Архимандрит дорофей горки 8. Как и за что карает Господь? – Отец Дорофей, что для вас значит Афон

Кара Божия – тема для верующих всегда актуальная и волнующая, верное понимание которой может приводить к переоценке ценностей и даже к правильному переосмыслению всей жизни. Кабинетно-богословские рассуждения о наказании свыше, возможно, в чем-то смелее, но пастырская этика не всегда позволяет рубить с плеча и говорить в глаза человеку то, что тот не готов услышать. Так как и за что карает Господь?

О ПРИЧИНАХ СТРАДАНИЙ

Священник Евгений Морозов, клирик Зачатьевского женского монастыря

СУДИЯ И ЛЮБЯЩИЙ ОТЕЦ

Едва ли стоит предполагать, что даже сейчас, в новозаветные времена, после принесенной на кресте Жертвы Христовой чаша гнева Божия опустошена и не изливается на неправедных. За сребролюбие были настигнуты безотлагательной смертью Анания и Сапфира (Деян. 5, 1–11), а апостол Павел предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1, 20). Господь даже проклял бесплодную смоковницу (Мф. 21, 18–22) – прообраз грешника, не имеющего плода покаяния. Примеры явной кары Божией можно было наблюдать совсем недавно в советское время, когда разрушители и осквернители храмов подвергались напастям, болезням и скоропостижной кончине. Наказание для вразумления как знак свыше не упразднено.

Сложнее распознать и различить, с одной стороны, посланные для вящей славы Божией испытания (как это было с многострадальным Иовом) и, с другой стороны, собственно наказание как проявление милосердия Творца над творением. Велика опасность восхищать суд Божий, занимаясь не своим делом. Среди прихожан можно услышать: «Заболела?! Вот, правильно, это тебя Господь наказал». Мы не имеем права с позиции нередко сокрытого от понимания Промысла Божия давать оценку событиям жизни другого человека. Трактовать, кто кого и как наказал, неразумно и духовно не полезно. Ведь «мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8–9).

Иметь представление о Боге как о сторонящемся наказания плохо согласуется со Священным Писанием. Ведь Судия (2 Тим. 4, 8) не может не судить, но вместе с тем этот Судия есть любящий Отец, Который поступает с нами как с сынами. «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» – вопрошает апостол Павел. Но наказания и вовсе можно избежать, если жить в совершенной любви, которая «изгоняет страх» (1 Ин. 4, 18) и мучение. Животным страхом наказания живет только тот, кто совершает преступление. Если же преступник заповедей Божиих раскаялся, он всегда может получить помилование, которое «зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16).

Архимандрит Дорофей (Вечканов), насельник Троице-Сергиевой Лавры

ПРИЧИНА СТРАДАНИЙ – ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ БОГА

Господь не наказывает злом, мы сами виноваты в собственной гибели. Все искушения у людей происходят по причине отступления от Бога. Ведь если мы не дышим, не едим – умираем. От чего преподобный Серафим восклицал: «Радость моя, Христос воскресе!»? От глубочайшей духовности. Он познал Бога! А когда человек познает Бога, он начинает любить весь мир, в нем живет Дух Божий. Господь не делит людей на праведных и грешников, желая спасти всех. Поэтому очень важно понимать: блаженствуем мы оттого, что полностью выполняем волю Божию, а страдаем оттого, что нарушаем ее и гнушаемся ею.

Протоиерей Михаил Мартынович, настоятель витебского Софийского кафедрального собора

НЕ ЛИШИ НАС РАЗУМА

Если Господь хочет наказать человека, лишает его разума. Это происходит, когда от человека отходит Божия благодать. Тогда человек безумствует, становится неуправляем, лишается образа и подобия Божиего, его сознание помутняется. Самый великий дар в Церкви – не прозорливость или исцеление, а рассудительность. И надо молить Бога, чтобы не лишил нас разума.

Иеромонах Михей (Гулевский), насельник Данилова ставропигиального монастыря

НЕ ПУСКАЙТЕ ДЬЯВОЛА В ДУШУ

Бог есть любовь. Господь не творил зла. Он сотворил чело- века для вечной жизни, для вечной радости. Когда Господь поселил Адама и Еву в раю, Он разрешил делать им все, кроме вкушения от древа познания добра и зла. Господь предупреждал: нарушите запрет – смертью умрете. И когда наши прародители ослушались – вошел грех, появились болезни и смерть, открылся ад. Дьявол, губитель учит человека хулить Бога, удаляться от Господа. И чем больше мы принимаем сторону зла, тем сильнее ухудшается наша жизнь. Нераскаянные грехи имеют свойство увеличиваться. От этого и происходят бедствия, болезни и войны. Но не Бог в этом виноват! Когда Господь хочет наказать, Он предупреждает, как это было во времена пророка Ионы. Мы видим, сколько греха сейчас в мире, и Господь нас терпит, знаки подает, заранее предупреждая: мол, ваши дела мирские передо мной, если очиститесь – живы будете.

Епископ Славонско-Пакрацкий Йован (Сербская Православная Церковь)

КАЖДОМУ СВОЕ

Все, что делает Господь, направлено на спасение человеческого рода. Все мы не похожи друг на друга, и наши отношения с Богом складываются по-разному. Поэтому и воспитание Божие для каждого человека всегда уникально. Кого-то Бог воспитывает жестко, но самое страшное, что может сделать Он с нами – оставить наедине с собой.

24 января в Москве в храме апостола Фомы на Кантемировской прошла Третья православная татарская конференция (татарская секция Рождественских чтений), посвящённая 80-летию Максима Степановича Глухова, в формате Круглого стола «Православные татары», сообщил « » заведующий отделом по взаимодействию с Русской Православной Церковью Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов.

Татарская секция включена в программу направления «Миссионерское служение Русской Православной Церкви» XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Членами президиума выступили: настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, потомок татарских князей и мурз архимандрит Пахомий (Трегулов Рустам Халимович); настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в посёлке Горки-8, представитель и духовный наставник независимого кряшенского движения, духовный наставник Братства «Сыны Афона», духовный наставник Общероссийского общественного движения «За жизнь!» архимандрит Дорофей (Вечканов); председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, по семейным преданиям имеющий татарское происхождение, протоиерей Димитрий Смирнов (Уманов - по маме); настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы посёлка Балакирево и Александровской слободы Александровского района Владимирской области протоиерей Иоанн Фанилех Ахметшанович Давлекамов; представитель гагаузского народа протоиерей Дмитрий Киорогло; насельник Рождества Богородицы Анастасова мужского монастыря, потомок темниковских татарских князей иеромонах Иннокентий (Кильдеев Равиль Саитович); настоятель Вознесенского храма села Старая Степановка и Покровского храма села Болотниково Пензенской области Василий Асхат Миннахметович Мухаметшин; руководитель Правозащитного центра и член бюро Всемирного Русского Народного Собора, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Силантьев Роман Анатольевич; ректор Института региональной политики, председатель регионального отделения партии «Родина» в Республике Татарстан, доктор политических наук, кандидат экономических наук Бородин Евгений Анатольевич; руководитель Московской татарской православно-христианской общины (МТПХО) и куратор татарской секции Рождественских чтений Бухарова Динара Абдулбяровна.

Ведущими Татарской секции Рождественских чтений выступили: Бухарова Динара Абдулбяровна и члены МТПХО: руководитель казанского центра защиты семьи, материнства и детства «Умиление», руководитель Татарстанского отделения Общества «Двуглавый Орёл» Галиуллина Элина Ринатовна; и Основатель АНО «Экология и Благо», лидер экологического движения «Свалки нет», руководитель международного движения «Молодёжь За жизнь» Жандарова Юлия Александровна.

В ходе конференции были высказаны приветственные слова и зачитаны доклады: архимандритом Пахомием (Трегуловым); Бородиным Е.А.; иереем Василием Мухаметшиным; иеромонахом Иннокентием (Кильдеевым); Романом Силантьевым; протоиереем Димитрием Смирновым; протоиереем Иоанном Давлекамовым; протоиереем Олегом Стеняевым; лидером «Ассоциации православных экспертов», заведующим отделом Украины Института стран СНГ, главой Отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ Кириллом Фроловым; Динарой Бухаровой; архимандритом Дорофеем Вечкановым; протоиереем Анастасием Головиным; сыном известного исламского деятеля Валиахмета Садура Давидом Амиром Владимировичем Садуром, заместитель руководителя миссионерского отдела Бузулукской епархии Быковым (Ахметханов) Олегом Ильдусовичем, преподавателем татарского языка Сафиной Лилианой Михайловной, представителем Татарского культурного центра Хусаиновым Анвером Умеровичем, советником президента Молдавии Букарским Владимиром Валерьевичем, настоятелем Чадыр-Лунгской Свято-Димитровской церкви протоиереем Дмитрием Киоргогло, руководителем благотворительного фонда в честь святых мучениц «Веры, Надежды, Любови» Хисматуллиным Ринатом Рифовичем; потомком отца Василия Тимофеева Сидоровым Сергеем Владимировичем, иеромонахом Дорофеем Гильмияровым, протоиереем Николаем Бябиным, иереем Василием Кузнецовым, и других.

Кроме того, был зачитан доклад протоиерея Максима Обухова в отношении татарских имён.

В ходе работы конференции были также затронуты следующие темы:

Православная традиция в татарском народе; мирные взаимоотношения и диалог между татарами мусульманами и православными татарами; возрождение литургической жизни татар; наследие Н.И. Ильминского и отца Василия Тимофеева; татарская Литургия и Богослужение; святые и подвижники благочестия татарского и тюркского происхождения; православное татарское искусство (христианский шамаиль и др).

По результатам Конференции принята резолюция:

Мы, представители татарских православно-христианских общин Москвы и других регионов выражаем удовлетворение развитием жизни православного татарского сообщества. Секция, проходившая 24 января 2018 года в храме апостола Фомы на Кантемировской, собрала более 150 представителей, не считая почётных гостей мероприятия.

Были заслушаны доклады по истории Христианства среди татарского и других тюркских народов, по современному состоянию и перспективам развития.

Секция в очередной раз вызвала интерес и внимание. Православные татары исходят из исторически сложившихся реалий распространенности Христианства среди татар и предков татар в течение как минимум 15 веков, ещё до появления ислама, и сформировавшейся двухконфессиональности татарского народа с преобладанием ислама. Поэтому мы придаем большое значение не только сохранению национальной идентичности татар, но и внутреннего единства, взаимного уважения между православным и мусульманским татарскими сообществами.

Исходя из миссионерской концепции Русской Православной Церкви, мы поддерживаем принцип сохранения и воцерковления национальной идентичности, как татар, так и других народов.

Проблема сохранения татарской культуры и идентичности существует веками, и наилучшим ее решением всегда было то, что передано нам святыми апостолами и предложено известными просветителями. А именно: интеграция без искусственной ассимиляции, инкультурация, развитие культуры православных татар, православной татарской идентичности и расширение использования национального языка и искусства в Богослужебной, церковной, общественной и бытовой практике.

Возможность совершать Божественную Литургию, молиться на татарском языке и других языках, развивать национальную культуру представляется нам уникальным шансом сохранения родного языка и самосознания.

Мы хотим помочь обустроить духовное и культурное попечение тех татар и представителей других народов, которые выбрали Крещение или родились в православных семьях, и убрать фактор дискомфорта и опасения, что, якобы, приняв Христианство, они перестанут быть татарами. Кроме того, на канонической территории Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) проживает около 70 млн. тюрков. Это, как традиционно т.н. исламские народы, так и православные гагаузы, чуваши, якуты и др. Среди всех тюркских народов, большинство из которых в дореволюционной практике также назывались татарами, в том числе: башкир, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, казахов, узбеков, киргизов и др., есть немало православных, для которых Православное Богослужение на родном языке есть большое утешение и духовная радость.

Мы выражаем благодарность священноначалию Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) за признание, понимание и поддержку, а также всем участникам Рождественских чтений, посетившим нашу Конференцию: преосвященным архиереям, священникам татарам и представителям других народов, монашествующим и мирянам, которые приняли участие в её работе.

Мы заостряем внимание на возможность и необходимость расширения использования в Богослужении и быту родных языков, разных диалектов, многоязычия, местных и национальных обрядовых особенностей, татарского православного искусства, такого как христианский шамаиль и др.

Мы видим, что татарские общины живут духовной жизнью и развиваются, имеют явное благословение Божие. В ближайшее время мы видим необходимость в расширении практики совершения Божественной Литургии на татарском языке и других языках: не только в отдельно взятых кряшенских населённых пунктах и городе Казани, но и во всех местах проживания татар и других народов, особенно в мегаполисах, где размывание национальной идентичности происходит наиболее быстрыми темпами.

Также мы рассмотрели и обсудили вопрос об использовании национальных имён в церковной жизни и пришли к общему мнению, что смена имени при Крещении, а также наименование крещаемых по святцам является русской традицией благочестия, но не обязательным каноном. Фактически, как в Русской Православной Церкви, так и в других братских Поместных Церквах, считается допустимой практика Крещения под любым именем.

Этот подход очень важен при Крещении людей со сложившейся национальной культурой, когда предложение сменить имя может восприниматься как смена национальной идентичности, что Церковь никогда не требовала от крещающихся.

Мы также выражаем заинтересованность в проведении исторических исследований по истории татар и других тюркских народов, истории распространения среди них Восточного Христианства, и надеемся на продолжение этой работы.

Большую радость доставляет нам развитие братского общения между татарскими православно-христианскими общинами из разных регионов, обмен опытом и встречи с христианской любовью.

Мы считаем необходимым поддерживать единство татарского народа и не допускать провокаций, состоящих в разжигании религиозной вражды между представителями нашего народа. Для этого необходим постоянный внутритатарский диалог с привлечением духовенства на основе взаимного уважения. Мы также отрицаем принуждение к вере и считаем, что мы должны взаимно уважать право выбора каждого из нас.

Одним из условий единства татарского народа является взаимопонимание и взаимодействие между православными и мусульманскими татарскими сообществами, а также отказ от каких либо агрессивных действий, принуждения к вере, что может нарушить межконфессиональное согласие и мир.

Поэтому стоит отметить, что при примерном равенстве по численности русских и татар в Татарстане, количество мечетей в 15 раз (!) превышает количество православных храмов (хотя за счёт наличия среди татар большого количества православных по вероисповеданию, численность православных христиан в Республике Татарстан превышает численность мусульман). Существует объективная необходимость в строительстве и полноценном функционировании значительного количества православных храмов с современной татарской Богослужебной и обрядово-бытовой традицией.

Также на территории Республики Татарстан, начиная с 90-х годов прошлого века, сложилась порочная практика позиционирования татарского народа, как моноконфессионального (якобы, исламского), что игнорирует исторические и религиозные реалии двухконфессиональности татарского народа и ущемляет права православного татарского сообщества. Интересы православных татар зачастую игнорируются на общетатарских «площадках» и в общетатарских организациях, таких как Всемирный Конгресс Татар, некоторые татарские национально-культурные автономии, призванных отражать интересы всего двухконфессионального татарского народа, а значит и его меньшинства - православного татарского сообщества.

Есть и другие перекосы. В Казанском кремле к резиденции президента Татарстана почти примыкает Дворцовая (Введенская) церковь. На храме нет креста, а в ней самой до сих пор располагается «Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан», по непонятным причинам здание храма не возвращено Церкви.

Также, до сих пор не возвращено Русской Православной Церкви историческое здание

Казанской центральной крещёно-татарской школы, основанной в 1864 году великими просветителями татар Николаем Ильминским и отцом Василием Тимофеевым. Данное строение дорого сердцу каждого православного татарина как память о наших духовных предшественниках, мы хотим, чтобы оно было не просто символом и памятью, но продолжило выполнять своё изначальное предназначение, чтобы в его стенах было возобновлено христианское просвещение представителей татароговорящих и тюркоговорящих общностей.

По непонятным причинам в 90-е годы на территории Татарстана с православных храмов в угоду религиозного невежества были сняты православные полумесяцы (цаты) с крестов. Полумесяц на православном кресте символизирует собой чин Царства и Первосвященства, является символом Господа Бога нашего Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Полумесяц на православном кресте не имеет ни малейшего отношения к исламу - это наш христианский символ, который дан нам в Священном Писании: Апокалипсис, глава 12:1: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». Мы надеемся, что в Татарстанской Митрополии в ближайшее время все полумесяцы вернутся под Святые Кресты!

Данные и подобные им перекосы в межконфессиональных отношениях отнюдь не способствуют татарскому единству, поэтому мы считаем необходимым обратиться к священноначалию Русской Православной Церкви, российским федеральным структурам, руководству Республики Татарстан, а также к татарским общенациональным организациям с соответствующими просьбами защитить права православного татарского меньшинства, составляющего, по разным оценкам, около 30% от общей численности единого двухконфессионального татарского народа.

В завершение Третьей православной татарской конференции мы, православные татары и все её участники, провели панихиду по основателю Московской татарской православно-христианской общины - иерею Даниилу Сысоеву, почитаемому нами священномучеником. Мы обращаемся к священноначалию с просьбой рассмотреть вопрос о возможности и подготовке к канонизации в лике святых особо почитаемых православными татарами лиц: хана Сартака (по некоторым данным отравлен по приказу дяди - хана Берке за исповедование Христианства), Фатимы-Султан-Бинем-Сеитовны касимовской ханши (по слухам на момент смерти задушена ночью собственными придворными за намерение принять Православие), Николая Ильминского и отца Василия Тимофеева (великие просветители татар), основателя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева (убит за Веру Христову) и некоторых других.

Мы хотим подчеркнуть, что православное татарское сообщество придерживается следующих принципов: двухконфессиональность татарского народа, его единство в религиозном, культурном и языковом разнообразии, соответствующее отечественной традиции расширительное использование названия «татары», в том числе в значении «тюрки» и «тюркоязычные» (в том числе для того, чтобы уйти от ошибочных ассоциаций и восприятия происхождения тюркоязычных народов якобы из Турецкой Республики, что духовно, исторически, этнически, генетически и антропологически не верно. Всё с точностью до наоборот: турки произошли от смешения некоторых тюркоязычных (огузских) племён с нетюркскими народами Балкан, Ближнего Востока, Великой Степи, Кавказа, причём нетюркские народы количественно сильно преобладали над тюркскими, но язык оставался огузским), наряду с локальными самоназваниями, непротивопоставление локальных самосознаний и самоназваний общему «татары», продвижение татарской Богослужебной и обрядово-бытовой традиции: расширение практики совершения Литургии и других церковных служб на татарском и других языках с особенностями в Богослужении (мужской хор византийским распевом, большее использование ковров и снятие обуви при входе в храм, молитвы с воздеванием рук и др.), продвижение христианского татарского искусства - православный шамаиль, развитие практики Крещения с родными татарскими именами.

Мы придерживаемся следующей позиции в отношении всех татар: татарская национальная общность исторически сложилась как двухконфессиональный народ, причём Восточное Христианство среди предков татар было распространено более тысячи лет назад, хотя в настоящий момент большинство татар придерживается мусульманской конфессии, другая часть татар исповедует Православие. Мы считаем, что, несмотря на большое разнообразие диалектов, субэтносов, широкую географию проживания татар и различия в религии, необходимо поддерживать единство татарского народа, его самобытность и сохранение обычаев, языка, культуры, самосознания.

В миру Дмитрий Заурович Дбар. Родился 18 января 1972 г. в с. Мгудзырхуа, Гудаутского района. В 1988 окончил СШ № 1 в г. Гудаута, в том же году поступил на второй курс Сухумского художественного училища. В 1991 г., после окончания училища по специальности художник-оформитель, поступил в Абхазский государственный университет на факультет изобразительного искусства. 9 апреля 1992 г. в Лыхненском храме принял таинство Крещения.

В 1993 г. поступил в Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии в 1997 г., поступил в Московскую духовную академию. В 2001 г. закончил Академию с отличием и защитил кандидатскую диссертацию на тему «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии» (научный руководитель доктор церковной истории, проф. А. И. Сидоров). В августе 2001 г. управляющий Епархиальным советом Сухумо-Абхазской Епархии иерей Виссарион Аплиа выдает письменную рекомендацию Д.З.Дбар на имя епископа Майкопского и Адыгейского РПЦ Пантелеймона (Кутового) для пострижения Д. Дбар в монашество и его рукоположения в священный сан.

26 августа 2001 г. в Свято-Михайловском мужском монастыре (Республика Адыгея, РФ) был пострижен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) в монашество с именем Дорофей. 29 августа 2001 г. в Троицком кафедральном соборе г. Майкопа был рукоположен тем же Архиереем в иеродиаконы. 9 сентября 2001 г. был рукоположен тем же епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) в сан пресвитера (иеромонаха) и удостоен права ношения набедренника.

В 2001 г. открыл монастырь св. Иоанна Златоуста в Команах (Абхазия). 10 марта 2002 г. был почислен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Пантелеймоном (Кутовым) за штат с правом перехода в другую Епархию. В 2001–2006 гг. настоятель Команского монастыря, в 2001–2002 гг. – секретарь Епархиального совета Сухумо-Абхазской Епархии.

С 2001 по 2006 гг. совершал богослужения в следующих храмах Абхазии: Сухумском кафедральном соборе, Покровском и Симона-Кананитском храмах в г. Новый Афон, в Драндском и Моквском соборах, в храме св. Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи и храме-часовне в Пицунде.

В 2002 г. создал Новоафонское духовное училище. В 2002–2006 гг. ректор этого Училища, где он одновременно преподавал следующие дисциплины: Догматическое богословие, Патрология, Основное богословие, Пастырское богословие, Гомилетика, Практическое руководство для пастырей, Церковное право, История Абхазской Церкви, История религий и Сектоведение.

В 2003 г. на базе Новоафонского духовного училища открыл Регентскую школу. 27 июля 2006 г., согласно поданному прошению на имя Сопредседателя Епархиального совета Абхазской Епархии иеромонаха Андрея (Ампар), был освобожден от должности ректора Новоафонского духовного училища. С 2005 по 2007 гг. клирик Абхазской Епархии. С января 2007 г. насельник монастыря святых Рафаила, Николая и Ирины (Пеония, Греция).

28 декабря 2007 г. решением Совета Священной Митрополии Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры был зачислен в штат священнослужителей названной Митрополии. 29 февраля 2008 г. был определён служащим священником в храм св. Димитрия Салоникийского в г. Аксиуполь (Греция).

В 2007–2008 гг. прошёл академический курс новогреческого языка в высшей Школе новогреческого языка при Аристотелевском университете Салоник. В 2008–2009 гг. прошёл базовый курс французского языка во Французском институте в г. Салоники. В 2008–2013 гг. имел частные уроки по изучению древнегреческого языка. В 2009–2012 гг. прошёл базовый курс английского языка в центре изучения иностранных языков «ASSOS» в г. Салоники. 29 октября 2009 г. был принят в докторантуру Аристотелевского университета Салоник.

21 апреля 2011 г. в монастыре Пресвятой Богородицы (г. Гуменисса, Греция) был возведён Митрополитом Гумениссы, Аксиуполеоса и Поликастры Элладской Православной Церкви Димитрием (Бекярисом) в сан архимандрита.

15 мая 2011 г. на Церковно-Народном Собрании в Новоафонском монастыре был избран Председателем Совета Священной Митрополии Абхазии.

26 мая 2011 г. за созыв Церковно-Народного Собрания и создания СМА был запрещён епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Тихоном (Лобковским) в священнослужении сроком на один год. 8 июня 2012 г. запрет на священнодействия был продлен сроком на три года. Запреты не были признаны иерархами других Православных Церквей, и архимандрит Дорофей продолжал служить в Абхазии и в Греции.

В 2013 г. прошёл специальный курс по «Греческой палеографии, кодификации и издании рукописей», организованный Греческим Палеографическим Обществом. 8 мая 2014 г. на Богословском Факультете Аристотелевского университета Салоник успешно прошла открытая защита докторской диссертации архим. Дорофея на тему: «Место кончины св. Иоанна Златоуста» (научный руководитель доктор богословия, доцент Богословского Факультета Аристотелевского университета Салоник, Евангелия Амириду).

Окончательно вернулся в Абхазию в мае 2014 г. 12 июня 2015 г. срок запрета был продлен епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ Тихоном (Лобковским) в очередной раз еще на три года. С 2015 г. читает лекции в Богословском лекториуме при Новоафонском монастыре.

С марта 2018 г. является старшим научным сотрудником отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулия.

Архимандрит Дорофей является автором двух научных монографий, нескольких книг, более 30 научных статей и более 150 публицистических статей, а также переводов богослужебных и других текстов с древнегреческого, новогреческого и славянского языков на абхазский и русский языки.

Принимал участие в различных конференциях в Абхазии, России и Греции. 21-22 ноября 2017 г. в работе Ѵ Абхазской археологической конференции, где выступил с докладом.

25 июня 2012 г. в конференц-зале гостиницы «Интер-Сухум» книги архимандрита Дорофея (Дбар) « ».

22-29 апреля 2018 г. доктор богословия, старший научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулия, архимандрит Дорофей (Дбар) по археологии Северного Кавказа, где зачитал совместный доклад с Docteur des Lettres, France, с.н.с. отдела сравнительного культуроведения Института Востоковедения РАН, г. Москва Ендольцевой Екатериной Юрьевной, посвященный теме «Алтарная преграда из церкви в Дранде (Республика Абхазия): новые данные».

Данный доклад вошел в сборник материалов вышеназванной международной научной конференции ().

На данный момент Председатель Совета СМА, руководитель Издательского отдела СМА, главный редактор религиозно-просветительского журнала СМА «Алашарбага» и Председатель правления культурно-просветительского центра «Адунеи».

Ночевать мы устраивались кто где. Народ постарше и почувствительнее к удобствам жизни мостился в келье матери Сергии – на диванах и раскладушках. Еще отцы выделяли сестрам места за ширмами, тоже на первом этаже «Патриарших покоев», среди чудесных старинных шкафов, украшенных замысловатой резьбой.

А мы с Катюшкой (теперь она игумения) с удовольствием сбегали спать на крытую галерею, из окон которой открывался вид на внутренний дворик Лавры с палисадником и стаей приблудных кошек.

Где-то там, на другом конце палисадника, светился огонек «посылочной». Это была приемная отца Кирилла (Павлова) . Он пробудет в «посылочной» примерно до половины второго ночи, принимая приезжих богомольцев, духовенство, семинаристов, ну и нас, монашек из «покоев».

В приемной отец Кирилл пробудет допоздна, принимая приезжих. Для сна и отдыха у него останется часа два

А потом, усталый, вспотевший, бледный, но неизменно внимательный и приветливый, побредет в сопровождении келейника в Варваринский корпус. Для сна и отдыха у него в эту ночь останется часа два. Потом будет праздничная Литургия во главе с Патриархом.

Мы, однако, «бегали» уже к батюшке на в одиннадцать вечера. И, надышавшись теплым духом ласкового полумрака «посылочной», заваленной конфетами, книжками и продуктами (всё это щедро и рассудительно раздавалось батюшкой нуждающимся), укладывались теперь отдыхать.

В мою задачу входила дерзновенная вылазка в архиерейскую трапезную, где в углу, замыкая ряды покрытых по старинке белыми скатертями столов, возвышались огромные напольные часы с красивым мелодичным и громким боем.

Эти часы я варварски останавливала где-то в двенадцать ночи с расчетом, что дежурные монахи успеют завести их к началу прихода гостей, сервируя утром столы.

Иногда длиннобородый отец Дорофей выговаривал мне за мою самодеятельность. Делал он это с нарочито насупленным и постным лицом, которое многие принимали за выражение его подлинной сущности и потому немного сторонились Дорофея.

Но я обожала, когда Дорофей начинал бухтеть, и расплывалась в блаженной улыбке от уха до уха, после чего тот, убедившись, что понят правильно, уходил по своим делам, тихонько бросив в мою сторону: «Наташка молодец: не обиделась!»

И праздник начинался!

Неважно, что, остановив напольные часы, я всё равно толком не смогла уснуть.

Бой лаврской колокольни настойчиво и трепетно напоминал нам о приближающемся рассвете и торопил к раннему богослужению.

Мы могли себе позволить только «раннюю» с ее праздничной давкой и теснотой, а потом мчались на кухню: нам предстояло наготовить еды человек на сто архиереев и человек на двести гостей Патриарха и прибывших настоятельниц разных монастырей.

Господи, как же я любила эту волшебную кухонную круговерть Сергиева дня!

Весь , исихазм и высоты созерцания, весь мир и любовь о Дусе Святе умещались для меня на трех сковородках для жарки рыбы да в посудомоечной раковине. Неудобной, такой глубокой раковине из нержавейки, из которой приходилось выныривать совершенно мокрой и зачуханной.

Всем было радостно в этот день в Лавре Преподобного – кто бы чем ни был занят. Все ощущали его присутствие

Мне было 23, и мне хотелось помочь везде: налепить с сестрами рыбных котлет, нарезать тазы салатов, сбегать на братскую кухню, чтобы нажарить там несколько противней кабачков… Помогать отцам сервировать столы вообще было весело – уж точно не заснешь на ходу: приходилось носиться по крутой чугунной лестнице наперегонки вверх и вниз. При этом в покои «забегали» перед службой знакомые игумении и духовенство, и все обменивались приветствиями и добрыми пожеланиями. Всем было радостно и хорошо в этот день в Лавре Преподобного – кто бы чем ни был занят. Все ощущали присутствие рядом.

Но мне казалось, что у нас, на нашей суетливой кухне, преподобный Сергий уж непременно присутствует в первую очередь: моет с нами посуду или снисходительно наблюдает, как мы беззаботно чирикаем во время чаепития…

Я даже к раке мощей лишний раз не ходила с сестрами прикладываться. Мне нравилось оставаться одной среди гор тарелок и кастрюль и еще раз вслушиваться и вслушиваться в этот Великий День, забывая усталость и несколько бессонных ночей.

Это была самая прекрасная усталость в моей жизни. Самая прекрасная бессонница.

В этом дне словно раскрывался сокровенный смысл преподобия. Оно – в будничных и простых вещах, в радушии и открытости

В этом дне словно раскрывался сокровенный смысл преподобия. Преподобия, вовсе не закрытого от человека под личиной напускной суровости или замысловатой сложности.

Оно было действительно рядом и повсюду. Как воздух или осенняя свежесть.

В будничных и простых вещах.

В радушии и открытости.

В готовности помочь и посочувствовать.

В надежде и юношеской окрыленности.

На трех сковородках для жарки рыбы и в посудомоечной раковине.