Болото. Что такое Болото? Нация, этнос, этническая группа

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ К определению понятий этнос, народ, нация и национальное государство | А.И. Липкин | Лекториум

    ✪ Нации и межнациональные отношения

    ✪ Этнос Азербайджанец

    ✪ ЕГЭ. Этносы | Вебинар

    ✪ Социально этнические общности. Народ, нация, этнос. Урок 37

    Субтитры

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания . К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти . При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе , географическом происхождении, хозяйственной специализации , религии , языке, и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.). .

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяется несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков .

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого.

«Эволюционно-историческое направление». Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне ) во главе с Ю. В. Бромлеем . Эта концепция предполагает существование этносов в двух смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна людям.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии , то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Этнос, согласно П. ван ден Берге, - это «расширенная родственная группа».

Существование этнических общностей ван ден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда . Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем другие аналогичные группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором .

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплементарности, и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем - всегда входит в состав суперэтносов - и состоит из субэтносов , конвиксий и консорций .

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка - впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии , близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания - этнонима .

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. п.

Антропологическая классификация. Этнос и раса.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Довольно распространённым является заблуждение, выражающееся в смешении понятий «этнос» и «раса», и как итог употребляются ошибочные понятия, например такие, как «русская раса».

Этнос и культура

Культура - дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надындивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.) .

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов - консолидации, ассимиляции, экспансии и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев , палестинских арабов , курдов , разделённых между Ираком , Ираном , Сирией и Турцией . Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - расширение Российской империи , арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове , татаро-монгольское нашествие , испанская колонизация Южной и Центральной Америки .

Этническая идентичность

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский учёный Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить свою этническую идентичность, как это произошло с жителем Минска , католиком , родившимся в пограничной с Польшей Брестской области . Он «числился поляком и считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу. Там убедился, что с поляками объединяет его религия, а в остальном он белорус . С этого времени осознает себя белорусом» (Климчук, 1990, с. 95) .

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек », а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии , где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США . В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

Этническая идентичность в рамках институционального подхода

Институциональный подход позволяет проследить взаимосвязь идентичности и правил поведения. С институциональной точки зрения идентичность является алгоритмом селекции правил выбора тех или иных предпочтений. Этническая идентичность рассматривается как социально осознанный выход из ситуации институциональной неопределенности, когда одновременно социальный агент должен следовать правилам и нарушать, по крайней мере, некоторые из них. Институциональные особенности этнической идентичности состоят в том, что индивиды могут довольно свободно и, как правило, без негативных последствий нарушать принятые правила в области использования языка, культурных традиций, религиозных верований и пр., не ставя под сомнение свою принадлежность к этногруппе. Другие формы социальных идентификаций (например, профессиональная), как правило, ограничивают возможности индивидов по нарушению или интерпретации правил поведения. Устойчивость многих этноидентификаций (например, русской, армянской и пр.) состоит в их институциональной слабости: довольно легко оставаться в составе этногруппы, которая толерантна к институциональным девиациям. Если достаточно большая группа людей предпочтет использовать в повседневном поведении схожие отклонения (институциональные исключения) от привычных для этногруппы правил поведения, может сформироваться субэтническая идентичность. В этом случае первоначальные отклонения в социальном поведении(например, использование языкового патерна, отличающегося от языка, используемого в "прежней" этнической группе) становятся основой для новой идентификации, и индивиды будут оцениваться в зависимости то того, соблюдают ли они новые нормы поведения или нет. Таким образом, на формирование идентичности влияет институциональный распад правил этнического поведения.

См. также

  • Этническая группа
  • Этнополитика

Примечания

  1. Этнос // Жеребило Т. В. «Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник.» - Назрань: ООО «Пилигрим», 2011.
  2. Козлов В. И. Этническая общность // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова . - М.: Советская энциклопедия , 1973-1982.
  3. Бромлей Ю. В. Опыт типологизации этнических общностей // Советская этнография . - 1975. - № 5 . - С. 61 .
  4. Тишков В. А. Этничность // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 440 с. ISBN 978-5-382-00414-3
  6. Коркмазов А. Ю. Проблема этноса и этничности в науке: в поисках парадигмы // Сборник научных трудов. Выпуск 1 (11). Серия «Гуманитарные науки». - Ставрополь:Северо-Кавказский государственный технический университет , 2004

Немного
о нациях, этносах и научных подходах.

О некоторых понятиях.
Этнология от греческих слов – еthnos – народ и logos – слово, суждение – наука о народах мира (этносах, точнее,

этнических общностях) их возникновении (этогненезе), истории (этнической истории), их культуре. Термин этнология своим
распространением обязан известному французскому физику и мыслителю М. Амперу, который определил место этнологии в системе гуманитарных наук наряду с историей, археологией и другими дисциплинами. При этом этнология включала в себя, по
мысли Ампера, в качестве субдисциплины физическую антропологию (науку о физических свойствах отдельных этнических
групп: цвете волос и глаз, строении черепа и скелета, крови и др.). В XIX в. в странах Западной Европы
этнологические исследования успешно развивались. Наряду с термином «этнология» получило распространение и другое название этой науки – этнография
– от греческих же слов – ethnos – народ и grapho – пишу, т.е. описание народов, их истории и культурных особенностей. Однако во
второй половине XIX в. возобладала точка зрения, согласно которой этнография рассматривалась как
преимущественно описательная наука, основанная на полевых материалах, а этнология – как теоретическая дисциплина,
базирующаяся на данных этнографии. Наконец, французский этнолог К. Леви-Строс считал, что этнография, этнология и антропология – три последовательных этапа в развитии науки о человеке: этнография представляет описательный этап изучения этносов, полевые
исследования и классификацию; этнология – синтез этих знаний и их систематизацию; антропология стремится изучить
человека во всех его проявлениях
. В итоге в разные времена и в разных странах отдавали предпочтение какому-либо из этих терминов, в зависимости от
выработавшейся традиции. Так, во Франции до сих пор преобладает термин «этнология» (l’ethnologie), в Англии наряду с ним
широко употребляется понятие «социальная антропология» (ethnology, social anthropology), в США принято обозначение
этой науки – «культурная антропология» (cultural anthropology). В российской традиции
термины «этнология» и «этнография» первоначально рассматривали как синонимы. Однако с конца 1920-х гг. в СССР этнологию наряду с социологией стали считать
“буржуазной” наукой. Поэтому в советскую эпоху термин «этнология» был практически полностью вытеснен термином «этнография». В последние годы, однако,
возобладала те нденция называть эту науку, следуя западным и американским образцам – этнологией или социокультурной
антропологией.

Что же есть этнос, или этническая группа (точнее, этническая общность или этническая
группа)? Это понимание сильно варьирует в разных дисциплинах – этнологии,
психологии, социологии и у представителей разных научных школ и направлений. Вот
коротко о некоторых из них.
Так, многие российские этнологи продолжают рассматривать этнос как реально
существующее понятие – социальную группу, сложившуюся в ходе исторического
развития общества (В. Пименов). Согласно Ю. Бромлею, этнос – это исторически
сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая
общими относительно устойчивыми особенностями языка, культуры и психики, а
также осознанием своего единства (самосознанием), фиксированном в самоназвании.
Главное здесь – самосознание и общее самоназвание. Л. Гумилев понимает этнос
прежде всего как природное явление; это тот или иной коллектив людей (динамическая
система), противопоставляющая себя другим аналогичным коллективам (мы и не
мы), имеющий свою особую внутреннюю
структуру и заданный стереотип поведения. Такой этнический стереотип, по мнению
Гумилева, не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе
культурной социализации и является довольно прочным и неизменным в течение
жизни человека. С. Арутюнов и Н. Чебоксаров рассматривали этнос как пространственно
ограниченные сгустки специфической культурной информации, а межэтнические
контакты – как обмен такой информацией. Существует также точка зрения, согласно
которой этнос – это, как и раса, изначально, вечно существующее сообщество
людей, и принадлежность к нему определяет их поведение и национальный характер.
Согласно крайней точке зрения, принадлежность к этносу определяется рождением –
в настоящее время среди серьезных ученых ее практически никто не разделяет.

В зарубежной антропологии в последнее время распространено убеждение, что этнос
(вернее этническая группа, так как зарубежные антропологи избегают употреблять
слово «этнос») – это искусственный конструкт, возникший в результате целенаправленных
усилий политиков и интеллектуалов. Однако большинство исследователей сходятся в том, что этнос (этническая группа)
представляет собой одну из наиболее устойчивых групп, или сообщностей люлей.
Это межпоколенная общность, устойчивая во времени, со стабильным составом, при
этом каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить»
из этноса.

Вообще надо обратить внимание, что теория этноса – это любимое детище отечественных
ученых; на Западе проблемы этничности обсуждаются совсем в другом ключе.
Западным же ученым принадлежит приоритет в разработке теории нации.

Еще в 1877 г. Э. Ренан дал этатистское определение понятию «нация»: нация объединяет
всех жителей данного государства вне зависимости от их расы, этнической. Релилгиозной
принадлежности и пр. Начиная с XIX в.
оформились две модели нации: французская и немецкая. Французская модель, следуя
Ренану, соответствует пониманию нации как гражданского сообщества
(государства), основанного на политическом выборе и гражданском родстве.
Реакцией на эту французскую модель была модель немецких романтиков, апеллирующая
к «голосу крови», согласно ей нация – это органическая общность, связанная
общей культурой. В настоящее время говорят о «западной» и «восточной» моделях общества,
или о гражданской (территориальной) и этнической (генетической) моделях нации, Немало
ученых полагают, что идея нации нередко используется в политических целях - правящими
или желающими получить власть групиировками. Что
касается этносов, или этнических групп (этносов), то в зарубежной, а в последние
годы и в отечественной науке принято различать три основных подхода к этому
кругу проблем – примордиалистский, конструктивистский и инструменталистский
(или ситуационистский).

Несколько слов о каждом из них:

Одним из «пионеров» в изучении этничности, чьи исследования оказали огромное воздействие на социальную науку,
был норвежский ученый Ф. Барт, утверждавший, что этничносгь – это одна из форм
социальной организации, культуры (этническое – социально организованная
разновидность культуры). Он также ввел важное понятие «этническая граница» – эьл
та критическая черта этнической группы, за которой кончается приписывание к ней
членов самой этой группы, а также отнесение к ней членами других групп .

В 1960-е годы, как и другие теории этничности, была выдвинута теория примордиализма (от англ. primordial – изначальный).
Само направление возникло гораздо раньше, оно восходит к уже упоминавшимся
идеям немецких романтиков, его последователи считали этнос – изначальным и
неизменным объединением людей по принципу «крови», т.е. обладающим неизменными
признаками. Этот подход получил развитие не только в немецкой, но и в русской
этнологии. Но об этом позже. В 1960-егг. на Западе получала распространение не
биологически-расовая, а «культурная» форма примордиализма. Так, один из ее
основателей, К. Гирц утверждал, что этническое самосознание (идентичность) относится
к «примордиальным» чувствам и что эти примордиальные чувства во многом определяют
поведение людей. Эти чувства, однако, писал К. Гирц, не являются врожденными,
но возникают у людей в рамках процесса социализации и в дальнейшем существуют
как фундаментальные, иногда – как неизменяемые и определяющие поведение людей –
членов одной этнической группы . Теория примордиализма неоднократно подвергалась серьезной критике, в особенности
со стороны сторонников Ф. Барта. Так Д. Бейкер отмечал, что чувства изменчивы и
ситуационно обусловлены и не могут порождать одно и то же поведение .

Как реакцию на примордиализм этничность стали понимать как элемент идеологии (приписывания самих себя к
данной группе или приписывание к ней кого-либо членами других групп) . Этничность и этнические группы стали
рассматривать также в контексте борьбы за ресурсы, власть и привилегии. .

Прежде чем охарактеризовать другие подходы к этничности (этносам), уместно будет вспомнить определение,
данное этнической группе немецким социологом М. Вебером. Согласно ему, это
такая группа людей, члены которой обладают субъективной верой в общее
происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и
другого вместе, или по причине общей памяти . Здесь подчеркивается именно
ВЕРА в общее происхождение. И в наше время многие антропологи полагают, что главным
дифференцирующим признаком для этнической группы может выступать ИДЕЯ общности
происхождения и / или истории.

В целом же на Западе в противовес примордиализму и под влиянием идей Барта получили наибольшее
распространение конструктивистский подход к этносу. Его сторониики считали
этнос конструктом, созданным отдельными личностями или элитами (властными, интеллектуальными,
культурными) с определенными целями (борьба за власть, ресурсы и пр.). Многие
также особенно подчеркивают роль идеологии (прежде всего, национализмов) в конструировании
этнических общностей. К последователям конструктивизма относятся английский
ученый Б. Андерсон (его книга носит «говорящее» и выразительное название «Воображаемые
сообщества» - ее фрагменты выкладывались на этом сайте), Э. Геллнер (о нем тоже
шла речь на этом сайте) и многие другие, чьи работы считаются классическими.

В то же время, некоторые ученые не удовлетворены крайностями обоих подходов. Есть попытки им «примирения»:
попытки представить этносы как «символические» общности, основанные на
множествах символов – опять же вере в общее происхождение, в общее прошлое, общую
судьбу и пр. Многие антропологи особо подчеркивают, что этносы возникли
относительно недавно: они не неизвечны и не неизменны, но меняются под
воздействием конкретных ситуаций, обстоятельств – экономических, политических и
т.д.

В отечественной науке теория этноса стала особенно популярна, причем, изначально
в ее крайней примордиалистской (биологической) трактовке. Она разрабатывалась еще С.М. Широкогоровым, который
рассматривал этнос как биосоциальный организм, выделяя в качестве основных его
характеристик происхождение, а также язык, обычаи, жизненный уклад и традицию
[Широкогоров, 1923. С. 13]. Во многом его последователем был Л.Н. Гумилев,
отчасти продолжая эту традицию, рассматривал этнос как биологическую систему,
особо выделяя пассионарность как наивысший этап ее развития [Гумилев, 1993]. Об
этом подходе написано довольно много, но сейчас мало кто из серьезных исследователей
полностью разделяет воззрения Л.Н.Гумилева, которые можно считать крайним выражением
примордиалистского подхода. Эта теория восходит своими корнями к воззрениям немецких
романтиков на нацию, или этническую группу с позиции «общей крови и почвы», т. е.
некоей кровнородственной группы. Отсюда и нетерпимость Л.Н. Гумилева к
смешанным бракам, потомков которых он считал «химерическими образованиями»,
соединявшими несоединимое.

П.И Кушнер считал, что этносы отличаются друг от друга рядом специфических признаков,
среди которых ученый особенно выделял язык, материальную культуру (пищу, жилище,
одежду и др.), а также этническое самосознание [Кушнер, 1951. С.8-9].

Особняком в ряду отечественных исследований стоят исследования С.А. Арутюнова и Н.Н.
Чебоксарова. Согласно им, «...этносы представляют собой пространственно ограниченные
«сгустки» специфической культурной информации, а межэтнические контакты – обмен
такой информацией», а информационные связи рассматривались как основа существования
этноса [Арутюнов, Чебоксаров, 1972. С.23-26]. В более поздней работе С.А. Арутюнова
целая глава, посвященная этой проблеме, носит «говорящее» название: «Сеть
коммуникаций как основа этнического бытия» [Арутюнов, 2000]. Представление об
этнических группах как о специфических «сгустках» культурной информации и
внутренних информационных связях очень близко к современному пониманию любой
системы как своего рода информационного поля, или информационной структуры. В
дальнейшем С.А. Арутюнов прямо пишет об этом [Арутюнов, 2000. С. 31, 33].

Характерной особенностью теории этноса является то, что ее последователи рассматривают
этносы как универсальную категорию, т. е. люди, согласно ей, принадлежали к
какой-то этнической группе / этносу, значительно реже – нескольким этносам. Сторонники
этой теории считали, что этносы сформировались в тот или иной исторический
период и трансформировались в соответствии с изменениями общества. Влияние марксистской
теории выразилось и в попытках соотнести развитие этносов с пятичленным делением
развития человечества – выводом о том, что каждой социально-экономической формации
соответствует свой тип этноса (племя, рабовладельческая народность, капиталистическая
народность, капиталистическая нация, социалистическая нация).

В дальнейшем теория этноса разрабатывалась многими советскими исследователями, в
особенности Ю.В. Бромлеем, который
полагал, что этнос – это «...исторически сложившаяся
на определенной территории
устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными
особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и
отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в
самоназвании» [Бромлей, 1983. С. 57-58]. Тут мы видим и воздействие идей
примордиализма – С. Шпрокогорова, и М. Вебера.

Теорию Ю.В. Бромлея, как и его сторонников, справедливо критиковали еще в советский период.
Так, М.В. Крюков неоднократно и, на мой взгляд, совершено справедливо отмечал
надуманность всей этой системы народностей и наций [Крюков, 1986. С.58-69].
Е.М. Колпаков, например, указывает, что под бромлеевское определение этноса
подходят очень многие группы, не только этнические [Колпаков, 1995. С. 15].

С середины 1990-х годов в отечественной литературе стали получать распространение
воззрения, близкие к конструктивистским. Согласно им, этнические группы – не реально
существующие общности, а конструкты, создаваемые политической элитой или
учеными в практических целях (подробнее см.: [Тишков, 1989. С. 84; Тишков,
2003. С. 114; Чешко, 1994. С. 37]). Так, по мнению В.А. Тишкова (одна из работ
которого носит выразительное название «Реквием по этносу»), советские ученые сами
сотворили миф о безусловно объективной реальности этнических общностей, как
неких архетипов [Тишков, 1989. С.5], сам же исследователь считает этносы искусственными
конструкциями, существующими лишь в головах этнографов [Тишков, 1992], либо
результатом элитных усилий по конструированию этничности [Тишков, 2003. С.
118]. В.А. Тишков определяет этническую группу как группу людей, члены которой обладают
общим названием и элементами культуры, мифом (версией) об общем происхождении и
общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством
солидарности [Тишков, 2003. С.60]. Опять – воздействие идей Макса вебера, высказанных
почти столетие назад…

Не все исследователи разделяют эту точку зрения, сложившуюся не без влияния идей
М. Вебера, например, С.А. Арутюнов, неоднократно выступавший с ее критикой [Арутюнов,
1995. С.7]. Некоторые исследователи, работающие в русле советской теории
этноса, считают этносы объективной реальностью, существующей независимо от нашего
сознания.

Хотелось бы заметить, что, несмотря на резкую критику в адрес сторонников теории этноса,
воззрения исследователей-конструктивистов не так уж кардинально отличаются от
взглядов первых. В определениях этносов или этнических групп, даваемых
перечисленными учеными, мы видим немало общего, хотя отношение к определяемым
объектам расходится. Более того, вольно или невольно многие исследователи
повторяют определение этнической группы, данной еще М.Вебером. Повторю ее еще
раз: этническая группа - это такая группа людей, члены которой обладают субъективной
верой в общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев,
или того и другого вместе, или по причине общей памяти . Таким образом, основные положения
М. Вебера оказали заметное воздействие на различные подходы к изучению этничности.
Более того, его определение этнической группы иногда почти дословно употребляли
сторонники разных парадигм.

исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный расовой, языковой или национальной идентичностью. Термин неточный, так как различие иногда проводится между культурным и политическим этносом. Кроме того, расовые атрибуты не всегда являются определяющей особенностью этнических групп.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭТНОС

локализованная большая общность людей, консолидированная как форма активной их адаптации к региональным условиям природной среды посредством выработанного уникального способа деятельности - культуры. В существующей дискуссии по проблеме этноса одна из точек зрения, в концентрированном виде представленная в работах Ю. В. Бромлея, определяет Э. как явление по своей природе, т. е. по генезису и сущности, социальное. Социальность его определяется тем, что он есть продукт объективного процесса разделения труда, становления и развития экономических и политических общественных структур. Содержание понятия Э. образуется совокупностью признаков в их интегративности. К ним относятся: наличие определенной группы людей, имеющих общую территорию проживания и деятельности; наличие устойчивого самоназвания, этнонима, который трансформируется в языках других народов; самосознание через антитезу "мы - они", включающее историческую память, знание о возникновении и исторических этапах жизни своего этноса, национальные чувства и интересы; общая культура, включающая язык, религию и т. д.

Такой принцип определения Э. через перечисление различных его характеристик методологически не совсем оправдан, т. к. позволяет исключать одни признаки и привносить другие. И если какой-либо из признаков Э., а в отдельных случаях - несколько из них - отсутствует, что в реальности встречается часто, невозможно рассматривать данный социум как этническую общность. В данном подходе не представлено функциональное назначение этнических определителей, например, подчеркивается необходимость обшей территории, но неясно, как же территория "формирует" Э. Наконец, здесь раскрывается вопрос не о самой сущности Э., а лишь об отдельных сторонах существования реальных этнических общностей. Поэтому возникает необходимость поиска единого предельного основания существования Э., обусловливающего представленность человечества через совокупность этнических коллективов, не похожих один на другой. Такой подход к проблеме природы и сущности Э. представлен, в частности, в концепции Л. Н. Гумилева. Э. рассматривается им при этом как результат творческого процесса интенсивного освоения общностью людей уникального природного ландшафта, точнее, зоны их оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует новый уникальный "стереотип поведения". Это понятие, включая в себя особый способ деятельности, отношения к миру, характеризует Э. как носителя определенного культурного типа, если понимать культуру как специфическую "технологию деятельности". Данный подход предполагает идею константности этнических различий, обусловленную константностью природных условий различных регионов; идею несовпадения этнического и социального "ритмов" человеческой истории (Э. рассматриваются не как форма социально-экономических процессов, а как самостоятельные феномены, функционирование и взаимодействие которых во многом определяют ход истории). Постепенная гибель через упрощение внутренней структуры - судьба всех Э. Для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создает социальные, политические структуры, институты, однако этногенез носит глубинный характер, и процессы, например, этнического старения, не зависят от характера социального строя, политической системы и т. д.

Идея поиска объективного основания феномена Э. во взаимодействии человека и природы имеет давнюю историко-философскую традицию. Вопрос о природе Э. рассматривался в рамках т. н. "географического детерминизма". Такой феномен, как "дух народа" (Монтескье), "темперамент рас" (Л. Вольтман), "национальная идея" (Э. Ренан), определяющий всю хозяйственную, политическую, социальную жизнь народа, зависит от климатических, ландшафтных и прочих природных условий. Так, Л. Вольтман в качестве определяющих форму и способ государственного правления рассматривает два рода факторов: во-первых, природные условия и тип хозяйства; во-вторых - психологические особенности народов. И. Г. Гердер, также анализируя особенности политической жизни народов, приходит к выводу о влиянии природных условий и этнической динамики на особенности государственности. Социология XIX в. в лице, в частности, Ф. Г. Гиддингса ставит в зависимость от условий природной среды уже такие феномены, как социальная структура, способы организации общественной жизни народов. Т. о., общей для представителей данного направления в обществознании является идея о соответствии общественных структур естественному "священному закону развития" (Л. Вольтман) отдельных народов, и именно это соответствие должно выступать высшим критерием деятельности управленческих структур. Позднее эта идея развивалась самыми различными течениями в исторической, социологической, социальнофилософской науке, от русского славянофильства, философии Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева до современной зарубежной историографии, в частности, работ Ф. Броделя. Здесь можно указать на работы социологов XIX в.: К. Риттера, Г. Т. Бокля, Ф. Ратцеля, Н. Кареева, Л. И. Мечникова и др.

Если по своим объективным основаниям Э. рассматривается как явление природное, точнее - "территориальное", то по способам самоорганизации он - социокультурный феномен. Действительно, связывая решение вопроса о представленности человеческого рода через совокупность этнических коллективов с представленностью земной поверхности через систему территориально-ландшафтных зон, нельзя не поставить следующий вопрос: а что же является критерием устойчивости каждого отдельного Э., при условии, что территориальная целостность для многих народов со временем утрачивается или же Э. оказывается расселенным в пределах нескольких ландшафтных зон? Что выступает внутриэтническим системообразующим фактором, "охраняющим" Э. от проникновения в систему "чуждых" для него элементов? Здесь тоже есть ряд исследовательских подходов. Некоторые авторы рассматривают в качестве такого критерия и фактора этническую эндогамию и наследственность. Однако надо учесть, что на процессы воспроизводства генофонда влияют и историко-культурные традиции, и завоевания, и привычки, и уровень жизни народа. Наследственность воплощается, в частности, в особенностях антропологического типа. Но известно, что антропологическая типология не имеет абсолютного совпадения с этнической структурой общества. Другие авторы видят этнические константы в самосознании народа. Истоки этого подхода - еще в обществознании эпохи Просвещения. Но этническое самосознание выступает и как отражение совместной деятельности данного человеческого коллектива; специфика, уникальность мировосприятия того или иного народа определяется спецификой его деятельности по освоению среды. Одна и та же деятельность различными народами осуществляется по-разному, одни и те же стороны реальности каждый народ воспринимает по-своему. Культура как "совокупность способов человеческой деятельности", "технология деятельности" и накопленный на ее основе специфический исторический и социальный опыт, закрепленный в традициях, в этнической памяти, - и есть внебиологический устойчивый механизм, конституирующий уникальную целостность, автономность и относительную устойчивость Э. Он существует как общность людей, имеющая единые хозяйственно-культурные особенности и, в то же время, - общую историческую судьбу; понятие Э. определяет именно меру взаимосвязи единого хозяйственнокультурного типа и общей исторической судьбы.

Э. - это динамическая система, претерпевающая непрерывный внутренний трансформационный процесс, однако, имеющая некоторую устойчивость в своей изменчивости. Культура - это фактор и критерий этнической устойчивости, система внутриэтнических констант. Безусловно, в самой культуре есть внутренняя изменчивость: она меняется от эпохи к эпохе, от одной социальной группы в составе Э. к другой. Но пока она сохраняет свое качественное своеобразие, Э. существует как автономное целое, даже если он утрачивает единую территорию, язык, единство антропологического типа и т. д. Национальная культура, прежде всего через традиции: нравственные, религиозные и пр. - оказывает определяющее влияние и на действие собственно биологических факторов самовоспроизводства Э., таких как этническая эндогамия, выступающая способом сохранения национального генофонда. Качественное своеобразие культуры составляет те наиболее устойчивые образцы деятельности, которые складываются в период становления этнической системы и определяются спецификой "этнической родины" и которые Э. "берет с собой", "путешествуя в пространстве и во времени". Они составляют "код" внутриэтнической информации, формируя для Э. его особое отношение к миру, органично увязывая во времени его предшествующие и последующие состояния.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Не только в специализированных гуманитарных науках и учениях мы сталкиваемся с таким понятием, как этнос. Его можно встретить в разговорной речи, в быту, на работе и т.д. Но как точно понять, что такое этнос, что именно подразумевается под данным термином и каковы его характеристики? Давайте разбираться.

Для начала давайте разберемся с тем, что в данном случае нам говорит Википедия. Как известно, это весьма популярный ресурс, который дает наиболее точное определение любому термину и позволяет досконально понять его значение.

Итак, этнос – это совокупность людей, которая сформировалась под влиянием исторического фактора.

Люди эти объединены общими субъективными или же объективными факторами, такими как происхождение, язык, хозяйство, культура, самосознание, территория проживания, менталитет, внешние вид и др.

Также можно отметить, что в российской истории и этнографии (этнологии) синонимом рассматриваемого понятия является термин национальность. В остальных языках и культурах данное слово – Nationality (англ.) имеет несколько иное значение.

У слова «этнос» имеются греческие корни. С древнего варианта данного языка термин переводится как «народ», что, собственно, и неудивительно. Несмотря на свою давнюю историю, в научном обиходе слово появилось сравнительно недавно – в 1923 году, после того как его ввел в обиход ученый С.М. Широкогоров.

Как нам поведала Википедия, этнос – это набор факторов, которые объединяют определенную группу людей в социум, который живет и функционирует как единый организм.

Но теперь давайте отойдем от сухих трактатов и рассмотрим данный вопрос с более «человеческой» точки зрения.

Для каждого человека, живущего на нашей планете, крайне важная его принадлежность к тому или иному социуму.

Этот фактор играет определяющую роль в становлении его сознания и самоидентификации в мире. Также важно знать, что не только для отдельных индивидуумов, но и для каждого государства этнический процесс – это самое главное.

Крайне важно, чтобы этнические отношения (как мы знаем, сложно представить себе хоть одну современную страну, где проживали бы люди одной-единственной национальности) пребывали в норме. Если же между людьми в рамках одной державы возникают недопонимания, это может стать причиной возникновения войны на фоне этнических конфликтов.

Именно для современного этнолога мало просто знать суть этого понятия. Крайне важно понимать психологию каждого отдельного народа, особенности их поведения, реакцию на те или иные события, впечатления и еще массу факторов.

Ведь считается, что в скором будущем единственной идеологией, по которой будет жить всем мировое сообщество, окажется именно этническое самосознание.

Особенности формирования этносов

Дав точное определение тому, что такое этнос, стоит узнать о природе его формирования.

Этот процесс нельзя сравнить с созданием живой клетки или организма, который на протяжении малого периода времени растет (то есть формируется), а после в течение длительного периода пребывает в неизменном состоянии.

Этнос формируется постоянно, и этот процесс не заканчивается никогда.

Да, конечно же, на планете уже существуют конкретные расово-территориальные (или национальные) единицы, которые мы называем государствами, и они являются отражением того или иного этноса.

Они сформировались давно, но если сравнить представителей определенной национальности из прошлого с современниками, то разница будет сногсшибательной.

Какие же факторы влияют на формирование и дальнее развитие народов, которые объединяются в государства?

  • Общая родина. Можно сказать, что люди, которые родились на одной земле, однозначно будут взаимодействовать в этом мире сообща.
  • Природные условия. Как ни крути, а именно погода и климат, в котором приходится жить народу, формирует его самосознание. Люди либо привыкают скрываться от холода в теплых домах, либо спасаются от жары, либо противостоят ветрам.
  • Расовая близость. Когда-то давно у людей не было возможности так обильно путешествовать, как сейчас. Каждая расовая семья проживала там, где она зародилась в полном соответствии со своей дочерней природой обитания.
  • Этнические отношения также формируются за счет схожих религиозных и социальных взглядов.

Интересно знать! Этнос и этнические взаимоотношения – это динамическая структура, которая постоянно подвергается трансформациям и переменам, но при этом ей удается сохранить свою самобытность и устойчивость.

Из чего состоит этнос?

Выше мы уже кратко затронули те факторы, которые объединяют определенную группу народа и делают ее единой.

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Виды этноса

А теперь, глядя в ретроспективу, давайте разберемся с тем, каким может быть этнос или национальность и его виды.

  • Род. Тип этнической общины, который состоит из группы исключительно кровных родственников, имеющих общую мать или общего отца. У них всегда выявляются общие интересы и потребности, а также они носят общее родовое имя.
  • Племя. Данный тип этноса характерен для первобытного строя. Племя состоит из двух и более родов, которые проживают по соседству и имеют схожие интересы и потребности. Нередко в племенах происходит ассимиляция родов.
  • Народность. Этот тип стал последователем племени как более современное воплощение социума и его особенностей. Народность формируется из географического, национального, социального и исторического фактора.
  • Нация. Данный тип этнической общины считается наивысшим. Для него характерны не только единый язык и интересы, но и самосознание, территориальные границы, символика и прочая атрибутика, которая является мировым индикатором.

Наверняка вам стало интересно, какие существуют ныне этносы и как их нужно правильно идентифицировать. Основной определяющей для данного термина является численность населения в рамках того или иного государства, где проживает конкретный народ.

Давайте рассмотрим примеры народов, которые ныне являются самым большими на планете:

  • Китайцы – 1 млрд. чел.
  • Хиндустанцы – 200 млн. чел.
  • Американцы (территория США) – 180 млн. чел.
  • Бенгальцы – 180 млн. чел.
  • Русские – 170 млн. чел.
  • Бразильцы – 130 млн. чел.
  • Японцы – 125 млн. чел.

Интересная деталь: до того, как Америка была открыта, таких этносов, как бразильцы и американцы, не существовало.

Они образовались после заселения новой земли европейцами, и теперь американцы (как и бразильцы) являют собой расу метисов, в корнях которых течет как индейская, так и европейская кровь.

Приведем примеры народностей, которые очень малы по сравнению с предыдущим списком. Численность их населения ограничивается несколькими сотнями людей:

  • Юкагира – этническая группа, проживающая в Якутии.
  • Ижорцы – финны, которые проживают на территории Ленинградской области.

Межэтнические отношения

Данное определение относится к психологии, причем как к индивидуальной, так и к общественной.

Межэтническими отношениями называют субъективные переживания между представителями различных национальностей.

Они проявляются как в быту, так и на международном уровне. Примером таких интернациональных взаимоотношений в малом масштабе может быть семья, родители которой – представители различных этносов.

Характер межэтнических отношений может быть положительным, нейтральным или конфликтным. Все зависит от психологии каждой народности, от ее истории и взаимоотношений, которые на протяжении долгих лет складывались с тем или иными другим этносом.

Интересно знать! Именно численность населения является основным фактором, который раскрывает перед глазами историю, особенности и текущее положение этноса на мировой арене. Это значит, что формирование большой и малой этнической группы будет совершенно разным.

Полезное видео

Подведем итоги

Этнос – понятие нестабильное и динамичное, но вместе с тем это нечто постоянное, имеющее свою четкую историю и корни. Этносы, которые мы знаем сегодня, сформировались из ранее существовавших племен, которые ныне уже не с нами.

Национальная карта нашей планеты постоянно менялась, но люди, находясь в вечном поиске своего «Я», всегда будут возвращаться к истокам и искать своих предков.

Мы все знаем о существовании рас. Китайца можно легко отличить от африканца по цвету кожи, разрезу глаз и другим чертам. Но есть и более мелкие деления внутри рас на нации, народы, а также на этнические группы. Что это такое?

Классификации людей

Практически в любой стране можно найти достаточное разнообразие народностей. Как правило, в границах современных государств проживают самые разные люди. Их можно объединять по некоторым экономическим признакам, таким как уровень дохода, склонность к сбережениям, наличие работы и т. д.; социальным, к примеру, возраст, семейное положение, образование, и некоторым другим. Наконец, еще одним критерием может быть принадлежность к какой-либо этнической группе. Но этим уже занимается не экономика, социология или психология, а этнография. Что же это за наука и зачем нужно такое деление?

Этнография

Люди не могут жить поодиночке - это стало ясно давно. Именно поэтому издавна они начали формировать различные группы, которые в той или иной форме дошли и до современности. Сейчас их называют этническими общностями. Люди в них могут иметь собственный язык и культуру, и это нельзя игнорировать, пытаясь ими управлять. Именно поэтому социология, помимо всего прочего, включает в себя совершенно отдельное направление, изучающее группы людей не с точки зрения их поведения, а в разрезе их принадлежности к определенной группе по этническому признаку.

На самом деле этнография тесно связана в первую очередь с историческими науками, но имеет точки соприкосновения также и с лингвистикой, антропологией, психологией и даже философией. Ее можно назвать относительно молодой дисциплиной, ведь она зародилась лишь в XVIII-XIX веках, а до этого лишь предпринимались первые попытки изучать чужестранцев, но никакой системы в этом не было. Так что, невзирая на то, что великие географические открытия дали европейцам шанс подробно изучить и описать людей, совершенно не похожих на них, они воспользовались им далеко не сразу.

В США антропология и этнография зачастую представляются одним научным направлением, а в Старом Свете они традиционно разграничиваются. Сложно сказать, что является правильным: дробление или, наоборот, более общий взгляд.

Деление

Современная наука выделяет и признает несколько категорий разделения людей, в зависимости от величины их группы и некоторых других черт:

  • племя;
  • народность;
  • нация.

Эта классификация в первую очередь отражает развитие с исторической точки зрения, когда люди переходили от примитивных форм объединения к более сложным. Если же рассматривать таксономию, получается несколько иная картина:

  • семья;
  • этнические группы, или субэтносы;
  • этносы;
  • макрообъединения.

Эта классификация более сложна и менее однозначна для обывателя. Неспециалисту вряд ли очевидно, чем этнос отличается от этнической группы. Кроме того, немалую путаницу вносит и то, что на протяжении длительного времени отечественная наука использовала собственные термины, классификации и подходы, резко отличавшиеся от общемировых. Сейчас происходит постепенная унификация, но до полного согласования пока далеко. Если говорить проще, этнические группы условно равняются национальностям, хотя последние обладают некоторыми особенными чертами. Поэтому говорить о полной тождественности этих понятий нельзя. Однако в литературе уже некоторое время просматривается тенденция к употреблению термина "национально-этнические группы", который, во-первых, может объединить две вышеупомянутые классификации, а во-вторых, снять лишние вопросы относительно семантики.

Признаки

К этническим группам относятся объединения людей, обладающие некоторыми общими чертами. К таким характеристикам относятся следующие:

  • язык (он не всегда, кстати, может быть единым, но наречия должны быть похожи);
  • историческая судьба;
  • элементы культуры;
  • самосознание и самоидентификация.

Последнее, пожалуй, является определяющим. Этническими являются группы, в которых люди сознательно относят себя к той или иной общности. При этом самоидентификация в качестве представителя народа так или иначе включает в себя все остальные элементы, то есть знание языка, культуры и традиций. На их основе и формируется определенный менталитет, привычки, особенности мировоззрения.

Кстати, территориальный признак как раз не является определяющим фактором. Уже на протяжении довольно долгого времени можно наблюдать процессы расселения людей из одних государств на территории других стран. И тут можно заметить такое любопытное явление, как формирование диаспор - этнических групп за пределами родины. В некоторых городах это приобрело настолько серьезный масштаб, что есть целые кварталы, заселенные выходцами из тех или иных стран, где сохраняется их культура.

Возникновение

Этнические группы не возникают стихийно, к их появлению ведет длительный процесс - к этому мнению склоняются, пожалуй, все современные антропологические школы. В связи с основными путями формирования и появилась более или менее общая классификация:

  • Этнотерриториальная группа. Так называют общности, возникшие вследствие тесного контакта людей, имеющих общий ареал проживания.
  • Этносоциальная группа. Образовалась в связи с особым положением части людей (на основе сословий).
  • Этноконфессиональные группы. Выделяются по религиозным отличиям (на основе несоответствия этнического поведения, например, использования разных вариантов родного языка или общения с другими общностями).

Примеры

Что касается этносов, то о них может рассказать любой школьник, хоть и не всегда сразу бывает понятно, о чем вообще идет речь. В качестве примеров можно привести славян, скандинавов, азиатов, индусов. Вне сомнения, каждая из этих общностей включает в себя огромное количество народностей. Даже среди славян можно выделить такие этнические социальные группы, как поморы или старообрядцы. Они, как очевидно, объединяются по совершенно разным признакам. Но и та, и другая общности не могут быть отнесены к такой крупной единице, как этнос.

Говорить про основные этнические группы в масштабах всего мира просто невозможно. Но, например, в рамках РФ можно легко выделить нации, являющиеся титульными для своих субъектов, как тувинцы, якуты, ненцы, мордва и т. д. В свою очередь, они могут делиться на более мелкие группы.

Культура

Этнические группы составляют разнообразие не только в генетическом и фенотипическом смысле, но и зачастую являются носителями уникальных традиций, верований, языка и т. д. В современном мире эти связи могут постепенно утрачиваться, ведь молодежь не всегда сознательно хочет сохранить культуру предков, отказываясь от нее в пользу менее интересных и более однообразных современных ценностей.

Существуют даже специальные программы, направленные на сохранение и поощрение развития древних и необычных традиций, в некоторых региона проводятся конкурсы национальных костюмов, музыки, танцев и т. д. Все это призвано популяризировать уникальные элементы культуры в тех или иных местах планеты.

Значение и ценность

Этнические группы людей нельзя игнорировать ни в одной сфере: социальной, политической, духовной, экономической. В некоторых регионах на почве национального самосознания вспыхивают конфликты и даже локальные войны. Кроме того, несмотря на стремление рыночных игроков упростить и унифицировать культуру и ценности всех людей, маркетологам приходится ориентироваться на те или иные представления о прекрасном у разных народов, учитывать различные пределы допустимого, мораль, восприятие. В духовной сфере разделение совершенно очевидно: в мире существует огромное количество конфессий, как возникших совсем недавно, так и сопровождавших человечество издавна.

Этничность сама по себе ценна даже в условиях всеобщей глобализации и унификации. Каждый человек уникален сам по себе, и каждый имеет право на свой взгляд. Что уж говорить о целых группах людей, особенно если они обладают уникальными чертами.