Чем объяснить подобные метаморфозы просвещенного правления. Просвещенный абсолютизм: понятие, идеи, цели

Введение

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.

Просвещенный абсолютизм - что это такое?

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский -- Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника -- европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты:

идея равенства всех людей,

государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего -- посредством народа»;

просвещение -- одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности.

Просвещенный абсолютизм -- политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, д"Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования -- созыву комиссии для составления нового Уложения.

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Продолжательницей дела Петра Первого выступила Екатерина Вторая. Период её правления государством связан с расширением территориальных границ и важными административными реформами. Главной целью её деятельности было законно оформить права всех сословий. Именно при Екатерине Второй сложилась так называемая система просвещённого абсолютизма. То есть, система общества при которой сословия признают свою ответственность перед монархом, который в свою очередь, осознаёт себя в роли попечителя империи. Таким образом, Екатерина хотела достигнуть союза между обществом и монархом не на принуждении (абсолютная монархия), но на добровольном признании собственных обязанностей и прав.

Императрица полностью поощряла развитие науки и образования, способствовала закладыванию фундамента журналистики, а также восстановления торгово-промышленной деятельности государства, руководствуясь трудами французских просветителей Дидро и Вольтера.

Вся внутренняя политика просвещённого абсолютизма делится на три периода:

· 1762 год – середина 70-х годов. Получив в руки власть в результате дворцового переворота, основной задачей Екатерины стало оправдание своего пребывание в роли держателя власти. Для этого была созвана Уложенная комиссия, целью которой было составление законов, а также замена некоторых законов в Соборном Уложении 1649 года. Комиссия просуществовала недолго, однако, плоды её четырёхлетней работы стали основой деятельности императрицы.

В 1763 году она проводит реформу Сената, который был разделён на шесть департаментов и лишён законодательной инициативы.

· Середина 70-х – начало 90-х гг. второй период правления ознаменовался крупными государственными реформами. Их причиной стало восстание Пугачёва, а их цель заключалась в закреплении власти монарха. Среди важных событий: роспуск Запорожской Сечи, распространение крепостничества на Украину, формирование системы сословных судов и пр.

· С начала 90-х годов по 1796 год. В результате событий Французской революции 1789 года императрица взяла курс на остановку политики просвещенного абсолютизма. Всё чаще цензурируются книги и газеты.

В общем, за период царствования Екатерины Второй Россия становится авторитетным мировым государством. Формируются благоприятные условия развития экономики державы, расширяются права дворянства и пр.

Тем не менее, недостатком данной политики стало продолжение политики протекционизма и меркантилизма, что привело к развитию промышленного застоя.

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского.

В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский — Фридрих II , австрийский император Иосиф II , русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени.

Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника — европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер , Дидро , Гольбах , Гельвеций . Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия; все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего — посредством народа»; просвещение — одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; признание свободы слова, мысли, самовыражения.


Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности. В одном из писем она сообщала, что у нее в империи налоги скромны и в России нет ни одного крестьянина, который бы не кушал курицу, когда ему захочется, а в некоторых провинциях даже предпочитают курам индюшек.

Ей удалось ввести в заблуждение и знаменитого французского философа Дидро. Екатерина помогала ему, когда он был посажен в тюрьму во Франции, купила его библиотеку и возвратила ее Дидро в пожизненное пользование. В 1773 г. Дидро приехал в Россию, прожил в Петербурге пять месяцев, наставляя на путь «просвещенного монарха» «пресвятую владычицу петербургскую». Лидеры французского Просвещения готовы были признать первенство Екатерины среди просвещенных монархов. Свою европейскую популярность в качестве прогрессивно мыслящего монарха Екатерина II подтвердила, отказав английскому королю отдать в наем части русских войск для борьбы с английскими колониями в Северной Америке.

Период царствования Екатерины II характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и ее реальной политикой. «Тартюфом в юбке и короне» назвал Екатерину II А.С.Пушкин. Безусловно, Екатерина предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели достаточно двусмысленно. Это дало основание историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику просвещенного абсолютизма.

Многие отождествляют ее с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: создать более привлекательный образ России и самой императрицы за рубежом; внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; внушить русскому обществу мысль, что взгляды и действия императрицы справедливы и гуманны.

Большая часть отечественных историков, рассматривающих просвещенный абсолютизм как надстройку феодального общества на том его этапе, когда товарно-денежные отношения становятся важнейшим фактором общественного развития, подчеркивают, что именно развитие буржуазных отношений, ослабление государственной власти, обострение классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством подтолкнули Екатерину выбрать путь просвещенного абсолютизма, который она проводила с учетом сохранения крепостнических порядков, самодержавия и господствующего положения дворянства.

Но как бы то ни было, если отбросить тщеславие и лицемерие Екатерины II, стратегические цели ее политической программы состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого, разумно организованного общества, с поправкой на российскую действительность. Все сводилось к всемерному укреплению абсолютистского государства путем создания ему опоры в виде гражданского общества (с сословной структурой), опирающегося на законодательство, регулирующее взаимоотношения общества и государства и на механизм управления подданными. За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования (носившие созидательный, а не разрушительный характер), коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.

Эпоха Екатерины была эпохой формирования национального сознания, складывания в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста русского общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина II искренне увлекалась идеями французских просветителей, но после французской революции завершилось заимствование ею идей европейского Просвещения. Узнав о штурме Бастилии, Екатерина приказала вынести бюст Вольтера из своего кабинета (от Дидро она отреклась еще в 1785 г., а Руссо не признавала уже с середины 60-х годов). Радикализм и последовательность их идей были ей чужды. После казни Людовика XVI Екатерина II порвала всякие отношения с революционной Францией, став душой контрреволюционной европейской антифранцузской коалиции.

Дворцовое просветительство пришло к своему естественному и закономерному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость и особую вредность просветительских моделей для абсолютистской России. В одном из писем Екатерина II написала, что мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе, и лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова «свобода». Несомненно, что на перемену взглядов Екатерины II повлияла и крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.) — самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.

Просвещенная Екатерина II не смогла осуществить свою программу. По сути, она была истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать. Как отмечал В.О. Ключевский, Екатерина II одновременно распространяла в обществе идеи века и законодательно закрепляла «факты места». Екатерина II стала гонительницей тех самых истинных представителей русской просветительской мысли второй половины XVIII в., с которыми раньше заигрывала, идеи которых о необходимости подлинного изменения феодально-крепостнической системы одобряла: Н.И. Новиков и А.Н. Радищев оказываются за решеткой. Н.И. Новиков, один из крупнейших русских масонов, представлявших оппозиционную правительству дворянскую общественность, развернул широкую книгоиздательскую деятельность, которая определялась просветительскими целями.

Велика заслуга Н.И. Новикова как автора и издателя сатирических журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». А.Н. Радищев был представителем крайне левого радикального крыла общественной мысли России — дворянской революционности. Его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» передает весь ужас крепостничества и деспотизма самодержавия и содержит прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачева».

Таков был резкий контраст между либеральным началом и охранительно-консервативным концом правления Екатерины II. Тем не менее многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Его наиболее яркими проявлениями были секуляризация церковных земель, законодательство о крестьянах Прибалтики, «Наказ», Уложенная комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др.

Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране: открыты училище при Академии художеств, Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, Общество благородных девиц (Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в Петербурге, музей Эрмитаж и др. Остановимся подробнее на некоторых ярчайших проявлениях просвещенного абсолютизма Екатерины II.

«Наказ»

Одним из замечательнейших памятников эпохи просвещенного абсолютизма, ее своеобразным манифестом был знаменитый «Наказ», над которым Екатерина трудилась в течение двух лет. «Наказ» (1767 г.) представлял собой обширное фнлософско-юри-дическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. На его основе Уложенная комиссия Должна была разработать новый законодательный кодекс.

«Наказ» состоял из 20 глав и 526 статей (потом появились еще две главы). Из 507 страниц текста 408 были заимствованы из сочинений Монтескье («О духе законов») и Беккариа («О наказаниях и преступлениях»). Как писала сама Екатерина, «я обобрала президента Монтескье». «Наказ» произвел большое впечатление за границей и в России (с 1767 по 1796 г. он издавался на русском языке 8 раз). Многие положения «Наказа» сыграли поистине выдающуюся роль в истории русской общественной мысли.

Самое радикальное преобразование, которое намечала Екатерина II, предполагало отмену крепостного права. Но в основной части «Наказа», где есть специальные главы, посвященные народонаселению, торговле, воспитанию детей, дворянству, «среднему роду людей», городам, суду, преступлениям и наказаниям, главы о крестьянстве нет. Значит ли это, что Екатерину не интересовал крестьянский вопрос и она прошла мимо него? Напротив, крестьянский вопрос был проблемой номер один в России XVIII в., его нельзя было обойти при любом социальном преобразовании и тем более при создании новых российских законов. Дело в том, что в первоначальном варианте «Наказа» была глава о крестьянах и крепостном праве, которая в окончательной редакции исчезла. В ней не только декларировалась возможность освобождения, но и предлагался план постепенной реформы.

Поэт А.П. Сумароков, который был признанным идеологом целой группы дворянской интеллигенции, резко критиковал идею ликвидации крепостного права. При обсуждении крестьянского вопроса в Вольном экономическом обществе он заявил, что крестьянская свобода обществу вредна и пагубна. В конечном итоге Екатерина вынуждена была уступить и отступить перед крепостниками, не желавшими перемен.

Следующим прогрессивным положением «Наказа» была идея создания «правового» самодержавного государства. Многие статьи и строки «Наказа» имеют современное звучание. Екатерина провозгласила два великих принципа: равенство граждан перед законом и презумпцию невиновности. Она пишет: «Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам»; «Вольность есть право все то делати, что законы дозволяют». Законы создаются не для устрашения, а для воспитания граждан:

«Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями». Суду должно предшествовать тщательное расследование, обвиняемый имеет право защиты и отвода судьи, суд должен быть гласным. «Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оны»; наказание должно быть строго соразмерно преступлению. Екатерина утверждает: «Гораздо лучше предупреждать преступление, нежели наказывать». Даются три совета (не потерявшие своего значения и сегодня), как предупредить преступление: «Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину.

Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми». В «Наказе» Екатерина провозгласила такой гуманный пункт, как отмена пытки («употребление пытки противно здравому естественному рассуждению»), возражает и против смертной казни". Таково основное содержание «Наказа». Хотя стремление Екатерины перенести на чужую почву западные либеральные идеи окончилось неудачей, сам «Наказ» несомненно повлиял на русскую просветительскую мысль. В этом отношении слова Ключевского о том, что Екатерину «будут помнить дольше, чем ее деяния» 2 , приобретают новый смысл.

Тема 7. Просвещенный абсолютизм Екатерины II .

7.1. Просвещенный абсолютизм в России

Просвещенный абсолютизм – это политика, проводившаяся в большинстве европейских стран во второй половине XVIII в. Заключалась в проведении преобразований «сверху» и была направлена на устранение феодальных пережитков, мешающих развитию новых капиталистических отношений. В основе этой политики лежали идеи Просвещения, пользуясь популярностью которых, монархи желали показать свое правление как союз философов и государей.

Рис. 1 Екатерина II

Первые годы царствования Екатерины II, пришедшей к власти в результате дворцового переворота прошли под знаком политики «просвещенного абсолютизма». В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана следующими причинами:

Стремление верховной власти продолжить модернизацию страны, а следовательно создать условия для развития промышленности, торговли, формирования третьего сословия.

Осознание необходимости привести систему управления государства, уровень культурного развития в соответствие с «духом времени».

Острота социальных противоречий и необходимость проведения мер, смягчающих недовольство низов при сохранении абсолютистского государства.

Просветительские взгляды самой Екатерины.

Вместе с тем, на пути модернизации страны существовали препятствия, определившие особенности «просвещенного абсолютизма» в России. Незрелость социальных и духовных предпосылок – отсутствие национальной буржуазии, патриархальность городских низов и крестьянства. Самодержавная власть монарха, не способного добровольно ограничит свои полномочия. Учитывая все обстоятельства, сущность политики «просвещенного абсолютизма» в России выражалась в ее направленности на обновление политического режима и феодального строя. Екатерина, используя идеи французского просветителя Монтесье о том, что природная среда государства, размеры страны, нравы и обычаи народа определяют форму государства, доказывала закономерность самодержавного строя в России. Она видела свою задачу в издании наилучших законов, удовлетворяющих потребности всех слове общества.

7.2. Реформы государственного управления

В 1767 г Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Депутаты в комиссию избирались от представителей всех сословий, кроме помещичьих крестьян. Сама императрица подготовила Наказ, в котором в духе идей просвещения провозглашалось равенство сословий перед законом и, одновременно обосновывалась абсолютная монархия и власть помещиков над крестьянами. Работа Уложенной комиссии не достигла поставленной перед ней задачи обновления законодательства, т.к. слишком глубокими были противоречия между различными сословиями. Екатерина поняла, что согласовать интересы разных сословий, не представляется возможным и комиссия была распущена.

В 1764 г. была проведена реформа Сената, он был разделен на шесть департаментов. Сенат был лишен законодательных функций. Вся законодательная т распорядительная власть сосредоточилась в собственной канцелярии императрицы.

Следующим шагом Екатерины стало завершение, начатой еще Петром I мер по приведению церкви в полную зависимость от государства. В 1764 г была проведена секуляризация церковных земель, которая сразу подорвала основу благополучия духовенства.

Реформа местного управления была вызвана страшным потрясением, которое пережила Екатерина, в связи в восстанием по предводительством Е. Пугачева. Реформа была призвана укрепить центральную власть на местах, повысить эффективность местных органов, передав им ряд полномочий центральных органов. В 1775 г. Россия была поделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10-15 уездов. Функции губернаторов расширялись: им передавались финансовые, административные и судебные полномочии из центра. Кроме того, дворяне получили право создавать дворянские собрания в губерниях и уездах, вводилась должность предводителя дворянского собрания, который мог представлять интересы дворян перед императрицей.

7.3. Политика в социальной сфере

Политика в социальной сфере была крайне противоречива. В период правления Екатерины крепостное право значительно укрепилось. Это выражалось в широкой практике раздачи государственных крестьян помещикам, помещикам разрешалось без суда отдавать крестьян на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков, что окончательно ликвидировало остатки прав крепостных крестьян. Крепостное право распространялось на Левобережной Украине. Одновременно, принятая в 1785 г., Жалованная грамота дворянству расширяла привилегии дворян, которые получали право монопольного владения землей и крестьянами.

Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторые привилегии городским обывателям и регулировала работу органов самоуправления. Екатерина преследовала цель укрепить и поддержать третье сословие. Горожане были поделены на 6 разрядов в соответствии с родом занятий и материального положения.

7.4. Экономическое развитие

В экономике России второй половины XVIII в. продолжался процесс формирования основ капиталистического строя. Россия оставалась аграрной страной, прогресс в сельском хозяйстве достигался за счет освоения новых земель. Новым явлением было то, что появились признаки кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Окончательно падает значение натурального оброка. Помещики переводили крестьян на денежный оброк, особенно в нечерноземных районах. Денежный оброк заставлял крестьян быть предприимчивыми, это усиливало их связь с рынком и соответственно подрывало натуральность хозяйства – основы феодально-крепостнической системы. Многие крестьяне уходили на заработки в город. В черноземных районах помещики предпочитали сохранить за собой больше земли и расширяли барскую запашку, при этом лишая земли крестьян. Получает распространение месячины – системы отработок крестьян за одежду и еду, при этом крестьяне лишались земли, и это так же свидетельствовало о разрушении основ феодальной системы землепользования.

Активнее, чем сельское хозяйство развивалась промышленность. За вторую половину XVIII в. количество мануфактур достигло 2 тыс. особенно быстро развивалась металлургия и текстильная промышленность. Быстрое развитие промышленности объяснялось потребностями государства. В промышленности так же возникали явления не свойственные феодально - крепостнической системе: росло использование вольнонаемного труда, разрешение крестьянам заниматься предпринимательством. Это подрывало монополию дворянства на торговлю и организацию производства.

Изменения в финансовой сфере коснулись таможенных сборов, которые теперь поступали только в казну. Была осуществлена переплавка серебряных и медных монет, в 1769 г. впервые в России были выпущены бумажные деньги – ассигнации.

В целом феодальные порядки тормозили экономическое развитие страны, крестьянское хозяйство, задавленное повинностями медленно включалось в товарно-денежные отношения, да и большинство помещичьих хозяйств существовали по- старинке – за счет крепостных крестьян. К концу XVIII в. потенциал феодально-крепостнической системы практически исчерпал себя, страна которая в первой половине века догнала по многим показателям ведущие европейские страны начала постепенно отставать.

Схема 1 Просвещенный абсолютизм в России

Черты Просвещенного абсолютизма

Источник – западноевропейские просветительские идеи

Стремление создать принципиально новую систему права

Попытка обеспечить социальный контроль над властью

Несоответствие идеалов от реальных условий развития общества

Конфликт между целями политики – «общее благо» и средствами достижения - принуждение

Опора на дворянство при несоблюдении интересов других сословий. Усиление крепостничества

Просвещенный абсолютизм это политика государства, проводимая ради достижения общего блага. Ее расцвет пришелся на вторую половину 18 века. Сторонниками такой идеи, как просвещенный , были некоторые монархи стран Европы. Родоначальником рассматриваемой теории стал некий человек по имени . Теория просвещенного абсолютизма проникнута идеями просвещения и рационалистической философией. Суть такого явления, как просвещенный абсолютизм, заключается в создании светской формы государства и в стремлении монарха обладать всей полнотой центральной власти в стране.

Они желали подчинить государство идее чистого разума. Отметим, что в литературных кругах того времени, идеи просвещенного абсолютизма были встречены более, чем восторженно. Наиболее ярким примером того могут служить политические взгляды Вольтера, кроме того, школ Тюрго и Кенэ. Процесс просвещенного абсолютизма охватил многие европейские страны за исключением, как ни странно, Англии и Франции, а также Польши. На тот момент Англия считалась, что достигла просвещенного абсолютизма, в Польше отсутствовала королевская власть. А во Франции династия Людовиков не была в состоянии взять на себя столь сложные реформы. В результате этого во Франции назрел политический кризис. Вот что такое просвещенный абсолютизм .