Что мешает творчеству. Что мешает творческому развитию и как устранить препятствия на пути к цели. Из истории вопроса

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества - страх . Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества - чрезмерная самокритичность . Точные измерения в этой области пока невозможны, по должна быть некоторая "сбалансированность" между одаренностью и самокритичностью, чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу.

А. Осборн полагал, что способность генерировать идеи и способность к их самокритической оценке вполне могут сосуществовать. Но их не следует "включать" одновременно. В момент, когда рождаются идеи, способность к их оценке должна быть заторможена. "Отсроченная оценка" - главный принцип "мозгового штурма".

Третий враг творчества - лень . Впрочем, здесь возможно и такое рассуждение. Люди стремятся совершенствовать производство с целью повысить его продуктивность и снизить себестоимость. Ими движет желание при минимальной затрате усилий иметь максимальную выгоду, проще говоря, меньше работать - больше получать. Выходит, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд, и потому является "истинной матерью изобретений", по выражению Норберта Винера. В качестве примера обычно приводят английского мальчика Хемфри Поттера, который был приставлен к машине Ньюкомена, чтобы следить за давлением пара. Ему надоело скучное занятие, и однажды он прицепил веревочку от крана, выпускающего пар, к балансиру, создав тем самым первый автоматический клапан.

Несмотря па всю соблазнительность подобных рассуждений, приходится все же признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности. Но сперва нужно определить, что такое лень? Каковы ее психофизиологические основания? Что это -чувство? Или свойство личности, обусловленное слабостью каких-то подкорковых функций? Всегда ли это результат порочного воспитания? Можно ли считать, что лень - это закрепленная установка, направленная па то, чтобы избежать неприятных ощущений, связанных с утомлением?

Лень проявляется по-разному. Одни отлынивают от работы, но, начав ее, продолжают с интересом и даже с удовольствием. Другие проявляют "трудолюбие лодыря": спешат взяться за порученное дело, лишь бы поскорее избавиться от него. Их не привлекает ни сам процесс работы, ни полученный результат. Но невыполненное задание тяготит их. Иногда это люди с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания, порой это - психастеническая черта личности. Иные с азартом принимаются за все новое, но затем остывают и ничего не доводят до конца.

Из разных способов воспитания трудолюбия бесплоднее всех - словесные увещевания. "Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней остаться", - говорил Жюль Ренар.

Возможно, эволюционно-биологический подход поможет лучше понять сущность лени. После напряжения, связанного с добыванием пищи, животное нуждается в отдыхе и восстановлении сил. Покой и расслабление ему периодически необходимы и потому доставляют удовольствие. Таким образом, "услада ленивого покоя", по выражению Франсуа де Ларошфуко, имеет биологический смысл. Но, как и всякая "услада", она может быть оторвана от биологической функции и превращена в самоцель. Подобно тому как естественное для человека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точно наслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. "Пиршество лени" становится высокоценимым удовольствием. Видно, не один талант был загублен ленью.

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества? страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества? чрезмерная самокритичность. Точные измерения в этой области пока невозможны, но должна быть некоторая «сбалансированность» между одаренностью и самокритичностью, чтобы слишком придирчивая самооценка не привела к творческому параличу.

Третий враг творчества? лень. Впрочем, здесь возможно и такое рассуждение. Люди стремятся совершенствовать производство с целью повысить его продуктивность и снизить себестоимость. Ими движет желание при минимальной затрате усилий иметь максимальную выгоду, проще говоря, меньше работать? больше получать. Выходит, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд, и потому является «истинной матерью изобретений», по выражению Норберта Винера.

Несмотря на всю соблазнительность подобных рассуждений, приходится все же признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности. Подобно тому как естественное для человека наслаждение пищей может привести к обжорству и чревоугодию, так же точно наслаждение отдыхом и покоем может приобрести самодовлеющее значение. «Пиршество лени» становится высокоценимым удовольствием. Видно, не один талант был загублен ленью.

· некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

· внешняя и внутренняя цензура

· ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

· желание найти ответ немедленно

Диалогика творческого мышления

Понимать творчество - значит понимать ум творца, но не описывать (и не предписывать), как творить. Страшнее всего такое, неспособное изобретать, но знающее, «как это делается», существо. Уловить внутреннюю жизнь изобретателя идей и поэм можно только одним образом - через мысленный диалог внутренних «Я».

В процесс творчества входят психологические, эмоциональные, неповторимо личные, парадоксально случайные моменты. Но нужно, все-таки, согласиться с возможностью найти, пусть через логику внутреннего диалога в голове творца - изобразить, понять творчество как логический процесс. Но как с этим согласиться, ведь в творчестве нет никакой логики (точнее, творчество не может быть предметом науки логики). Мышление как творчество - это художественное мышление, а оно радикально нелогично!

Мыслить - это всегда теоретизировать, и суть любого творчества как мышления можно понять, только исходя из процессов теоретизирования. Исходная установка мышления (ситуация, когда мышление необходимо, когда ощущением и представлением не обойдешься) - это необходимость воспроизвести в сознании возможность предмета, то, что сейчас еще не существует, в ощущениях не дано, но что может существовать в неких идеальных, изобретенных ситуациях.

Мысль возникает, когда необходимо воспроизвести в сознании (внутренне, для себя) возможность предмета, для того чтобы «понять» предмет, как он есть, почему он существует так, а не иначе. Вот это «для того чтобы» и заставляет нас использовать глагол «понять», который не может быть заменен никаким другим глаголом, заставило определить мышление через мышление (понимание). Понимание и составляет отличие мысли от представления. Будущие возможности предмета вполне можно представить, но повернуть их на предмет, как он есть, взять их как «рентген» наличного предмета возможно, только понимая, осмысливая, возможно только в понятии. Отделение «сути вещей» (их потенций) от их бытия означает построение в уме «идеализованного предмета» как «средства» понять предмет реальный, существующий вне нашего сознания и деятельности. Глаз теряет фокус; видеть одновременно два предмета?внутри нас и вовне? невозможно, мы перестаем видеть и начинаем понимать. Такое одновременное бытие одного? познаваемого, изменяемого? предмета в двух формах (в форме объекта идеализации и в форме идеализованного предмета) и есть исходное определение мышления, которое коренится в самом «неделимом ядре» практической деятельности человека.

Первобытный человек начинал мыслить, мучительно соотнося «предмет идеализованный» (предполагаемый топор), еще совсем туманный, неопределенный, еще тождественный представлению, с предметом реальным, внешним (обломком камня), перепроверяя эти предметы друг с другом. В несовпадении этих двух предметов, в зазоре между ними, в необходимости и невозможности их совпадения и помещается зерно мысли, произрастает мышление. Такова исходная идея теоретизирования.

В мышлении я фиксирую, закрепляю предмет размышления как нечто вне мысли существующее и ею проясняемое, как нечто с мыслью (идеализованным предметом) не совпадающее. Только тогда возможно конституировать самое мысль как нечто, не совпадающее с реальным практическим действием, хотя и составляющее его? практического действия необходимое определение. Но это и есть исходное предположение теории. «Это только в теории, а не в действительности» ? такое обвинение составляет негативное определение мышления. И одновременно коренной парадокс мысли.

Ощущать, представлять, воспринимать возможно что-то, но мыслить возможно только о чем-то. В ощущениях и представлениях я сливаюсь с предметом своего ощущения, я ощущаю лезвие ножа как свою боль. В мысли я отделяюсь от предмета мышления, не совпадаю с ним. Но все дело в том, что не совпадающий с мыслью предмет есть предмет размышления, он существует для мысли лишь в той мере, в какой он соотносится с мысленным предметом. И одновременно он есть нечто «немыслимое», вне мысли (вне меня и независимо от моего сознания) существующее, заданное мысли как загадка и никогда ею до конца не ассимилируемое. Именно в мысли мне противостоит бытие вещей в их «метафизической» цельности, замкнутости «на себя», внеположности субъекту. Но одновременно... Сказка про белого бычка может продолжаться до бесконечности.

Конечно, логика практики образует рациональную основу рассматриваемого парадокса, но сейчас речь о другом, поскольку в мышлении, ? в чем и состоит его «миссия» ? практика как раз и выступает как парадокс, постоянно разрешаемый, воспроизводимый и углубляющийся… Можно сказать даже, что мысль и есть практика в ее парадоксальности.

Теоретическое творчество является изобретением любых идей, любых, самых гротесковых идеализованных предметов ради того, чтобы понять предмет, как он есть (или как если бы он был), вне моей практической деятельности и независимо от нее. Стремление к надличному, сверхличному вот в чем состоит пафос мышления. Только в отстранении (теоретическом в потенции своей) от самого себя появляется возможность относиться к себе как к «alter ego», возникает зерно внутреннего диалога. Поэзия радикально внедиалогична, об этом очень точно писал Бахтин. Вот почему внутренний диалог мышления как творчества возможен исключительно для теоретического ума. Не случайно в качестве предмета логического исследования творческое мышление должно быть взято как мышление теоретическое, как внутренний диалог теоретика. Это должен быть язык (речь) внутреннего диалога, в котором осуществляется непрерывное взаимообращение текстов, их полифония, контрапункт, а не просто сосуществование.

Подходя к своей логике со стороны, философ стоит перед парадоксом. Философу приходится критиковать собственную логику (логику в целом) во имя некой еще не существующей, в состоянии становления находящейся логики. Здесь логика творчества может быть понята только как творчество логики… Что остается вообще от той железной логики, и зачем вообще нужна эта «диалогика», эта проверка «логики» «логикой»?

Не является ли это кружение белки мышления в колесе «диалогики» просто-напросто бегством от жизни, от практики, от старой мудрости Гёте - «теория друг мой сера, но вечно зелено дерево жизни…»?

Только в общении «Я» и «ТЫ», в отношениях «между» рождается новое. Другими словами, природа творчества диалогична и несубъектна. Личность не является центром и источником творческой активности, поскольку она выражает плюралистическое (рациональное и иррациональное, рациональное и эмоциональное и т. п.) существование. Личность творчески активна только в диалогическом отношении к «Другому». Диалогическое отношение преобразуется в «МЫ» как двуединое существование «Я» и «ТЫ», направляющее свои креативные интенции на отдельное «Я» и «ТЫ». «Я» не является источником творчества, оно находит творчество в себе как креативную интенцию «МЫ». Продуктивная способность диалогической ситуации, появляющаяся в субъект-транссубъектном отношении «Я» - «ТЫ» - «МЫ» становится источником новизны для личности. Иначе, творчество можно определить как осуществление креативной интенции «МЫ» - реальности в личностной реальности субъекта

Утёнок принимает за маму любой движущийся предмет, следует за ним и старается повторить его действия. Так начинающий в искусстве слепо подражает кумиру и боится сформулировать личную точку зрения.

Ориентироваться на авторитеты нормально, но для развития стиля полезней анализировать работы, выделяя в них наиболее и наименее удачные черты. Чтобы не судить об искусстве однобоко, стоит ориентироваться не на единственного мастера, а на нескольких. Пусть взгляды противоречат друг другу! Изучая противоположности, быстрее придёте к собственному видению.

Слишком много информации

Драмкружок, кружок по фото... Вы подписаны на сотню пабликов об искусстве, в каждом из них по 50 постов в день, итого придётся смотреть 5000 фотографий ежедневно. Речи не идёт о том, чтобы чему-то научиться.

Не бойтесь упустить важный пост! Заглушите информационный шум и ограничьтесь тем объёмом информации, который способны обработать.

Неопределённость

Каждый день увлекает новым: живописью, фото, валянием, вышивкой, дизайном интерьеров. Материалов достаточно, а работа стоит. Почему?

Нормально иметь много увлечений. Таких людей Эпохи Возрождения называют сканерами. Вероятно, вы умны и начитаны, отличаетесь широким кругозором и многое умеете. Вопрос в том, довольны ли вы собой? Если вы хотите достичь большего, придётся расставить приоритеты и целенаправленно заниматься тем, что важно в настоящий момент.

Бездействие

Вы копите красивые картинки на будущее. Браузер ломится от закладок, а альбомы ВК - от многочисленных сохранёнок. А где результаты?

Чего ждёте? Чем раньше приступите к работе, тем скорее насладитесь результатом. Боитесь ошибок? Исправите по мере обучения. Практикуйтесь каждый день, чтобы добиться результатов.

Выгорание

Человек не может быть продуктивным 24/7. Если вы устали от учёбы и практики, нужна передышка. Займитесь нетворческим: сделайте уборку, навестите родственников, оплатите счета, прогуляйтесь по магазинам или побездельничайте. Дайте мозгу время на отдых и возвращайтесь к работе, когда почувствуете прилив сил.

В очередной раз хочу представить вам интересный проект « » и его автора Сергея Марченко.
Очень рекомендую познакомиться с публикациями этого ресурса, одну из которых и предлагаю вашему вниманию.

Человеку для самореализации необходимо заниматься творчеством — деятельностью, в процессе выполнения которой он использует личные возможности для создания чего-то нового, уникального.

Целью творческой деятельности является использование личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения . Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Но в процессе творческой деятельности постоянно возникает множество препятствий, которые необходимо преодолевать человеку.

Что же мешает нам на пути к реализации нашей цели?

Отсутствие самоуважения

Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе .

Лень и слабая воля

Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

Ригидность

Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать воображение , гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Страх провала, неудачи

Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Недостаток организованности

Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.

Отсутствие приоритезации

В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи.

Загруженность сознания

После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм

Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами «зачем, почему, для чего…».

Нетерпеливость

Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Устранение всех этих препятствий гарантированно увеличит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс самореализации человека.

А что вы думаете по этому поводу?

Искренне,
Евгений Мохначев

Повторяю ссылку на сайт Сергея Марченко
«Личное развитие — Как стать успешным и эффективным »

This entry was posted on 31.07.2012, 23:17 and is filed under . You can follow any responses to this entry through . Обсуждение закрыто. Окончательно и бесповоротно.

Это не обсуждается.

Наверное, любой родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Что же такое творчество? Человека можно назвать творческим, если у него свободный полёт воображения, фантазии, интуиция, которые могут привести к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях.

Понятие творчества часто связано с талантом, гениальностью. На этот счёт существует множество теорий и исследований. Можно ли воспитать гения? Пробьётся ли талант, если его никак не развивать? Некоторые считают, что все дети гениальны от рождения, и если не подавлять их способностей, а всячески им помогать, то можно подарить миру нового Леонардо. К сожалению, это не совсем так. Гениальность - понятие очень сложное, многие исcледования наоборот говорят о том, что гением нельзя стать, им можно только родиться. А вот таланты есть у каждого человека от рождения. Их можно и нужно развивать. Но здесь появляется другая проблема - часто родители не хотят видеть истинных пристрастий ребёнка, придумывая (совершенно искренне желая ему счастья) за него ему таланты.

Но можно быть талантливым человеком, но при этом нетворческим. И тогда талант не реализуется полностью. Человек с радостью занимается любимым делом, работа спорится в его руках, но при этом он не способен придумать что-то новое в своей области и остаётся лишь исполнителем. И, наоборот, в деле, не требующем особого таланта, человек творческий способен совершить переворот. Именно поэтому развитие таланта и творческих способностей - это разные вещи.

Истоки творчества, несомненно, лежат в субъективном эмоциональном опыте раннего детства. Для того чтобы воспитать способность к творческому подходу в ребёнке, необходимо измениться самим взрослым. Они слишком скованны, боятся играть, веселиться вместе с ребёнком, постоянно соблюдая "правила взрослого поведения".

Поощряя творчество ребёнка нужно принимать, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем вы. Обучая малыша, не следуйте стереотипам, даже если у кого-то из знакомых был положительный опыт "именно такого" обучения. Исходите из задатков вашего ребёнка. Ведь главное - не воспитание таланта или гения, а то будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

Игры и игрушки

Ребёнок играет, это его главное и самое важное занятие в детстве, он использует все предметы, которые найдёт в своей игре. Может быть, это прозвучит и странно, но чем меньше у ребёнка игрушек, тем более развито будет его воображение. Нет, я не призываю устроить своим детям тяжёлое детство с деревянными палочками вместо солдатиков. Но избегайте игрушек, где уже всё придумано за ребёнка. Например, книжек-раскрасок, в которых даны образцы. Конечно, разные мозаики и игры типа "сложи узор" развивают внимание, усидчивость и творческие способности, но часто много внимания уделяется складыванию картинок по образцу, просите ребёнка самостоятельно придумывать картины, узоры, сюжеты.

Маленьких детей нужно учить играть, показывать, что делать с той или иной игрой. Но никогда не препятствуйте их самостоятельному освоению игр, слова "не правильно" вообще не применимы к творчеству, особенно детскому.

Делайте игрушки вместе с ребёнком, придумывайте сюжеты для игр. Самостоятельно сшитая кукла гораздо более интересна ребёнку, чем купленная.

Творческие игры-фантазии могут помочь не только в развитии ребёнка, но и изменят взрослого. Совместное сочинение сказки или стихотворения, игра в рифмы с годовалым малышом - всё это фундамент творческой активности. Всем известны игры, в которых взрослый изображает движения и звуки различных животных, предлагают покататься ребёнку, любой предмет может превратиться в любое сказочное существо, стать одушевлённым, любая домашняя работа может стать интересной игрой с захватывающими приключениями. Все эти забавы не только способствуют развитию воображения малыша, но и тренируют его память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Рисование

Рисовать многие дети могут начать с шести-восьми месяцев, если, конечно, дать им такую возможность. Многим это станет интересно после года, а кому-то и после двух. Это вовсе не означает, что у ребёнка нет способностей или жажды творчества. Если уж говорить честно, это вообще ничего не означает, кроме того, что каждый ребёнок-уникальная личность.

Предоставляя малышу, возможность рисовать, подумайте о формате бумаги, предложите ребёнку на выбор большие и маленькие листы, путь он выберет сам, как любой художник выбирает формат будущей картины. Идеальными материалами для раннего творчества являются также глина, бумага для вырезания, цветная бумага, песок, пластилин, солёное тесто, камушки, пёрышки, макароны и крупы...Список можно продолжать до бесконечности.

Сначала происходит знакомства с материалом, ребёнок изучает то, что ему дали, тянет в рот. Он с удивлением наблюдает за изменениями формы, появлением рисунка - это само по себе ценный опыт. Затем он начинает понимать, что сам является тем действующим началом, которое приводит к изменениям на бумаге. Здесь важно соблюдать меру, сочетая самостоятельность ребёнка с общением и обучением, которое призвано ему помогать.

Что мешает быть творческим человеком?

Главное, о чём нужно знать, чтобы стать творческим человеком - это о своей возможности творить. Тяга любого ребёнка к творчеству очень велика, но велико и сопротивление окружающих взрослых. Нет, совершенно не со зла родители хотят показать мир своему малышу во всём его многообразии, а в итоге дрессируют его, заставляя поражать окружающих своими удивительными познаниями. Так ребёнок в первый раз сталкивается с дилеммой - выучить или придумать самому. Главные авторитеты - родители - подсказывают, что первое им интереснее. Или родители просто ругают ребёнка за все неудобные проявления - намусорил, налил воды, испачкался и т.д.

Второй этап - детский сад. Индивидуальный подход к ребёнку - это очень хорошо, но в обычных детских садах, в которых учатся большинство детей (и не только российских) идут по принципу "а сейчас мы все"..."рисуем то-то", "танцуем так-то", "делаем такие-то движения"... Ребёнок учится уживаться в коллективе, но тут же получает роль - лидер или исполнитель. Первая - никем из взрослых не приветствуется, можно нажить большие неприятности, если всё время придумывать новые интересные игры.

Третий этап - школа. Здесь на развитии творческих способностей в 70% случаев можно поставить крест даже в самой хорошей школе. Остальные 30% либо имеют богатую творческую жизнь вне школы, развиваясь в студиях и кружках, либо имеют очень высокую мотивацию учёбы в школе. Почему? Есть дети, для которых школьная программа слаба, им её недостаточно для развития, никогда не напрягаясь, они многое теряют не по своей вине. Среднему ребёнку всё нормально в программе средней школы, но обычно к моменту туда попадания ему УЖЕ неинтересно учиться, он выполняет требования, но не больше. Слабому ученику всё даётся с трудом, ему просто не подходит программа, но формируется комплекс неполноценности (даже если он делает вид, что ему всё равно), который никак не поможет в будущем.

Возникает резонный вопрос - что делать? Избегать школы и детского сада совершенно не обязательно. Есть очень простой и действенный способ развивать ребёнка творчески:

не ругаться ребёнка по пустякам (испачкался, просыпал что-то, навёл жуткий бардак, упал в лужу...)
не ругаться, если он чего-то не понимает (иначе он просто больше не попытается что-то понять)
не ругать за плохие оценки (оценки - это условность, вы всегда лучше знаете способности вашего ребёнка)

Если ребёнка ругают - он начинает бояться, а страх - это главный враг творчества. Страх сделать что-то не так, страх самовыражения. Любите своего ребёнка, помогайте ему самостоятельно искать свой путь в жизни, не навязывайте готовых взрослых решений и всегда принимайте его таким, какой он есть.