстве платежи, получившие название парафискалитетов. Под ними, в частности, понимают сбор, устанавливаемый с учетом экономических или социальных интересов в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и местной администрации (сборы на благоустройство территории, взносы в фонд жертв экологических катастроф и т. д.). Парафискалитет устанавливается для финансирования определенных мероприятий, тогда как налоговые поступления могут покрывать любой утвержденный в законе государственный расход. Отмечается, что налоги отличаются от парафискалитетов законодательным оформлением, а также иными особенностями. При этом именно юридические признаки налогов позволяют сформулировать принципы их ус-тановления и взимания, несвойственные обязательным парафискальным платежам. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Согласно Закону о налогах прямые налоги - это налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог. Если в стране экономическая стабильность, отсутствуют промышленные кризисы и нет войны, то доходы населения в таком обществе увеличиваются, а значит, размеры налогов в абсолютном отношении возрастают. В равномерно развивающемся обществе прямые налоги являются твердым и постоянным источником доходов. Прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность налогоплательщика. Например, в индивидуальном подоходном налоге устанавливается шкала прогрессивности от необлагаемого минимума до максимальной ставки, тем самым существует возможность реализации социальной справедливости. При платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить его обязанности как гражданина. Прямые налоги в основном взимаются с личного дохода, при этом они не могут повлиять на экономику в целом.

Согласно Закону о налогах косвенные налоги - это налоги (налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы) на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика. Покупатель, приобретая товар, тем самым оплачивает все косвенные налоги, которые в государственный бюджет попадают через продавца. Косвенные налоги, если рационально и эффективно их применять, могут приносить очень большие финансовые поступления государству. Показательный пример - НДС, который в настоящее время стал одним из основных источников бюджетных поступлений. Косвенные налоги взимаются малыми, незначительными долями, а потому менее чувствительные для плательщика. Уплата косвенных налогов, если только они падают не на предметы первой необходимости, производится лишь в те моменты, когда у плательщика есть деньги, так как на этот факт указывает приобретение предмета второстепенной важности, с которым и соединяется взимание налога. Косвенные налоги предпочтительнее для государства тем, что налогоплательщик практически не может от них уклониться. Но не следует злоупотреблять распространением косвенных налогов, а так же их величиной, так как повсеместное их применение и увеличение приводит к удорожанию товаров, тем самым, сокращая рост доходов населения, а значит, снижая и доходы от уплаты налогов .

Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

Виды налогов: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги и специальные платежи недропользователей, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, налог на имущество.

Сборы: сбор за государственную регистрацию юридических лиц; сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов; сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; сбор за государственную регистрацию лекарственных средств; сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; сбор с аукционов; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

Платы: плата за пользование земельными участками; плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников; плата за загрязнение окружающей среды; плата за пользование животным миром; плата за лесные пользования; плата за использование особо охраняемых природных территорий; плата за использование радиочастотного спектра; плата за пользование судоходными водными путями; плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина.

Таможенные платежи: таможенная пошлина, таможенные сборы, плата за предварительное решение, сборы .

Выделяют: «общегосударственные» налоги, в том числе «республиканские» и «местные» налоги.

«Республиканские», их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления налогов в бюджет определяются законом Республики Казахстан. Они взимаются на всей территории Казахстана по одинаковым правилам.

По местным налогам в законе определены лишь основные принципы их формирования, а также предельный размер налоговых ставок (или общей величины налоговых обложений). В компетенции органов власти соответствующих уровней (республик, краев, областей, городов) вводить в действие на своей территории те или иные налоги из рекомендованного общего списка или дополнительные, устанавливать размер ставок, сроки уплаты налогов, дополнительные льготы и т. п. Это позволяет учесть особенности социально-экономического развития регионов страны, делает налоговую систему более гибкой, приспособленной к местным условиям. Подобный принцип реализован и в других странах .

Плательщики представлены тремя группами: «юридические лица», «физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей» и «физические лица».

В структуре налогов применительно к юридическим лицам ведущую роль (по величине изъятия, частоте уплаты, кругу плательщиков) играют «Корпоративный подоходный налог», «налог на добавленную стоимость», «индивидуальный подоходный налог», «социальный налог», «налог на имущество».

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае, эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.

Состав доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им . Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной

классификации и включает семь частей:

  • 1. Доходы
  • 2. Полученные официальные трансферты (гранты)
  • 3. Погашение кредитов, выданных из бюджета
  • 4. Расходы
  • 5. Кредитование
  • 6. Дефицита (профицита) бюджета
  • 7. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета)

В свою очередь доходы подразделяются на:

  • - налоговые поступления;
  • - неналоговые поступления;
  • - доходы от операции с капиталом.

Эти три основные категории бюджетных поступлений дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).

Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитования в предыдущие периоды (годы).

Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся по функциональной группе - «обслуживание долга» с выделением государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов и Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов) по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.

Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.

Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.

Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:

  • 1) в случае дефицита - привлечение средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств назначало года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;
  • 2) при профиците - использование сверхплановых поступлений, в первую очередь на погашение государственных обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

В ряде государств применяется практика разделения расходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности. Он полностью сбалансирован за счет прироста денежных накоплений и поступлений от населения, аккумулируемых в бюджете. В бюджете развития объединяются затраты, связанные с потребностями расширенного воспроизводства, централизованным финансированием новых социально- экономических мероприятий; анализ составных частей бюджета развития предоставляет возможность более взвешенно и осмотрительно подойти к новым дополнительным расходам государства. Здесь должен последовательно осуществляться принцип: финансировать потребности строго в пределах фактически получаемых источников, собственных и заемных. Предусмотренные расходы бюджета развития не должны носить обязательного характера и их следует рассматривать, как верхний предел, то есть если в ходе исполнения бюджета не удастся получить больше доходов, то придется сократить расходы бюджета развития .

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать, доходную и расходную части. Баланс - это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлении и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег.