Биогеография. Профессии для тех, кто любит географию Что легче сдать биологию или географию

По каким предметам сдавать экзамены легче в 9 классе ГИА?

    Считаю, что сдавать экзамены в девятом классе лучше те, которые пригодятся для поступления, то есть для сдачи в 11 классе. Сдавая ГИА школьник уже готовится к сдаче ЕГЭ. Но это для тех у кого еще времени на подготовку достаточно. А если времени уже нет, то лучше готовится к экзаменам по тем предметам, которые лучше знаешь.

    Легких экзаменов по предметам на ГИА нет. Математика и русский обязательны. История, по комментариям сдававших ГИА в этом году, оказалась гораздо сложнее, чем ожидали. Физика была совсем не по тем темам, по которым натаскивали, так что даже отличники еле-еле натянули на 4.

    Литературу выбирают немногие:чрезвычайно много бессмысленных нюансов нужно зубрить.

    Биология – один из сложнейших предметов на ГИА. Об этом ежегодно и не по разу девятиклассников предупреждают весь год. Остается общество и география. Но какой смысл сдавать географию, если ты не пойдешь дальше по этой специальности.

    Общество сдать можно. Моя дочь сдала на 5, посидев недельку в Демоверсии, начав практически с нуля.

    Так что при выборе экзаменов в 9 классе без решения Демоверсий никак не обойтись.

    Ответ очевиден – легче сдавать тот предмет, который лучше всего знаешь. Пусть ваша дочь сначала отфильтрует наиболее бесперспективные варианты, потом поочередно прорешает демонстрационные версии ГИА по оставшимся предметам. Также существует открытый банк заданий ГИА-9 (ФИПИ).

    Ну русский, математика- это обязательно придется вам сдавать. А еще два на выбор. Хотя для каждого легкий предмет свой, но я думаю все таки, самые легкие география, биология, информатика, обществознание. Моя дочь выбирает между этими. В географии и биологии нет ни каких правил, формул, уравнений. почти каждого человека и география и биология интересует помимо школы. А информатика тоже интересует любого ребенка, еще с пеленок каждый тянется к интернету. В информатике большинство задач на логику из жизни. А обществознание интересный и жизненный предмет.

    На данный вопрос прямо однозначно сложновато ответить. Нужно исходить в перую очередь от склада вашего ума, то есть от тех предметов, которые вам лучше даются в принципе. Есть люди с гуманитарным складом ума – для них хорошо подойдт биология, литература, обществознание, география. А вот если у вас математический склад ума, то лучше отдать предпочтение, например, физике, химии.

    Плохо запоминаете даты, то лучше и не думайте об истории, а если плохо с формулами, то и физика не подойдт.

    Наверное проще будет биология.

    К любому экзамену надо относиться серьезно, искать, что полегче стоит, выбор лучше делать ребенку самостоятельно такой, чтобы он нравился и уже как-то отображал будущую профессию его.

    Все делается еще в 9 классе, ведь и в техникумы теперь нужно что-то сдавать кроме математики и русского языка, куда-то английский язык, куда-то история.

    Кто-то любит историю и ему нравится она до такой степени, что все само собой все откладывается в голове, запоминать не надо, а для меня тяжело было бы, вот иностранные языки мне легче сдавать и вот так у многих.

    Каждому свое.

    Самый наверно легкий экзамен это биология, там нет формул, нет уравнений, не надо учить правила. Да и сам предмет биология очень увлекательный и интересный предмет. Да и учится он легче чем другие предметы. А вот историю вообще трудно выучить там много дат и событий, история большая.

    Мне кажется что из тех, которые дают на выбор, легче всего сдавать географию . Мне ее в 9 классе давали на выбор и я ее брал как самый легкий и доступный для сдачи предмет, даже при том, что учитель был сложный.

    Математика и русский просто все сдают, тяжело или легко тут не обсуждается.

    Моя сдавала химию и биологию, по биологии даже больше баллов получила там потолок выше, но не без помощи репетиторов. В этом году по биологии немного упростили можно попробовать сдать, если заниматься не все так сложно.

    По статистике нашей школы по физике мало кто получил выше тройки, многие сдавали общество, но тут надо уметь говорить, рассказывать.

    Биологию и химию дети почему-то боятся сдавать, а вот моя с уверенностью сдавать пошла и сдала на твердую 4, не хватило по паре баллов до пятерки.

    Здесь мне кажется надо не что легче искать, а уже смотреть на будущее ребенка, куда он пойдет дальше учится, моя метит в мед. институт.

Любой старшеклассник оказывается перед выбором: «Куда пойти учиться? Кем стать?». Важнейший и сложнейший вопрос, от ответа на который зависит дальнейший жизненный путь. Чтобы дать на него правильный ответ, очень полезно обратиться за помощью к специалистам, работающим в центрах профориентации. Однако часто это бывает по разным причинам невозможно, и тогда ответ приходится искать самому. С чего же начать?

Я бы посоветовала сделать сначала два первых шага: во-первых, подумать, какие учебные предметы тебе наиболее интересны, а, во-вторых, пройти небольшой . Так ты сможешь определить основное направление поиска своего жизненного пути.

В своей статье я хочу обратиться к тем, кто любит уроки географии. Предмет этот очень интересный и многим он нравится, но вот когда возникает вопрос: «А кем я буду работать, если буду изучать эту науку углублённо?» многие встают в тупик. Сегодня и постараюсь помочь ответить на этот вопрос.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонны к профессиям типа «человек - художественный образ», то вам подойдёт профессия фотокорреспондента, который сможет готовить репортажи об удивительных уголках нашей планеты. А если у вас есть художественные или литературные способности, то, может быть, из вас получится прекрасный художник-пейзажист или поэт, воспевающий красоты родного края.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - техника», то вам можно подумать о профессиях, которые позволяют разрабатывать или создавать геодезические приборы и оборудование. Горнодобывающая отрасль развивается очень быстро, в ней всегда есть потребность в хороших инженерах и специалистах среднего звена. А если вы не боитесь трудностей, и ваше здоровье вам это позволяет, то для вас!

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - знаковая система», то - это именно та профессия, которая вам подойдёт. Современные геоинформационные системы нуждаются в специалистах, которые ежедневно создают цифровые карты, отражающие все актуальные события на Земле, так что картограф со знанием современных цифровых технологиях обязательно найдёт себе работу.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - человек», то вы можете стать , специалистом в области туристического бизнеса.

Если по итогам теста Климова вы оказались склонными к профессиям типа «человек - природа», то выбор профессии окажется наиболее широким: это , гидробиология, экология, почвоведение.

После того, как вы определились с кругом профессий, которые подойдут к вашему психологическому складу и будут соответствовать вашему интересу к географии, вам предстоит сделать третий шаг - решить, какой уровень образования вам необходим - средний или высший. Если вы внимательно посмотрите на список профессий, который я привела в своей статье, то вы увидите, что среди них есть профессии, которые можно получить в ссузе, а есть те. которые потребуют высшего образования. Есть среди них и такие, которые можно получить и в среднем, и в высшем учебном заведении, например: , почвовед, .

Теперь перейдём к четвёртому шагу в выборе профессии - обратимся к справочнику учебных заведений и выберем те, в которых есть возможность получить профессию, которая будет вам интересна. Узнайте, какие экзамены нужно сдавать в выбранное вами заведение, какие особые условия поступления в нём существуют, и начинайте путь к своей мечте! Найдите и прочтите книги о людях выбранной вами профессии, посмотрите фильмы, героями которых являются специалисты в области географии, если есть возможность, посетите профильные учреждения - так вы сможете больше узнать о своей будущей профессии.

Вот такие советы я хочу дать тем, кто любит географию, но пока не знает, где и как может пригодиться эта замечательная наука.

______________


События

Cпециальность «Биология и география»

Содержание образования на факультете соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Специальность «Биология и география» является классической для естественнонаучных факультетов педагогических вузов. Студенты обучаются по типовым учебным планам, предусматривающим изучение дисциплин базовых географических и биологических, основных естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-гуманитарных курсов, в том числе курсов педагогики, психологии, методики преподавания дисциплин специальности - биологии игеографии, и др.

Учебные занятия по дисциплинам специальности включают теоретические курсы , а также разнообразные лабораторные и практические занятия , которые проводятся с использованием современного лабораторного оборудования, приборов, IT-технологий . В организации учебного процесса большое внимание уделяется разработке учебно-методических комплексов дисциплин (в т.ч. электронных), позволяющих эффективно организовывать самостоятельную работу студентов.

Основные дисциплины специальности:

  • общее землеведение
  • геология
  • картография с основами топографии
  • география почв с основами почвоведения
  • физическая география материков и океанов
  • экономическая и социальная география стран мира
  • физическая, экономическая и социальная география Беларуси
  • география мирового хозяйства и населения
  • методика преподавания географии
  • методика преподавания биологии
  • зоология
  • ботаника
  • генетика
  • цитология
  • микробиология с основами биотехнологии
  • биологические основы сельского хозяйства
  • физиология растений
  • гистология с основами эмбриологии
  • анатомия человека
  • физиология человека и животных
  • эволюционное учение
  • химия
  • педагогика
  • психология
  • культура речи
  • история
  • философия
  • экономическая теория
  • иностранный язык

Особенностью обучения на факультете является ориентация на подготовку специалиста, максимально готового к осуществлению практической работы. Важной составляющей процесса обучения являются учебные и производственные практики по дисциплинам специальности. Им отводится значительная часть учебного времени - 30 недель.

Учебные практики проводятся, главным образом, в летнее межсессионное время. Практики позволяют закрепить знания, полученные в ходе аудиторных занятий, выработать навыки постановки научных экспериментов и освоить методы наблюдений и сбора материала для написания выпускных квалификационных работ, подготовить к самостоятельной работе по специальности. Во время учебных практик студенты постигают азы исследовательской работы . Нередко, именно с учебной практики начинаются их первые шаги в самостоятельное научное исследование, которое перерастает в дипломную работу, а затем - в магистерскую и кандидатскую диссертацию .

В рамках общебиологической подготовки студенты 1-4 курсов проходят практики по зоологии (позвоночных и беспозвоночных) и ботанике (морфологии, систематике и физиологии растений, альгологии, микологии), основам сельского хозяйства , по организации школьного биологического эксперимента, методике преподавания биологии, экологии. Для этих целей на факультете эффективно используется агробиостанция «Зеленое», расположенная в окрестностях г. Минска. На ее территории, кроме учебного корпуса, есть дендрологический участок, где собраны распространенные и редкие древесно-кустарниковые растения; цветочно-декоративный коллекционный питомник; опытный пришкольный и производственный участки.

Учебные практики по географическим наукам - метеорологии, гидрологии, геоморфологии, почвоведению, школьному туризму проводятся на 2-и 3 курсах в окрестностях г. Минска и агробиостанции «Зеленое». Увеличить масштабы изучаемой территории, ознакомиться социально-экономическим разнообразием Беларуси позволяет выездная комплексная практика по экономической, социальной и физической географии, которая в течение 18 дней проходит на 4 курсе. Маршруты этой практики пересекают территорию республики в разных направлениях, позволяя студентам своими глазами увидеть разнообразие и богатство природы нашей страны, познакомиться с ее людьми, производствами, достопримечательностями. Наличие договоров о сотрудничестве с ВУЗами ближнего зарубежья дают возможность наиболее успевающим студентам пройти эту практику на базах этих вузов - в Приазовье, Крыму, Куршской косе.

Производственные практики (на 3 и 4 курсах) проходят на базах средних общеобразовательных учреждений г. Минска (как правило, это самые лучшие школы, гимназии и лицеи города). Студенты применяют теоретические знания по педагогике, психологии и дисциплинам специальности - биологии, географии, а также овладевают методическими приемами учебной и воспитательной работы со школьниками , приобретают навыки урочной и внеурочной работы , проведения исследований педагогического и научно-методического характера .

Повышению мотивации к обучению на факультете естествознания способствуют:

  • помощь студентам первокурсникам в адаптационный период, как со стороны преподавателей, так и со стороны старшекурсников;
  • активное включение всех студентов в общественную жизнь факультета и университета;
  • внедрение форм внеаудиторной работы, адекватных обучению в вузе и способствующих раскрытию творческого потенциала (КВНы, студенческие тематические капустники (посвящение в первокурсники, праздник медиума и последнего звонка и т.п.), праздники-конкурсы«День птиц», «День Урожая» и т.д.;
  • организация досуга совместно с кураторами студенческих групп (посещение музеев и театров г. Минска, экскурсии, тематические вечера и кураторские часы);
  • активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески мыслить и применять в практической деятельности исследовательские умения и навыки;
  • расширение внеаудиторной работы со студентами, способствующей укреплению и сохранению их здоровья, посредством привлечения студентов в спортивные секции, соревнования, многообразные формы физического воспитания (спортивные соревнования, туристические слеты, Дни здоровья, беседы, лекции, тематические диспуты о вреде курения, наркомании, алкоголизма);
  • участие студентов-старшекурсников в профориентационной работе (Дни открытых дверей, профориентационные мероприятия в течение педагогической практики, выездные мероприятия в учреждениях образования Минской области).

На факультете активно работают , , клуб «ЗОЖ» . Ежегодно проводится Студенческая научная конференция , по итогам которой издается сборник студенческих научных работ. Продолжить научно-исследовательскую деятельность студенты могут в магистратуре и по специальностям «География» и «Биология».

Таким образом, выпускник факультета естествознания владеет системой знаний об основных проблемах географии и биологии, важнейших аспектах прикладного использования своих профессиональных знаний, умеет определять учебно-воспитательные задачи в преподавании биологии и географии, адаптировать научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся, выбирать оптимальные формы и методы учебной деятельности. Это позволяет успешно осуществлять педагогическую деятельность по следующим направлениям :

  • преподавание биологических, географических, экологических дисциплин;
  • осуществление научно-методической работы;
  • осуществление организаторской и воспитательной работы;
  • ведение кружковой работы в общеобразовательных учебных заведениях и внешкольных организациях.

Глубокие и обширные знания в разных областях естествознания, прочные навыки практической работы - исследовательской и педагогической, умение свободно мыслить, знание законов природы и умение применять его на практике, коммуникабельность, умение работать в команде и самостоятельно - весь этот набор качеств, приобретенных во время учебы на факультете естествознания, позволяет нашим выпускникам не только успешно работать по педагогической специальности, но и легко найти себя в других профессиях и областях деятельности, где требуются мыслящие, креативные, трудолюбивые сотрудники. Именно поэтому наши специалисты востребованы и успешно работают в научных, исследовательских, коммерческих, административных структурах.


ЖУРНАЛ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, 2009, том 70, № 1, с. 56-65

БИОГЕОГРАФИЯ: ГЕОГРАФИЯ ИЛИ БИОЛОГИЯ?

© 2009 г. |А. И. Кафанов

Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН 690041 Владивосток, ул. Палъчевского, д.17 e-mail: [email protected] Поступила в редакцию 01.03.2007 г.

Общая биогеография, междисциплинарный комплекс наук, имеет самостоятельные географический и биологический аспекты, представляющие два научных направления - биологическую географию и географическую биологию. Эти направления имеют свои собственные объект, предмет и методы исследований и относятся соответственно к наукам о Земле и к биологическим наукам. В связи с этим предлагается частично пересмотреть классификаторы научных направлений и государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Не в совокупности ищи единства, но более в единообразии разделения.

Козьма Прутков

Биогеография, понимаемая обычно как наука о закономерностях пространственной дифференциации живого покрова Земли, - одно из центральных направлений современного естествознания. Знаменитый журнал "Science", опубликовавший к своему 125-летию список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой, на 13-ю позицию ставит сугубо биогеографический вопрос: почему в одних местах обитают сотни видов животных и растений, а в других - единицы? Кроме этой чисто теоретической проблемы биогеография призвана решать и важнейшие практические вопросы природопользования, способствующие устойчивому развитию мирового сообщества: сохранение биологического разнообразия, рациональное использование биологических ресурсов, создание и оптимизация деятельности охраняемых территорий и акваторий. Пожалуй, наиболее ярко это отражают принятые в США Закон о национальной политике в области окружающей среды (1969) и Закон об исчезающих видах (1973) (Langdon, 1979)1. Все это заставляет вновь и вновь обращаться к методологическим основам биогеографии. Между тем, даже ее положение в системе наук очень не определенно.

Один из ведущих отечественных биогеографов А.Г. Воронов определял биогеографию как науку

1 Вместе с тем 95-й конгресс США одобрил поправку к Акту об угрожаемых видах, которая впервые в истории создала юридическую основу для уничтожения видов. Практически это выразилось, например, в строительстве плотины Теллико в долине р. Литтл Теннеси, в результате чего с лица Земли исчез по крайней мере один эндемичный вид рыб.

"...о закономерностях распределения и сочетания сообществ организмов и их компонентов - растений, животных и микроорганизмов. Иначе говоря, биогеография - наука о растительном покрове и животном населении и населении микроорганизмов различных регионов земного шара, а также о закономерностях распространения видов и других таксонов животных растений и микроорганизмов. При этом наиболее существенной задачей этой науки является изучение законов распространения и сочетания сообществ в целом. Из сказанного следует, что биогеография - пограничная наука между биологией и географией". Далее категорически заявляется, что "не следует подразделять биогеографию на биологический и географический разделы... [выделено. - А.К.]" (Воронов, 1976, с. 9-10].

Безосновательность последнего заключения легко подтверждается следующими соображениями. Определяя биогеографию как "науку о растительном покрове и животном населении", А.Г. Воронов по сути отождествляет общую биогеографию с ландшафтно-биономической биогеографией, не оставляя места биогеографии флоро-фаунистиче-ской и исторической (см. Кафанов, 2000). Считая "наиболее существенной задачей" биогеографии "изучение законов распространения и сочетания сообществ", А.Г. Воронов, по-видимому, не учитывает, что в биоценологии также различают биологический и географический аспекты. "Уже более 50 лет назад возникла проблема: что должны отражать геоботанические карты - условия мест обитания или признаки самой растительности? Решая этот вопрос сейчас, мы должны считаться с тем, что наряду с геоботанической [картографи-

ей. - А.К.] развивается и картография дробных подразделений ландшафта, выявляемых по всей совокупности присущих им признаков... . Геоботанические классификации и построенные на их основе карты не должны подменять ландшафтные классификации и комплексные карты" (Сочава, 1986, с. 225; см. также: Бекетов, 1861; Шенников, 1948; Ellenberg, 1968; Василевич, 1983). Наконец, даже принимая положение о том, что "биогеография - пограничная наука между биологией и географией", необходимо установить, где именно проходит эта граница. "Пограничное положение" характерно почти для всего комплекса биологических наук, поскольку жизнь и живое неразрывно связаны с физико-географическим окружением.

Определение действительного положения биогеографии и отдельных ее направлений в системе наук позволяет максимально эффективно и полно проводить экспертные заключения в разных отраслях природопользования, оптимально прогнозировать возможные изменения биосферы при различных вариантах хозяйственного развития, рационально распределять кадровое и материальное обеспечение отдельных биогеографических дисциплин, надлежаще планировать научно-исследовательские и природоохранные работы и, наконец, воспитывать высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля. В России ныне биогеографии обучают в основном на географических факультетах ВУЗов, попутно знакомя студентов с азами экологии. Однако эколого-географические методы биогеографических исследований не сводимы к историко-биологиче-ским и vice versa. Неопределенность положения биогеографии в системе наук порождает в ряде случаев принципиальные и практические затруднения, нередко препятствуя объединению и правильной ориентации усилий специалистов.

Хотя большинство биологов твердо убеждено, что биогеография целиком находится в сфере их интересов, ныне в России нормативно закреплено отнесение биогеографии к системе наук о Земле (см. ниже). Это усугубляет ведомственную разобщенность фундаментальной науки и, пожалуй, полностью соответствует "прожекту" "О переформировании де сиянс академии [Академии наук. -А.К.]", высказанному еще 130 лет тому назад М.Е. Салтыковым-Щедриным в романе-хронике "Дневник провинциала в Петербурге": "Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний" (2003). Биогеографию при этом можно вполне уподобить дисциплине, управляемой влиятельными персонами, ибо с формальных позиций ответ на вопрос о месте биогеографии в системе наук полностью зависит от номенклатуры учреждений, в которых работают специалисты,

считающие себя биогеографами. Это весьма напоминает стремление монополизировать право на научную истину. Попытаемся далее все же содержательно определить: относится ли биогеография к циклу биологических наук или же к циклу наук о Земле.

Положение биогеографии в системе наук. Поскольку живые организмы являются постоянным компонентом географической оболочки, биогеография изначально развивалась как часть сравнительного землеведения, физической географии (Исаченко, 2004)2. Уже Страбон (64/63 г. до н. э. -23/24 г. н. э.) в своей "Географии" считал описание животного и растительного мира непременной частью любого географического исследования. Именно географам принадлежит введение самого понятия "биогеография" (Ratzel, 1888), а ареал, важнейший биогеографический термин, несет строго географическое содержание.

Начиная с Ж.-Л. Жиро-Сулави (Giraud Soulavie, 1780-1783; см.: Кафанов, 2005), физическая география понимается как описание Земли, ее места и отношения к другим небесным телам, ее общего строения и крупных особенностей - ветров, приливов, гор, равнин, основных форм растительного и животного миров, "разновидностей людей" (Huxley, 1877; Kant, 1801-1802; Humboldt, 1807; Ratzel, 1888). Понимание биогеографии как части физической географии принимается зарубежными географами вплоть до настоящего времени (Edwards, 1964; Hill, 1975; Gregory, 1985), хотя из главы "Физическая география и биогеография" известной монографии Вулдриджа и Иста (Wooldridge, East, 1951), например, так и неясно, охватывает ли физическая география биогеографию или нет; ряд авторов (см. Chorley, Haggett, 1970; Orme, 1980) скептически относятся к причислению биогеографии к физической географии.

В отечественной географии, воспринявшей в основном традиции немецкой географической школы (Гумбольдт и Риттер), биогеография наряду с геоморфологией и климатологией изначально рассматривается как составная часть общего землеведения или физической географии. Это ясно подчеркивает структура первого отечественного университетского учебника по общему землеведению (Краснов, 1895-1899). Из российских авторов последнего времени, пожалуй, лишь Н.А. Гвоздец-кий с соавт. (1970), ратуя за необходимость единого рассмотрения природного окружения, сожалеют по поводу расщепления физической географии на геоморфологию, климатологию, биогеографию и почвоведение.

2 С позиций физической географии вполне правомерно рассмотрение географического распределения не только разных структурных уровней организации жизни, но и отдельных признаков живого (обилия, продуктивности, содержания хлорофилла, белкового полиморфизма и т.п.).

В принятом ныне в России "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (1994, 1995) курс "Биогеография" принят только по специальности "География", а для студентов биологического профиля предусмотрены лишь спецкурсы по частным разделам биогеографии ("Фитогеография", "Зоогеография" и др.), хотя в 1930-х годах курс "Биогеография" читался на биологических факультетах университетов. "Государственный рубрикатор научно-технической информации" (1992) закрепляет отнесение биогеографии к циклу наук о Земле. Аналогичный характер имеют номенклатура научных специальностей ВАК, классификатор научных направлений РФФИ и рубрикатор ВИНИТИ. Соответственно этому большинство лабораторий и кафедр биогеографии находится в ведении институ

РОЗЕНБЕРГ ГЕННАДИЙ САМУИОЛОВИЧ - 2008 г.