Биография пара. Амбруаз Паре. Придворный врач Франции, отправивший на тот свет несколько французских королей. Курьезы и жулики

Как уже отмечалось, в средние века в Западной Европе существовало раз­граничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних бо­лезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не счи­тались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Так, например, в Париже, где антагонизм между врачами и хирургами выразился наиболее ярко, хирурги объединились в «Братство св. Косимы», в то время как врачи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы.

Между врачами и хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов» происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лече­нии переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и походов.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высо­кое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории «короткополые» были в основном цирюльниками и зани­мались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирурговбан­щики, которые выполняли простейшие манипуляции, например, снятие мо­золей. Между различными категориями хирургов также велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов:им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции (например, делать клизмы) и выписывать рецепты.

В университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества. Затем стали от­крываться хирургические школы. Репутация их росла, и в 1731 г. (т.е. в период уже Новой истории) в Париже, несмотря на отчаянное сопротивление меди­цинского факультета Парижского университета, решением короля была от­крыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. она была приравнена к меди­цинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской бур­жуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, имен­но хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа.

Так завершилась в Западной Европе многовековая борьба между схола­стической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта. (Заметим, что медицина народов Востока и античная медицина не зна­ли подобного разделения.)

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в средние века причиняли жесточайшие муче­ния пациентам. Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневе­ковой Европе (до 90%) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450-1545) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514), которая выдержала более 50 изданий на различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой по­верхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял го­раздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан сименем французского хирурга и акушера Амбру аза Паре (Pare» Ambroise, 1510-1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel-Dieu, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них - в Северной Италии молодому тогда армейскому цирюльнику Амбруазу Паре (ему было 26 лет) не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрылих чистыми повяз­ками. «Всю ночь я не мог уснуть, - записал Паре в своем дневнике, - я опа­сался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненных бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда боль­ше так жестоко не прижигать несчастных раненных». Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран. Учение о лечении огнестрель­ных ранений стало выдающейся заслугой Паре.

Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хи­рургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хи­рургом Hotel-Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургиче­ских операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации че­репа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедиче­ских аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Многие изних были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им деталь­ным чертежам и сыграли важную роль в дальнейшем развитии ортопедии.

В то же время, наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, аку­шерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Крупные деятели сложнейшей переходной эпохи Воз­рождения жили на стыке средневековья и Нового времени. Они были не толь­ко участниками борьбы окружающего их мира - борьба проходила в них са­мих. Ломка традиционных средневековых взглядов проходила на фоне противоречивого сочетания старого и нового. Таким был Парацельс - новатор в хи­рургии и медицине, не изживший средневековой мистики. Таким был и нова­тор в учении о заразных болезнях Джироламо Фракасторо. Таким был и Амб­руаз Паре.Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправ­ного врача-специалиста.

Хирургия эпохи Возрождения достигла значительного прогресса. Карди­нально изменилось лечение огнестрельных ран и кровотечений. При отсутст­вии обезболивания и средств антисептики средневековые хирурги отважно производили трепанацию черепа и камнесечение, прибегали к радикальному лечению грыж, возрождали операции глазной и пластической хирургии, кото­рые требовали ювелирного мастерства.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было про­должено его многочисленными последователями и продолжателями.

Изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволя­ет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные гори­зонты мира, как ученые с риском для жизни низвергали схоластические авто­ритеты и ломали рамки национальной ограниченности. Исследуя природу, они служили прежде всего истине и гуманизму, а следовательно - науке в единст­венно возможном смысле этого слова.

«Пара Нормальных» - одна из самых романтичных, по мнению поклонников, групп, исполняющая хиты на русском и украинском языках. Коллективу уже более 10 лет, но Анна и Артем продолжают радовать зрителей новыми композициями и клипами несколько раз в год.

История создания

Первое упоминание о группе появилось в прессе в 2007 году. К этому моменту Анна и Иван уже записали несколько песен. В 2008 году дуэт стал популярен с песней «Happy End» - композиция месяц лидировала в хит-параде «Шереметьева-Борисполь» на «Гала радио», продержалась в десятке лучших хитов на Love радио 2 недели.

После этого хита солисты в 2009 году отправились в первый гастрольный тур, в рамках которого посетили 29 украинских городов. Всего на те концерты пришли более 20 тыс. человек. После гастролей количество поклонников коллектива увеличилось в разы.

Полная история создания коллектива подробно описана в онлайн-книге «Путеводитель «Как стать звездой»: «Пара Нормальных» - правда, мифы и легенды», размещенной в блоге исполнительного продюсера и директора группы Андрея Гулыка.

Состав

Коллектив с момента образования и до сегодняшнего дня состоит из 2-х человек: парня и девушки. Анна Добрыднева поет в группе со дня основания. Украинская певица родилась 23 декабря 1984 года в Кривом Роге. Окончила дирижерско-хоровое отделение музыкального училища. До того как оказаться солисткой «Пары Нормальных», входила в состав группы Mournful Gust, выступала с fire-show и даже работала регентом церковного хора.


Сначала с Анной дуэтом пел . Молодой человек родился 17 октября 1988 года в Челябинске, но, когда мальчику было 2 года, семья переехала в украинский город Славутич. У Ивана музыкальное образование по классу фортепиано, в 2006 году юноша поступил в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. В это же время он знакомится с Анной Добрыдневой на концерте Jamiroquai, и молодые люди решили выступать вместе.


Летом 2010 года Иван Дорн решил начать сольную карьеру и покинул группу. После ухода молодого человека в Интернете гуляли слухи, что он оставил Анну из-за появившихся разногласий в дуэте. Однако из интервью поклонники узнали, что у Дорна и Добрыдневой хорошие отношения после ухода Ивана из коллектива.

На место Дорна был принят молодой талантливый вокалист и автор песен, участник украинской версии «Фабрики звезд-3» Артем Мех. Певец родился 17 декабря 1991 года в поселке городского типа Новотроицкое Херсонской области. Артем в 2010 году окончил киевский институт музыки им. Р. М. Глиера, факультет эстрадного вокала.


В августе этого же года получил предложение от продюсерского центра «Catapult Music» стать участником коллектива «Пара Нормальных». Плодотворное сотрудничество продолжалось до 2014 года, за это время Анной и Артемом было выпущено немало хитов, группа активно гастролировала по странам СНГ.

В 2014 году Артем и продюсерский центр не пролонгируют договор, но в сентябре 2016 года солисты вновь объединились. Параллельно и Артем, и Анна развивают сольные карьеры – это оговорено с «Catapult Music».

Музыка

Группа стала открытием на фестивалях «Черноморские Игры 2008» и «Таврийские Игры – 2008». Музыкальные критики отметили их выступления дипломами. В апреле 2009 года коллектив попал на финальный отбор международного конкурса «Новая волна». Оттуда «Пара Нормальных» привезла приз от МУЗ-ТВ, клип «Happy End» получил 100 ротаций российского телеканала. С этого момента песни крутятся по ТВ и радио РФ.

Песня «Happy End» группы «Пара Нормальных»

В 2009 коллектив выпустил песню и клип «Не улетай». Это была первая композиция после накрывшей Ивана и Анну волны популярности. Одним из самых узнаваемых хитов группы стала песня «По улицам Москвы». Клип на динамичную композицию снимали на нескольких столичных площадках, в том числе на Красной Площади.

С приходом в группу Артема Меха старые хиты зазвучали по-новому. Поклонники отмечают, что коллектив вышел на уровень выше, особенно с точки зрения клипов. Если при Иване группа снимала видео среднего качества, то клипы «Пары Нормальных» второго состава отличаются хорошей режиссерской работой и смысловым сценарием.

Песня «Не улетай» группы «Пара Нормальных»

Сольная творческая биография Анны развивается не менее успешно, чем в коллективе. В 2014 году девушка презентовала самую популярную из сольных композиций – «Пасьянс», которая становится визитной карточкой певицы. Песня использовалась саундтреком к сериалу «Молодежка».

Сольная карьера Артема Меха развивается также параллельно работе в группе. Самый знаменитый авторский хит – «Розмова» – длительное время занимал первые места в престижных украинских хит-парадах. Иногда молодой человек выступает за диджейским пультом в популярных клубах, отмечая, что это скорее хобби, чем работа.

«Пара нормальных» сейчас

У коллектива размещена официальная страничка в «Инстаграме» . Фотографии и видео там появляются редко, приурочены к праздникам или премьерам новых треков. В 2018 году ребята представили новую песню – «Как воздух». Это энергичный, полный эндорфинов хит о мире, состоящем только из двух влюбленных сердец.


В настоящее время Анна также работает над записью новых сольных песен и планирует съемки новых клипов. У девушки есть свой сайт, на котором размещена официальная информация, новости и фото певицы.

Любовь Анна и Артем изображают лишь на сцене и съемочной площадке, в жизни коллеги – друзья. В начале их совместного творчества в Сети ходили слухи, что между ними роман. Информацию даже подтверждали свадебными фотографиями. Как потом выяснилось, снимки сделаны на съемках клипа «Невеста».

Песня «Невеста» группы «Пара Нормальных»

Личную жизнь солистка не афиширует: на мероприятиях появляется одна, провокационных снимков в социальных сетях нет. На официальной странице певицы во «ВКонтакте» указано, что певица «не замужем». В «Инстаграме» Артема Меха размещены фото с девушкой, но лицо спутницы закрыто и понять, кто она, невозможно. Официально молодой человек также свободен.

Клипы

  • 2008 - «My Honey»
  • 2008 - «Возвращайся»
  • 2008 - «Скандал»
  • 2008 - «Happy End»
  • 2009 - «Не улетай»
  • 2010 - «История любви»
  • 2011 - «Ах, Ира»
  • 2011 - «По улицам Москвы»
  • 2012 - «Невеста»
  • 2013 - «Love Is»
  • 2017 - «Как мы любили»

Дискография

  • 2008 - «Я придумаю Happy End»
  • 2010 - «Скандал во время рекламы»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ярославский медицинский колледж

Доклад по предмету:

«История Медицины»

Вклад Амбруаз а Паре в историю медицины

Ярославль 2014

Амбруаз Паре (1516-1590)

Одним из первых французских хирургов, получивших широкую известность и обративших внимание на положение хирургов, был Амбруаз Паре, который занимает такое же место в истории хирургии, как Везалий в истории анатомии. Амбруаз Паре родился в 1516 году в городке Ловаль Майенского департамента в семье бедных крестьян. Он рос тихим, угрюмым мальчиком и, казалось, интереса ни к чему не проявлял. Волею обстоятельств по соседству жил цирюльник Виоло, который также хорошо резал тела больных людей, как и стриг их волосы.

Сначала Паре изучал хирургию у Виоло, а по достижении 17 лет продолжил в самой старой парижской больнице Отель-Дье, основанной в 651 году н.э. при монастыре. Официальным годом основания считается 660 год. С XII по XVIII век она реконструировалась и достраивалась, а в 1878 году, когда в Париже проходил конгресс психиатров и первый Международный антиалкогольный конгресс, она приобрела современный вид. Пройдя в Отель-Дье двухгодичную школу хирургов, Паре, в возрасте девятнадцати лет, получает звание хирурга и отправляется добровольцем на театр военных действий.

Во время войн 1536-1569 годов. Паре находился при войсках Монтежо (Montejeau), затем Роана (Rohan) в качестве полевого хирурга. С 1552 года состоял лейб-хирургом при дворе Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и пользовался огромным влиянием. Последнее находит свое подтверждение в драматическом эпизоде, когда 24 августа 1572 во время Варфоломеевской ночи он спасся только благодаря тому, что Карл IX спрятал его в своей комнате. В противном случае как гугенота его ждала бы неминуемая гибель.

Перечень достижений Паре, имевших решительное влияние на дальнейшее развитие хирургии, достаточно большой, чтобы мы могли здесь его привести. Он разработал методы лечения огнестрельных ранений; ввел мазевую повязку вместо прижигания ран раскаленным железом или маслом, перевязку (лигатура) крупных сосудов при кровотечениях, операциях и ампутации.

Рассказывают случай, когда ему удалось определить безболезненный и более эффективный метод лечения огнестрельных ран. Пулевые ранения плохо поддавались лечению, во многих случаях раны становились источником гангренозного заражения крови, причину которого видели в отравлении пороховой сажей. Лучшим средством против этого яда считалось кипящее масло, которое цирюльники старались как можно глубже влить в рану. Поэтому у палатки военного хирурга всегда горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом. Вполне понятно, что эту же систему лечения огнестрельных ран применял и Паре.

После одной битвы Итальянской кампании, в 1537 году, где было много раненых, у Паре кончилось кипящее масло, обычно применяемое им для прижигания огнестрельных ран. Приписывая этот недостаток своей непредусмотрительности, Паре сильно переживал. Каково же было его удивление, когда оказалось, что у раненых, пользованных «по всем правилам хирургического искусства», заживление протекало гораздо медленнее, чем у тех, кто не подвергался прижиганиям маслом, кому он сделал простую перевязку, как при обыкновенных, не пулевых ранениях. Кроме того, раны, не залитые кипящим маслом, выглядели лучше, они не так сильно покраснели и опухли, боли у раненых были меньше, и они более или менее спокойно провели ночь. паре хирург лечение перевязка

Обратив на это внимание, он решил применить вместо кипящего масла пищеварительное средство из желтка, розового масла и скипидара. Вскоре его ждало приятное удивление: раны раненых, леченных этим средством, не только не воспалялись, как это имело место при ожогах кипящим маслом, а наоборот, успешно заживлялись. С тех пор он решил никогда более не прижигать огнестрельные раны, а применять мазевые повязки. Впервые Паре опубликовал свой способ лечения ран в 1545 году, когда ему было 35 лет.

Примечательно, что Паре был в медицине самоучкой, не получил не только общего системного образования, но и специального медицинского. Однако это не помешало ему сыграть значительную роль в превращении хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.

Другое крупнейшее достижение Паре -- это применение перевязки кровеносных сосудов во время операции. Хирурги его времени умели кое-как приостанавливать небольшие кровотечения; они прижимали рану губкой или сухим куском полотна, иногда пропитанного каким-нибудь целебным средством. Но при сильном кровотечении, особенно во время ампутации конечностей, способ этот не давал нужных результатов. Заметив, что кровь свертывается при высокой температуре, хирурги стали применять для операций раскаленные докрасна ножи, а позже ввели даже специальный инструмент для прижигания ран. Богатые люди такие инструменты делали из серебра или золота, но это помогало не всегда, и многие операции кончались смертью пациента, вызванной потерей крови.

Какой-то неизвестный хирург внедрил в практику систему погружения культи непосредственно после ампутации в кипящую смолу. Эта варварская процедура сразу же прекращала кровотечение, но далеко не всякий человек мог вынести болевой шок. Поэтому вместо нее стали перевязывать оперируемую конечность несколько выше будущего места операции. Во время операции это прекращало кровотечение, но стоило только снять жгут, как кровотечение возобновлялось, и пациенты погибали; в случае удачи и приостановки кровотечения послеоперационная рана заживала с трудом, потому что происходило омертвение зажатого участка конечности.

Амбруаз Паре применил новый способ. Он надрезал кожу несколько выше места операции, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал ниткой. Во время операции кровоточили только мелкие сосуды, которые Паре подвязывал во время самой операции. Знаменитая нить Паре произвела переворот в операционной технике, избавила пациентов от большой кровопотери и применяется в наши дни.

Последующий 45-летний период, отпущенный ему Всевышним, Амбруаз Паре верой и правдой служил медицине. В 1552 году он возобновил применение перевязки сосудов при ампутации, улучшил методику ампутаций конечностей, описал перелом шейки бедра; предложил ряд сложных ортопедических аппаратов (искусственные конечности, суставы и др.), разработал способ лечения переломов. Самому Паре пришлось быть жертвой перелома «обеих костей левой ноги на четыре пальца выше сустава стопы» в 1561 году. Впрочем, это не помешало ему позже совершить поход почти по всей Франции во время религиозных войн.

Хирург Паре -- автор труда по трепанации черепа. Он подробно разработал методику трепанации черепа при некоторых мозговых страданиях (абсцессы ), изложенных в специальных трактатах в 1562 году. В его трудах впервые описываются фантомные боли: «Больные долгое время после ампутаций говорят, что еще чувствуют боль в мертвых и ампутированных частях, и жалуются на это».

Амбруаз Паре занимался также женскими болезнями. Ему принадлежат работы в области акушерства, в частности им восстановлен забытый в течение многих веков «поворот на ножку». Он описал много случаев истерических расстройств и вылечил многих больных. Однако предлагаемое им лечение истерии было абсурдным. Достаточно сказать, что лечебная тактика Паре была бесцеремонной и грубой, например, пиявки на шейку матки или волочение по земле за волосы.

Несмотря на свою известность, Паре оставался скромным, что видно из его любимой поговорки: «Je le pansay et Dieu le guarist -- Я его перевязал, а Бог вылечил». Ушел из жизни великий хирург Амбруаз Паре 20 декабря 1550 года.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Взаимоотношение средневековой схоластики и медицины. Начальные этапы развития хирургии в Западной Европе. Главные хирургические школы и направления их исследований, оценка достижений. Деятельность Амбруаза Паре и анализ его вклада в историю хирургии.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Ознакомление с биографией Роберта Коха. Изучение основных работ данного немецкого врача в области бактериологии и эпидемиологии. Рассмотрение роли открытия бациллы сибирской язвы, холерного вибриона и туберкулезной палочки для общего развития медицины.

    реферат , добавлен 06.12.2015

    Краткая характеристика угрожающих жизни состояний: кровотечения, комы, шока, асфиксии. Виды кровотечений, их характеристика. Повреждение венозных сосудов. Применение давящей повязки при кровотечении. Порядок наложения жгута. Повязки на конечности.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2014

    Повреждающие факторы выстрела. Виды ударных действий пули. Классификация огнестрельных повреждений. Вопросы, решаемые при экспертизе огнестрельных и взрывных повреждениях. Современные возможности определения расстояния близкого и неблизкого выстрела.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    История сосудистой хирургии. Общие принципы обнажения и перевязки венозных и крупных артериальных сосудов. Группы болезней артерий, подлежащие хирургическому лечению. Способы остановки кровотечения. Классификация сосудистых швов. Этапы их наложения.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Новые достижения в области медицины, реабилитацию больных. Знакомство с новой медицинской техникой, методами лечения и профилактики заболеваний, а так же методами реабилитации. Вклад немецких достижений и технологии в повышение уровня медицины в мире.

    реферат , добавлен 22.05.2010

    Лечение раненых в лицо и уход за ними. Методы временной и постоянной иммобилизации и остеосинтеза отломков челюстей после огнестрельных ранений. Хирургическая обработка огнестрельных ран челюстей. Организация питания при челюстно-лицевом ранении.

    реферат , добавлен 02.11.2011

    Основные вехи в жизни и деятельности Ю.Ю. Джанелидзе. Многочисленные разработки известного хирурга в сфере лечения сердца. Вклад ученого в развитие хирургии органов движения, органов брюшной полости и крупных сосудов, внутренних органов грудной клетки.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Рассмотрение достижений Леонардо да Винчи в области медицины. Фиксирование внешнего вида и внутреннего устройство мира и человека. Описание пропорций человека художником. Ознакомление с изображениями автором органов в разных ракурсах и проекциях.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Терминальная баллистика, классификация огнестрельных ранений. Морфология репаративного остеогенеза при заживлении огнестрельных переломов. Патологическая анатомия взрывных повреждений. Локализация патологического процесса и объем оперативных вмешательств.

Вступление:

Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Образование охватывало сразу все науки, ограничиваясь изучением трактатов признанных авторов. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

Европейская хирургия формировалась по типу ремесленной деятельности. Оперативным лечением занимались лица, получившие индивидуальную подготовку и не имевшие права на университетское образование. Им предписывалось производить операции, оговоренные в документах, выдаваемых на право практики. Так, им запрещалось «переступать границы своего ремесла», то есть исцелять внутренние болезни, делать клизмы, выписывать рецепты. Талантливые хирурги-практики не допускались в корпорации медиков, составляя собственный цех.

Участь средневековой хирургии решилась на четвертом Латеранском соборе, созванном в 1215 году. Волей Папы Римского врачам-монахам запрещалось «резать плоть» согласно христианскому догмату, возбранявшему пролитие крови. Хирургию отделили от остальной медицины и передали цеху цирюльников.

Образованные французские медики составляли корпорацию при Парижском университете, ревностно оберегая свои интересы от коллег-хирургов, объединившихся в «Братство Святого Косьмы». Между представителями одной профессии шла постоянная борьба. Официально признанные врачи проповедовали духовное лечение, выражавшееся в словесных дебатах под постелью больного. Не желая познавать физиологические процессы, они слепо заучивали древние тексты, отбрасывая за ненадобностью богатый клинический опыт предшественников.

В противоположность схоластике хирургия требовала эмпирических знаний и реального лечения. «Цирюльники» спасали людям жизнь, устраняя последствия переломов, тяжелых травм; умели делать трепанацию, участвовали в военных походах.

Из цеха цирюльников вышли многие знаменитые хирурги; одним из них был Амбруаз Паре, который занимает такое же место в истории хирургии, как Везалий в истории анатомии. Амбруаз Паре родился в 1516 году в городке Ловаль Майенского департамента в семье бедных крестьян. Рос тихим, угрюмым мальчиком и, казалось, интереса ни к чему не проявлял. Волею обстоятельств по соседству жил цирюльник Виоло, который также хорошо резал тела больных людей, как и стриг их волосы. Именно это знакомство и привело будущего придворного хирурга четырех французских королей к запретному ремеслу.

Создатель новой хирургии, он был в высшей степени врачевателем, считая своей главной задачей облегчение человеческих страданий. Его жизнь была посвящена тому, чтобы возвести ремесло хирурга в статус врачебной науки. По-видимому, и в самом деле он был велик в первую очередь не в словах, но в тяжелом, ежедневном ручном труде.


1.Образование

Поразительная разносторонность французского хирурга Амбруаза Паре выгодно отличала его от коллег. Не имея специального образования, он являлся автором новаторских методов лечения, изобретателем ортопедических конструкций и прекрасным литератором, описывавшим свои опыты в книгах.

Паре родился в семье бедного ремесленника Анже около 1510 года в Бур-Эрсан близ г. Лаваля. Систематического начального образования не получил, но еще мальчиком поступил учеником в мастерскую цирюльника Виоло. Интерес к хирургии возник у Паре после того, как он присутствовал на операции, которую проводил знаменитый специалист по удалению камней Кало. Паре отправился в Париж, где поступил в медицинскую школу, слушал лекции в Коллеж де Франс. Работал подмастерьем-цирюльником в главной больнице Парижа, Отель-Дье, основанной в 651 году н. э. при монастыре . С XII по XVIII век она реконструировалась и достраивалась, а в 1878 году, когда в Париже проходил конгресс психиатров и первый Международный антиалкогольный конгресс, она приобрела современный вид. По достижении 17 лет продолжил свое образование и пройдя в Отель-Дьё двухгодичную школу хирургов, Паре, в 1538 году, получает звание хирурга и отправляется добровольцем на театр военных действий.


2.Вклад Амбруаза Паре в хирургию

1)Первая реформа «цирульника»

Слава и солдатская любовь пришли к цирюльнику Паре после того, как он сломал важный стереотип в области лечения ран. В то время раны, и глубокие пулевые, и поверхностные, было принято заливать кипящим маслом - считалось, что в организм проникает «пороховой яд», а лучшим средством лечения являлось уничтожение остатков пороха. Во избежание распространения «порохового яда» рану прижигали каленым железом по методу Г. Герсдорффа, а также заливали ее кипящей смолой. Вблизи палатки цирюльника постоянно горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом. В большинстве случаев это приводило к тому, что у раненого начиналась гангрена, причина которой виделась в отравлении крови.

В первые годы молодой хирург работал традиционным методом, применяя прижигание и смолы, хотя осуждал столь жестокое обращение с ранеными, и без того переживавшими адские муки. Во время итальянской кампании 1537 года после одного из сражений раненых было так много, что у цирюльника не хватило горячей смолы. В отсутствии надлежащих средств Паре смазывал раны смесью яичного желтка, розового и терпентинного (хвойного) масел, прикрывая больное место чистой повязкой.

Впервые нарушив принятую методику, армейский доктор всю ночь не мог уснуть, опасаясь увидеть пациентов умершими от отравления. «К своему изумлению, - отметил Паре в дневнике, - рано утром я застал раненых бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил более так жестоко не прижигать несчастных». В последующие дни медик убедился в своей правоте: раны, обработанные «хвойно-яичным бальзамом», заживали скорее, чем перевязанные по всем старым правилам хирургического искусства. Именно с этого открытия Паре началась новая, практика лечения огнестрельных ранений.

Вернувшись в 1539 из армии, сдал экзамен на звание "мастера цирюльника-хирурга". Занимался анатомией у известного французского анатома Сильвиуса. В 1545 опубликовал свой первый научный труд: Метод лечения ран , написанный на древнем французском, а не на латыни, профессиональном языке врачей.

В своих писаниях автор отвергает теорию об отравляющем воздействии пороховой сажи. Категорически отрицая применение горячих масел, он указал на причину особой тяжести огнестрельных ран. Опасность, по его мнению, состояла в обширном и глубоком повреждении кожной ткани. После выхода книги костры у палаток полевых цирюльников стали встречаться реже и через несколько лет погасли совсем. Объясняя свой рациональный подход, подчеркивая веру в целительные силы природы, Паре говорил: «Я его перевязал, а Бог вылечил». Его простые и оригинальные методики сыграли немаловажную роль в превращении хирургии из ремесла в область научной медицины.


2)Ампутация – стереотип, сломанный Амбруазом Паре

Единственной хорошо разработанной областью средневековой хирургии являлись небольшие кровотечения. Медики умели быстро останавливать кровь, прижимая к ране губку или сухой кусок полотна, часто пропитанные лекарственным средством. Однако при сильном кровотечении, которое возникало при ампутации конечностей, эта методика не давала стопроцентного результата. Отметив, что свертываемость улучшается от действия высокой температуры, хирурги обрабатывали рану раскаленными ножами, позже внедрив специальный инструмент.

Тщеславные медики изготавливали ножи из драгоценных металлов, чем нередко укорачивали жизнь своих пациентов, умиравших от потери крови. Один из военных хирургов ввел в практику погружение свежей культи в кипящую смолу. Изуверская процедура производила некоторый эффект в плане остановки крови, но большинство пациентов погибало от нестерпимой боли. Варварский способ не получил распространения и был заменен перевязкой ампутированной конечности немного выше прооперированного места. Этот метод также имел большой недостаток: кровотечение, прекратившееся в ходе операции, возобновлялось, стоило только снять жгут. Если несчастный не умирал, то рана заживала с трудом вследствие омертвения тканей на зажатом участке.

Проанализировав практику коллег, Амбруаз Паре применил собственный метод. Он надрезал кожу выше нужного участка, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал их обычной ниткой. Во время операции кровоточили только мелкие сосуды, которые подвязывались по мере необходимости. Знаменитая нить Паре определила переворот в технике оперативного лечения, избавив медиков от борьбы с кровотечением. Этот способ с успехом применяется современными хирургами.

Оставив военную службу, Паре много практиковал, внедряя в хирургию новые открытия. Он создал несколько новых хирургических инструментов.

Кроме того, он изобрел, описал и применял искусственные конечности и суставы, впервые применил ампутацию в области сустава, резекцию локтевого сустава. Предложил и описал множество ортопедических приспособлений и бандажей. Большинство протезов было изготовлено уже после смерти медика, в соответствии с оставленными им чертежами.


3. Признание Амбруаза Паре высшим светом Франции

Враги Паре, группировавшиеся на медицинском факультете Сорбонны (которая, как известно, опозорила себя еще процессом Жанны д’Арк), изощренно клеветали на великого врача, распуская слухи о его колдовстве и связях с нечистью, которые вполне могли привести его на костер. Другим не нравилось, что он еще в молодости принял кальвинизм и не скрывал этого. Однако тысячи парижан, а потом и сам король предпочли блистательного врача-гугенота «богобоязненным» бездарям господствующего вероисповедания.

Во время очередной осады второму человеку во Франции, герцогу Гизу, обороняющиеся всадили в голову копье. Печально воздыхающая свита потащила герцога в тыл с торчащим из башки наконечником копья, что тут поделаешь, рана жуткая, помрет герцог… Ничего подобного: мэтр Амбруаз Паре взял кузнечные клещи, наступил герцогу на грудь и силой вырвал наконечник. После чего остановил хлынувшую потоком кровь и зашил рану. Копье зацепило глазницу, но мозг не был задет, а герцог оказался мужчиной дюжим и выжил. После чего еще очень долго играл активную роль в политике. А на Паре в полном объеме полилась высочайшая милость королевского дома Франции. Паре был приглашен ко двору и верно служил там до последних лет жизни.

Накануне Варфоломеевской ночи он оперировал раненого бандитами адмирала Колиньи, который вскоре будет зверски убит. Осмотрев раны адмирала и главы его единоверцев, Паре начал и провел в его доме срочную операцию, которая могла лишь усугубить риск – ведь хотя рана сама по себе и не угрожала жизни, она могла привести к заражению, а антисептики еще не существовало. При ампутации пальца и извлечении застрявшей в руке пули Колиньи не выдал мук ни единым стоном.

А еще через несколько дней свою любовь к врачу-гугеноту проявил король Карл IX, укрыв его от резни Варфоломеевской ночи. Будучи ревностным католиком, он вызвал Паре к себе и ни слова не говоря запер в своих покоях в тихой комнате на ночь, утром выпустил ничего не понимающего хирурга.


4.Вклад Паре в акушерство

Помимо создания научных трудов по анатомии, физиологии и внутренним болезням, талант Паре распространялся на акушерство, причем не только теоретическое. В 1552 году его пригласили на службу в качестве придворного медика французского короля Генриха II. Монарх узнал об искусстве военного цирюльника, прочитав «Руководство по извлечению младенцев как живых, так и мертвых, из чрева матери» (1549 год). Новаторством в этой области послужило описание поворота плода на ножку. Метод Паре являлся модификацией древнеиндийского способа, к сожалению, забытого за многие века. Кроме того, он проводил и описал кесарево сечениеприсмертироженицы (забытое послеСоранаЭфесского),вновь ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти")

В 70-е годы в западной литературе появилось большое количество работ, посвященных средневековым описаниям чудовищ. Действительно, интерес к монстрам весьма характерен для средневековья, хотя берет начало еще в античности, прежде всего в трактатах Аристотеля и Плиния Старшего. Принципиально важно, что эта проблема стала предметом изучения хирурга Амбруаза Паре. Его перу принадлежит трактат о врожденных уродствах, который историк хирургии Ж.-Ф.Мальген называет одной из самых любопытных книг французского Ренессанса.

В трактате "О монстрах" Паре сделал попытку свести воедино сведения обо всех известных ему природных аномалиях. Основную его часть составляют сведения о врожденных патологиях, которые его как врача интересовали в первую очередь. Но речь идет не только о человеческих патологиях: в разряд чудовищ у Паре попадают самые разноплановые явления, от сиамских близнецов до хамелеона, в разряд чудес - природные явления, такие как кометы, вулканы, землетрясения и др. Книга получилась внутренне противоречивой именно потому, что в ней нашли отражение отголоски самых разных традиций и теорий, причем не только медицинских. Трактат, если можно так выразиться, поет на разные голоса. Весь собранный материал увязывается в несколько блоков: человеческие уродства; медицинские казусы; притворство и симуляция; бестиарий; метеорологические явления; демонология.

Многие авторы того времени считали, что рождения монстра –предзнаменование грядущих катастроф.Паре, хотя и называет монстров знаками грядущих несчастий, не фокусируется на этом, ему это не интересно. Он также не задается целью дать строгое определение монстра. Подлинный интерес он проявляет к причинам их появления. Таких причин Паре называет 13. Это слава Господня; гнев Господень; чрезмерное количество семени; слишком малое количество семени; воображение; большая или малая величина матки; поза беременной; удары по животу беременной; наследственные болезни; порча или гниль (семени); смешение семени; действия злобных нищих; демоны или дьяволы. Каждому описанному фактору соответствует определенный тип врожденной патологии.


Выводы:

В течение многих веков дипломированные врачи неохотно брались за тяжелую хирургическую работу, брезгливо уклоняясь от всего того, что могло бы их унизить в глазах публики, и особенно от процедур, требовавших приложения собственных рук. В случае «вульгарных» хирургических вмешательств, врач всецело предоставлял хирургам право делать разрезы, прижигания, ставить пластыри, пускать кровь и т. д.

Врач считал ниже своего достоинства заниматься подобными «грязными» делами. Тем не менее он обязан был изучать хирургию, знание которой было ему крайне необходимо при руководстве сложной операцией, как, например, трепанация черепа, ампутация, которые могли повлечь опасное кровотечение, и, наконец, врач осуществлял контроль, чтобы хирург, например, при удалении грыжи случайно не произвел кастрацию.

Действия хирургов были ограничены и другими запретами, что сказывалось и на их авторитете, и признании заслуг. Так, они не имели права назначать принимаемые внутрь лекарства, а если больному требовалась операция - решающее слово принадлежало врачу. В случаях судебно-медицинских вскрытий, исследования ранений врач всегда имел преимущество перед хирургом, являвшимся в этих делах лишь помощником врача. Врач обязан был вести наблюдения за состоянием инструментов, пластырей и мазей, применяемых хирургом.

Итак, главное зло, от которого по-настоящему страдала хирургия заключалась в том, что положение хирурга было намного ниже, чем статус врача. Хирурги были возмущены, что присутствующий и ничего не делающий при операции врач получал гораздо большие гонорары, чем они, трудившиеся в поте лица.

Одним из первых французских хирургов, получивших широкую известность и обративших внимание на положение хирургов, был Амбруаз Паре, который занимает такое же место в истории хирургии, как Везалий в истории анатомии.

Заложив семя своей мечты, Паре, проучившись у сельского цирюльника, отправляется в Париж и за 2 года усовершенствует свои навыки в больнице Отель-Дье. Вернувшись в 1539 из армии, сдал экзамен на звание "мастера цирюльника-хирурга". Занимался анатомией у известного французского анатома Сильвиуса. В 1545 опубликовал свой первый научный труд Метод лечения ран (La Mthode de traicter les playes. В 1554 был принят в высшее сословное объединение хирургов "братство св. Косьмы и Дамиана". Был личным хирургом четырех французских королей - Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. В 1573 опубликовал Две книги о хирургии (Deux Livres de chirurgie). Вклад Паре в современную медицину не исчерпывается усовершенствованиями методов лечения огнестрельных ран. Он успешно применял при операциях перевязывание сосудов нитью, показал, что проводить ампутацию необходимо в здоровых тканях, впервые применил ампутацию в области сустава, резекцию локтевого сустава. Предложил и описал множество ортопедических приспособлений и бандажей. Вновь ввел в хирургическую практику операции по исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, разработал метод восстановления расщепленного неба ("волчьей пасти"), усовершенствовал лечение переломов, предложил использовать протезы конечностей и искусственные глаза, усовершенствовал многие хирургические инструменты. Его нововведения в акушерстве стали основой современной практики родовспоможения.


Список литературы:

1.Верхратский С.А., Заблудовский П.Е., – Істория медицины. К. 1991

2.Грицак Е.Н. – Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с., ил.(32)

3. История медицины (под ред. Б.Д.Петрова). М., 1954

4. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. – 2-е изд., переработ. и

дополн. – М.: ПАИМС, 1994. – 384 с., ил., табл., схемы, библиогр.

5. http://drsvetlana.livejournal.com/56267.html

6.http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=23270

7. http://www.snariad.ru/2009/03/02/из-истории-военной-медицины – амбруаз/

Zum ersten mal alleine
in unserem Versteck
ich seh noch unsre Namen an der Wand
und wisch sie wieder weg

ich wollt dir alles anvertraun
warum bist du abgehaun
Komm zurück
nimm mich mit

Komm und rette mich
ich verbrenne innerlich
Komm und rette mich
ich schaffs nicht ohne dich
Komm und rette mich
rette mich
rette mich

Unsre Träume warn gelogen
und keine Träne echt
sag dass das nicht war ist
sag es mir jetzt
viellecht hörst du iergendwo
mein SOS im Radio
Hörst du mich
Hörst du mich nicht

Komm und rette mich
ich verbrenne innerlich
Komm und rette mich
ich schaffs nicht ohne dich
komm und rette mich
dich und mich
dich und mich
dich und mich
dich und mich

ich seh noch unsre Namen
und wisch sie wieder weg
unsre Träume waren gelogen
und keine Träne echt
Hörst du mich
hörst du mich nicht

Komm und rette mich
rette mich

komm und rette mich
ich verbrenne innerlich
komm und rette mich
ich schaffs nicht ohne dich
komm und rette mich
rette mich
rette mich
rette mich
rette mich


Официальным годом основания считается 660 год

«La Mthode de traicter les playes»

— Быстрее, сударь! Его величество приказал доставить вас в Лувр немедленно!

Лейб-медик короля Франции Карла IX Амбруаз Паре озадаченно смотрел на посланца монарха, вспоминая, как вчера его столь же спешно командировали из Лувра в этот дом на улице Бетизи – чтобы оказать помощь раненому адмиралу Франции…

— Сударь, пожалуйста, поторопитесь!..

— Но что случилось?

Внятного ответа королевский врач так и не получил, однако монаршая воля не подлежала обсуждению. Паре последовал за посланцем в черноту августовской ночи.

…Был канун дня святого Варфоломея.

Пуля для адмирала Колиньи

Днем раньше, 22 августа 1572 года, на одной из оживленных парижских улиц — Фоссе-Сен-Жермен – грянул выстрел. Не то, чтоб это было чем-то из ряда вон выходящим для тогдашней Франции, в которой уже десятки лет продолжали бушевать войны между католиками и протестантами… Хватало и просто неблагонадежных личностей, не считавших за грех решить диллему «кошелек или жизнь», не предоставляя жертве выбора хотя бы для приличия.

Однако тем утром дело с точки зрения истории обстояло совсем скверно. Наемный стрелок-аркебузир серьезно ранил – и лишь по воле случая не убил на месте – адмирала Гаспара де Колиньи, лидера французских протестантов, только что заключившего мир с королем-католиком.

Предвосхищая тактику киллеров нашего времени, стрелок бросил еще дымящуюся аркебузу на месте преступления и скрылся. Его так и не нашли, хотя люди адмирала без всяких церемоний обыскали весь особняк, с крыши которого был произведен выстрел. Скандал вышел изрядный, поскольку дом принадлежал Анне д`Эсте, вдове герцога Гиза, вождя католической партии. Тот не так давно погиб в результате покушения, убийца был схвачен живым и признался, что его отправил на гнусное дело тот самый Колиньи.

После ранения адмирала побоища между его свитой и многочисленными слугами герцогини удалось избежать лишь благодаря королевскому вмешательству. Карл IX и королева-мать, коварная Екатерина Медичи, лично приехали навестить раненого. Карл поклялся, что виновные в покушении будут найдены и понесут наказание. Лечить адмирала король поручил лучшему медику Франции – Амбруазу Паре.

Но, тем не менее, хрупкое перемирие между католиками и гугенотами, ради достижения которого на днях был торжественно заключен брак между протестантом Генрихом, королем Наварры, и католической принцессой Маргаритой, сестрой Карла IX, опять грозило рухнуть. Впрочем, владыка Франции его уже втайне отменил, но спешащий по приказу короля в Лувр Амбруаз Паре об этом еще не знал…

«Вновь дьявол, как по нотам, ведет игру свою…»

Врач успел заметить необычное для столь позднего времени оживление – повсюду в Лувре толпились и суетились вооруженные до зубов люди. Но гонец не позволял ему остановиться и присмотреться, пока не доставил в королевские покои. Дальше началось нечто вовсе необъяснимое. Карл, ничего не объясняя, втолкнул своего доктора в личную гардеробную, прошептал: «Чтоб ни звука, Паре, ни звука!» — и запер дверь снаружи.

Амбруаз Паре славился как человек не робкого десятка, однако тут ему стало не по себе. Невольно вспомнилось, как после смерти первого из французских королей, которому Паре служил в качестве лейб-медика, — Генриха II – при дворе поползли слухи, что «этот цирюльник-гугенот» намеренно не оказал августейшему пациенту необходимой помощи…

Генрих был ранен в голову на рыцарском турнире, который он устроил в честь заключения мира с Испанией и свадьбы своей дочери. Копье графа Монтгомери сломалось в турнирном поединке, и обломки вонзились королю в лоб и в глаз. Через несколько дней, несмотря на усилия медиков, в том числе Паре и знаменитого анатома Везалия, Генрих II скончался. Его смерть многие считали исполнением предсказания Ностадамуса о роковой схватке «старого и молодого льва».

…А теперь, оставшись в темной комнате, врач с ужасом видел, как за окном разгорается зарево от многочисленных пожаров в разных частях города. С колоколен гремел набатный звон. Слышались выстрелы, крики: «Бей гугенотов! Смерть еретикам!».

Историки спорят до сих пор – была ли та грандиозная резня, впоследствии названная Варфоломеевской ночью, одобрена и санкционирована властями или королевское семейство планировало убрать лишь нескольких видных противников, но ситуация в Париже вышла из-под контроля. И королю оставалось лишь спасать тех, кто был ему по тем или иным причинам необходим.

Флорентийка по происхождению и интриганка по воспитанию Екатерина Медичи предпочитала с недругами расправляться исподтишка. Она окружила себя итальянскими алхимиками, которые снабжали придворных изысканными духами и помадами, но тому, кто прогневал королеву, доставалась порция отравы, искусно введенная в косметику или пропитавшая изящные перчатки. Амбруаз Паре писал брату, что следует «избегать этих духов, как чумы, а отравителей надо выпроводить из Франции…». Но времена способствовали шарлатанам, астрологам и составителя всевозможных зелий.

Котелок с кипящим маслом

А ведь начало жизни достопочтенного Амбруаза Паре вовсе не предвещало, что она будет такой бурной, хотя сын ремесленника из маленького городка Бур-Эрсан рос очень смышленым парнишкой. Он был отдан в обучение к цирюльнику, но однажды оказался свидетелем того, как приехавший из Парижа врач делал операцию больному, которого местные лекари единодушно признали безнадежным. Юный Амбруаз был потрясен чудом исцеления, а парижский доктор не только спас человека, но и оказался причастен к тому, что из безвестного помощника цирюльника вырос великий врач, изменивший всю историю медицины.

Паре уехал учиться в столицу Франции, а потом стал военным хирургом, который благодаря своей наблюдательности и мощному аналитическому уму совершил первое открытие. В то время считалось, что лучшее средство для лечения огнестрельных ран — кипящее масло. Раны от пуль и осколков ядер врачи относили к разряду отравленных, и для нейтрализации «яда» – пороховой копоти – применялся столь варварский способ. Пылающий костер и висящий над ним котелок с кипящим маслом были обязательной приметой походного лазарета и палатки хирурга.

Во время войны с Италией одно из сражений было настолько кровопролитным, что на всех раненых у Амбруаза Паре не хватило масла. Оставить солдат совсем без помощи он не мог, поэтому перевязал тех, чьи раны не смог ошпарить, обычным способом, с корпией и мазями. После этого хирург провел бессонную ночь, полагая, что эти раненые не выживут. Утром он к своему великому удивлению обнаружил, что раны под простыми повязками выглядят лучше и причиняют пациентам меньшую боль…

Дальнейшие наблюдения подтвердили догадку Паре, и он совсем отказался от применения кипящего масла. А через два года в свет вышла его первый трактат «Метод лечения ран». Бывалые врачи и хирурги (в то время эти две профессии были жестко разграничены) возмутились тем, что автор «Метода» полностью отвергал устоявшуюся практику. Вдобавок, Паре последовал примеру великого Парацельса и написал свою книгу не на латыни, как было принято среди «культурных» людей, а на французском «простонародном» языке. Тем не менее, опыт таких же, как и сам Паре, фронтовых хирургов подтвердил его правоту, и вскоре метод лечения ран кипящим маслом был окончательно отвергнут и забыт.

За многочисленные заслуги Амбруаз Паре был принят в высшее сословное объединение хирургов — Братство святых Косьмы и Дамиана – и приглашен к французскому королевскому двору. Он служил лейб-медиком при четырех властителях – Генрихе II, Франциске II, Карле IX и Генрихе III.

Курьезы и жулики

Паре интересовался всевозможными необычными явлениями и написал целый фолиант «О монстрах». В нем он анализировал мифы о чудовищах и классифицировал врожденные уродства, стараясь понять причины их возникновения. Кроме этого, в текст были включены реальные описания различных медицинских феноменов – например рассказы о пулях, осколках или других инородных телах, выходивших из ран с течением времени без всякого хирургического вмешательства.

Транссексуализм, как становится ясно из книги Паре, тоже никак нельзя отнести к достижениям новейшего времени: этому явлению посвящена особая глава в том же трактате, а именно: «Достопамятные истории о некоторых женщинах, переродившихся в мужчин». У некой Марии из Лиссабона, пишет Паре, в подростковом возрасте стал ломаться голос, будто у юноши, проявились мужские черты поведения. О том, какими первичными половыми признаками обладала упомянутая барышня, доктор не сообщает, но известно что с дозволения церковных властей Мария стала именоваться Эммануилом и носить мужскую одежду, а впоследствии ей… то есть, уже ему удалось благополучно вступить в законный брак.

Конечно, великий врач-исследователь не был свободен от некоторых предрассудков своей эпохи, однако по отношению к шарлатанам и знахарям, коим многие его современники верили безоговорочно, Паре был безжалостен: «Я видел, как желтуха исчезла с поверхности тела за одну ночь посредством маленького письма, повешенного на шею истеричке. Я видел, как лихорадки излечивались молитвами и разными церемониями, но потом возвращались еще хуже. Я спрашиваю вас: не суеверие ли говорить, что те, кто носят имена трех волхвов (Гаспар, Мельхиор, Балтазар), излечивают от эпилепсии, что зубная боль проходит, если во время мессы произнести слова «Os non communietis ex eo» и прочее», — гневно писал он.

Вместе с братом Жаном, тоже медиком, он неоднократно, несмотря на угрозы и покушения (к счастью, неудачные) разоблачал фальшивых больных и «прозорливцев», а также беспощадно боролся с торговцами живым товаром, которые намеренно калечили детей, чтобы потом принудить маленьких инвалидов собирать милостыню.

А тем пациентам, кто жаловался на ночные посещения похотливых демонов – суккубов или инкубов – Паре настоятельно советовал не уповать на амулеты, а поменьше есть на ночь тяжелой пищи. Ну и вина не пить, соответственно… Очень современный подход!

«Нить Паре»: предотвращение кровотечений

Одно из важнейших открытий Паре – метод перевязки крупных кровеносных сосудов во время операции. До него кровотечения пытались останавливать опять же прижиганием. Раскаляли докрасна хирургические инструменты, а при ампутации культю окунали в кипящую смолу. На практике это приводило к тому, что больной, не успев умереть от потери крови, часто погибал от болевого шока.

Наложение жгута могло остановить кровотечение непосредственно в момент операции, но потом оно возобновлялось, как только жгут снимали. Если же перетяжку оставляли — происходило омертвение конечности, и рана не затягивалась вообще или заживала с большим трудом.

Паре придумал делать надрезы несколько выше места операции, обнажать крупные кровеносные сосуды и перевязывать их прокипяченной шелковой нитью. С капиллярным послеоперационным кровотечением в то время уже умели бороться путем наложения повязок. Метод перевязывания крупных кровеносных сосудов при операциях применяется и сейчас.

Амбруаз Паре вернул из небытия многие акушерские приемы, которые были известны еще в античном мире, а в средневековой Европе забыты. Тем самым он положил конец печальной практике, когда роженице полагалось мучиться под присмотром повитухи, которая часто была сведуща не в анатомии и физиологии, а лишь в наговорах и амулетах. Если же святой воды, бумажек с волшебными словами и тому подобных средств было недостаточно для благополучного родоразрешения, звали хирурга-цирюльника, который попросту расчленял младенца в материнском чреве. Чаще всего это стоило жизни не только нерожденному ребенку, но и матери. Что было неудивительно при всеобщей антисанитарии – элементарная асептика была внедрена в акушерское дело опять-таки стараниями Паре.

А кроме этого он заложил основы пластической хирургии, разработав операции по исправлению врожденных дефектов – «заячьей губы» и «волчьей пасти» (расщепление верхнего неба). Им были сконструированы различные ортопедические приспособления и протезы, изобретены или усовершенствованы хирургические инструменты.

…Нельзя сказать, что Амбруаз Паре во многом опередил свое время – наоборот, он сделал все, чтобы приблизить свое время к нашему.