Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький). Анализ произведения «Челкаш» М. Горького

«О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.

Краткий анализ

Год написания - 1894 г.

История создания - В основе произведения - история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».

Тема - В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие - преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.

Композиция - Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр - Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания

История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».

Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.

Тема

В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

В центре произведения – тема человеческой судьбы , в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики - моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях - Челкаше и Гавриле.

Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.

В такой обстановке знакомимся с Челкашом - пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило - так зовут крестьянина - хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило - раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.

Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.

Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты . Внутренний - сомнения вора и крестьянина, внешний - драма между мужчинами.

Идея произведения - показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.

Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.

Композиция

Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция - утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка - поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий - попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация - ссора между ворами; развязка - Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.

Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр

Жанр произведения - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» - реализм.

Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.

Писатель описывает героя рассказа как немолодого мужчину средних лет, имеющего костлявую фигуру, всклокоченные черные с проседью волосы, голодные серые глаза и горбатый хищный нос, одетого в старые потертые вещи. Внешность Челкаша чем-то напоминает хищного ястреба, отличаясь к тому прицеливающей, зоркой походкой. Длинные худые руки мужчины обладают кривыми, цепкими пальцами, образующими жилистый, но твердый кулак.

Будучи в почтенном возрасте, воровское дело Челкаш выполняет весьма успешно и прибыльно.

Челкаш характеризуется в качестве босяка, жулика и оборванца, зарабатывающего воровским занятием огромные деньги, которые у него тут же исчезают. В силу веселого и бесшабашного нрава Челкаш достаточно известен в определенных кругах, где его уважают и доверяют, могут позволить отобедать в долг.

Героя присуще умение видеть природную красоту и понимать завораживающую силу водной стихии, моря, которое он очень любит.

Гришка является сыном состоятельного крестьянина, в юности состоял на гвардейской службе и имел супругу Анфису, полную женщину с длинной косой. Сейчас Челкаш понимает, что возврата к прежней жизни у него никогда не будет, поскольку он в ней давно разочарован.

Несмотря на воровское ремесло и увлечение выпивкой, Челкаш не лишен человеческих качеств, таких как жалость, сочувствие к окружающим, также горячо осуждает людей, способных ради денег идти на унижение и подлость.

Имея собственные представления о моральных принципах и ведя аморальную жизнь, Гришка Челкаш в душе является благородным человеком, готовым к великодушным поступкам, способным отдать свой ночной заработок нуждающемуся в деньгах юному Гавриле для устройства его дальнейшей деревенской жизни.

С точки зрения Гаврилы, Гришка представляется хитрой и непонятной личностью, с которой можно получить массу неприятностей, не имеющей впереди счастливого будущего, поскольку как личность Челкаш давно пропал.

Рассказывая о судьбе Гришки Челкаша, писатель раскрывает в его образе положительные человеческие качества, заключающиеся в гуманности, сострадании, искренности, щедрости, которые несмотря на тяжесть жизненной ситуации проявляются в русском человеке, являющемся неординарной личностью с уникальным характером и необычной судьбой.

Вариант 2

Челкаш - главный герой данного произведения. Он изображён как ловкий, изворотливый и опытный вор.

Описывая его внешность, автор выделяет его возраст, как мужчина лет сорока. Примерно средний человеческий возраст. Его телосложение довольно худое, на голове взъерошены чёрные как смола волосы, в которых появилась проседь. Его серые глаза смотрят голодным взглядом волка. Нос как у хищной птицы, заострён и горбат. Его одежда уже давно потрепалась от постоянного бессменного ношения. В целом его фигура походит на голодного ястреба, который внимательно наблюдает и осторожно бродит. Его руки спускаются практически до самых колен, на окончании которых сжаты крепкие кулаки.

Несмотря на уже немолодые годы, Челкаш отлично справляется со своей воровской деятельностью. Персонаж выглядит как шарлатан и оборванец, который однако может за одну кражу несказанно разбогатеть. Однако его проблема заключается в том, что он почти тут же тратит свои денежные средства. Учитывая его задорный и задиристый характер, его отлично знают в некоторых воровских шайках и кружках. Там ему могут позволить дать обед в долг, так как знают, что он за всё заплатит сполна.

Челкаш очень любит красоты природы, особенно морскую стихию, которая его привлекает ещё с детства.

У героя был отец, зажиточный крестьянин. Когда он был молодым, то служил в армии в должности гвардейца. У него также был жена, по имени Анфиса, чья фигура выделялась своей полнотой и большой косой. Однако в данный момент Гришка прекрасно знает, что он больше никогда не вернётся к прежней жизни. Она его полностью разочаровала по всем параметрам.

Гриша хоть вор и частенько выпивает, но у него присутствуют человеческие чувства. Он способен сострадать другим людям. Также он подвергает осуждению таких как он, воров. У него есть свои моральные принципы, по которым он живёт. Он готов пойти на благородный и великодушный поступок. Например, он может отдать все деньги за ночную кражу, молодому Гавриле, чтобы тот распределил деньги в своём деревенском житье.

Гаврила думает о Гришке, как о человеке хитром, от которого можно ожидать чего угодно.

Сочинение 3

Образ Челкаша появляется практически в самом начале рассказа, сразу после описания гавани, где скоро и должен появиться главный герой. Среди местных жителей Челкаш слывет безудержным пьяницей, смелым вором и ловким пронырой. Несмотря на свой далеко не молодой возраст, «дела» свои он проворачивает часто и всегда успешно.

Как и в других произведениях Горького, в данном рассказе герой обладает неординарной личностью с необычным характером и уникальной судьбой. Персонаж всегда увлечен неведомой, величественной красотой, и эта безотчетная необъяснимая любовь в данном произведении выражена через тягу главного героя к завораживающей силе водной стихии, к морю.

В рассказе идет речь о судьбе бывшего военного офицера, жизнь которого превратилась в убогое существование на самом дне социального пространства. Автором ярко и четко представлен психологический портрет Челкаша.

Главная особенность персонажа – наличие полярных, противопоставляемых друг другу черт характера и основных начал человеческой сущности. Задачей автора на данном этапе является демонстрация врожденных качеств людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ведь именно в стрессовых обстоятельствах обнажается вся суть человеческой души, выявляются все ее грани, выходят на свет пороки и добродетели, истинные цели и убеждения.

В рассказе «Челкаш» устремления главных героев сводятся к тому, чтобы постоянно воровать и на полученные средства покупать выпивку и далее по кругу. У Гаврилы, помощника Челкаша, цель другая – он мечтает о своем хозяйстве, собственном доме, о женитьбе, и переступая через гордость и самолюбие, совершает преступление.

И здесь встает вопрос о том самом противопоставлении, а также о разделении людей на «хороших» и плохих», которые так характерны для горьковских рассказов. Здесь читатель встает перед выбором, кого из персонажей считать «мошкой с кишками», а кого следует возвести в ранг «лучшего, сложного, интересного» в данном произведении. Однако однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, ведь в каждом из нас присутствуют и светлые и темные стороны. Точно так же главные герои рассказы представлены сложными и противоречивыми личностями, для которых характерны как добрые устремления, так и, наоборот, негативные действия и поступки.

Челкаш был нищим, ходил босой в потертых старых штанах и грязной рваной рубахе. Он был одинок и никому не нужен, его не интересовало собственное будущее, и потому жил Челкаш сегодняшним днем. У него не было работы, поскольку никто не хотел брать к себе такого ненадежного человека. При этом сам герой никак не хотел признавать собственного ужасного положения и не соглашался с тем, что является, по сути, отбросом общества. И чтобы, не дай Бог, не додуматься до такого, Челкаш затуманивал собственный разум тяжелой выпивкой. Также от дурных мыслей его спасало море, глядя на которое, он чувствовал приятное теплое ощущение внутри себя, которое освобождало его от повседневной скверной рутины. Здесь он чувствовал себя владыкой мира, забывая о своей жалкой жизни на суше.

Несмотря на тяжелые обстоятельства, Челкаш не теряет те положительные качества, что есть и всегда были в нем. Да, он преступник, он вор, но гуманные поистине человеческие ценности ему совсем не чужды.

Сочинение Характеристика Челкаша

Во всех произведениях и рассказах Максима Горького его герои очень красочные и неординарные личности. Не является и исключением рассказ Челкаш. В рассказе Горький описывает персонажей с их жизненными потребностями и человеческими качествами.

Горький описывает этого уже не молодого человека как босяка. Выглядит он неопрятно и ободрано. На нем одеты какие-то старые рваные штаны и такая же грязная рваная рубашка. Челкаш ворует и у него это с легкостью получается, всю свою прибыль он тратит на выпивку. Челкаш человек алкоголик, потерянный человек. В прошлом он был офицером, но жизнь его отправила на самый низ социальной лестницы.

В этом рассказе писатель обнажает все стороны людей в стрессовых ситуациях. Челкаш ворует не потому что ему хочется улучшить свое социальное и материальное положение, а для того чтобы в очередной раз напиться. Он использует людей в своих целях, в рассказе описан даже момент, когда он чувствует себя господином.

Встретив незнакомого для себя человека, Челкаш все же уговаривает его пойти с ним на дело. Он заманивает парня обманным путем, а когда тот догадывается, то Челкаш отбирает у него паспорт. Все- таки Челкаш нашел, на чем сыграть, чтобы с ним пошли «на рыбалку». Пусть он человек и потерянный, а все же надавил на главную проблему парня, смог его разговорить.

Рядом с неуверенным парнем Челкаш ведет себя уверено и предвзято. Деньги для него неважны, скорее всего, ему нравится привкус свободы, которая, по его мнению, ему не нужна. Он прекрасно понимает, что в своей жизни он ничего уже не поменяет. Никто к себе не возьмет на работу потерянного человека, ведь он не надежный и безответственный. Семья его потеряна навсегда и они к нему никогда не вернутся. Когда он был военным офицером, у которого была жена и ребенок, он этого не оценил и стал тем, кем он является сейчас обычным алкоголиком и бродягой.

И пьет Челкаш ни от того что ему это нравится, а чтоб заглушить душевную боль и не признаваться себе в том что он является отбросом общества. Единственное что успокаивает его это море, которое он так любит. Челкаш никому не желает так жить как он, потому что он и сам не хочет так доживать свой век.

В конце рассказа, когда его подельник захотел отобрать деньги у Челкаша, он сам добровольно их отдал. Челкаш оказался не алчным человеком, для которого деньги на первом месте. Разум его помощника затмила жажда денег, но Челкаш оказался выше этого. Для него это обычные бумажки, которые никогда никого не сделают счастливым. Все же оказалось что Челкаш не до конца потерянный, еще есть надежда, но он для этого ничего не делает. Челкаш не корыстолюбивый человек, а просто запутавшийся в этой жизни мужчина алкоголик.

Образец 5

Произведения Горького всегда были наполнены той живостью, той невиданной человеческой простой быта, и в тоже время всей её сложностью и самобытностью. По праву Горького можно назвать одним из самых выдающихся отечественных писателей реалистов, когда либо живших. Он писал так, как не писал никто. Описывая обычные бытовые ситуации, обычные, казалось бы, рядовые истории, он с помощью литературных приёмов добивался таких успехов, каких не добился бы никто. Примером послужит произведение “Челкаш”.

В произведении автор знакомит нас с трагичной историей падения человеческой личности и добродетели в бездну, в бездну из которой нет выхода – саморазрушения. На протяжении всего произведения, главный герой ищет всё более изощрённый способ подойти к полному разложению личности, но, часто в произведении это становится алкоголь. Главным героем произведения является мужчина, по имени Челкаш.

Челкаш – мужчина в возрасте, неопрятно одетый, грязный, с опущенными в пол глазами, босо шагающий по земле. Основными его занятиями, как не трудно было догадаться, является пьянство и воровство, причём одно не может обойтись без другого, и именно поэтому многие люди обходят его стороной, дабы не попасть в неприятности, которые так и преследуют этого персонажа.

История становления Челкаша таким, каков он предстаёт в произведении началась давно, ещё во время увольнения Челкаша из флота. После увольнения Челкаш начинает очень сильно скучать по морю, так как он очень любил служить во флоте. Потому после увольнения Челкаш ступает на непростой путь самостоятельного выживания в мире, в котором ему и не нравиться жить. Он бы хотел снова вернуться на море, однако он не может этого сделать, из-за чего берётся за алкоголь и начинает вести такой образ жизни.

Характером же Челкаш довольно неприятный человек. Если же во время служения во флоте он был довольно грубым, неотёсанным мужланом, то после его увольнения и последующего непрекращающегося пьянства он стал просто невыносим для любого человека, будь то просто прохожий или его давний друг. В его жизни больше ничего не имеет значения, не считая выпивки, которую он так любит. Никаких моральных принципов или устоев у него нет, отчего он и творит, что ему вздумается. Таким предстаёт перед читателем образ Челкаша в одноименном произведении Горького.

Портрет - одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.

Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

  • Тема судьбы в творчестве Пушкина (в произведениях, в лирике)

    Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.

  • «Челкаш» - первое произведение Максима Горького , напечатанное в журнале «Русское богатство » в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко . Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде . Рассказ включался во все собрания сочинений.

    Сюжет

    Рассказ начинается описанием порта в утреннее рабочее время. Ближе к обеду появляется Челкаш - безработный босяк-контрабандист - в поисках напарника Мишки, с которым он вместе ворует, для нового "дела". Узнав от сторожа, что Мишка в больнице, Челкаш садится против дверей кабака думая как бы все сделать самому. Размышляя, Челкаш замечает рядом широкоплечего молодого парня Гаврилу. Герои знакомятся. Гаврила рассказывает, что приехал в порт заработать денег и не жить в "зятьях", да и жениться пора. Челкаш, представляясь рыбаком, предлагает парню работу - грести в лодке и ловить рыбу. После согласования герои отправляются в трактир. По наступлении ночи садятся в лодку и тихо, не привлекая внимания, отправляются "на работу". Пристав к стене, Челкаш исчезает, забрав паспорт Гаврилы чтобы тот не сбежал, и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Контрабандисты продолжают свой путь. Подплыв к барке на которой их уже ждали напарники, забираются на палубу и скоро засыпают. Проделанная противозаконная работа далась Гавриле с трудом, однако заработанные за ночь деньги и проснувшаяся в нем жадность заставляют задуматься о следующем подобном опыте. Проснувшись первым, Челкаш получает заработанные деньги, будит Гаврилу и вдвоем, садясь в лодку, отправляются на берег. Добравшись до берега Гаврила бросается своему начальнику в ноги просит отдать ему всю выручку аргументируя это тем, что ему деньги нужнее. Переполненный "жалостью и ненавистью к своему жадному рабу" Челкаш бросает деньги. После этого Гаврила признается, что еще в лодке хотел убить Челкаша и забрать все деньги. Оскорбленный Челкаш забирает деньги и уходит, тут же ему Гаврила бросает камень в голову и убегает, но вскоре возвращается. Видя Челкаша живым просит простить, "снять грех с души". Челкаш не прощает, достает деньги из кармана, оставив себе одну "радужную бумажку", а остальное отдает Гавриле. Гаврила деньги принимает. Герои расходятся в разные стороны навсегда.

    История создания

    В 1891 году Максим Горький попал в больницу города Николаев. Его соседом по койке оказался босяк, который и поведал писателю свою историю, которая впоследствии легла в основу произведения. Рассказ был написан за 2 дня и тут же отдан В. Короленко .

    Отрывок, характеризующий Челкаш

    – Что у вас там было? – спросил Николай.
    – Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
    Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
    Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
    Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
    Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
    Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
    Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
    Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
    Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
    Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
    Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
    В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
    – Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
    – Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной. Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом. Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, — к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков — то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, — рвут пыльный, знойный воздух. Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди — все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их. Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, — машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, — в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял его, и все кругом — казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно... Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это — наступило время обеда.

    Рассказ «Челкаш» был написан в 1894 году. Эту историю М. Горький услышал в г. Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа в палате. Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет сделан анализ произведения «Челкаш».

    Вводная часть

    В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою нехитрую и простую еду. К ним подошел хорошо поломанный жизнью вор Гришка Челкаш и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это несколько озадачило Григория, потому что ночью предстояло доходное дельце. Он огляделся по сторонам и увидел деревенского коренастого парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Вид у него был простодушный. Челкаш быстро познакомился с Гаврилой и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с рассказом требуется, чтобы был понятен анализ произведения «Челкаш».

    Ночной вояж

    Ночью Гаврила, трясясь от страха, сидел на веслах, а Челкаш правил. Наконец они доплыли до стены. Григорий забрал у трусливого напарника весла, паспорт и котомку, а потом исчез. Челкаш появился внезапно, передал напарнику что-то тяжелое, весла и его вещи. Теперь надо вернуться в гавань, не попасть под огни патрульного таможенного крейсера. Гаврила от страха чуть не потерял сознание. Челкаш хорошенько его пнул, сел на весла, а Гаврилу посадил за руль. Они добрались без приключений и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Когда он вернулся, то разбудил Гаврилу и отдал ему его долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет сделать анализ произведения «Челкаш».

    Развязка

    Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Крестьянин упрашивает отдать ему все. Герой с брезгливостью к такой жадности бросил деньги. Гаврила принялся их собирать и рассказывать, что хотел из-за них убить подельника.

    Гришка просто озверел, забрал у него деньги и пошел, Засвистел камень и попал в голову Челкаша. Он повалился на песок недвижимый. Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш».

    Герои: Челкаш и Гаврила

    Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.

    Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное - ночью будет заработок.

    Гаврила - крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло.

    Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш - гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их характеров не будет полным.

    Гаврила

    Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен. Эти качества толкают его на прямое преступление, когда утром он первый раз в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашом, выпрашивая деньги, потому что он всего лишь «подлый раб».

    Главный герой, испытывая к мелкой душонке брезгливость, жалость и ненависть, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Он впервые так сильно зол. Григорий забирает деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать с жадностью, стремится убить подельника, но от этого ничтожной душонке становится страшно. Он снова вымаливает прощение у главного героя - человека широкой души. Челкашбросает деньги жалкому Гавриле. Он, пошатываясь, навсегда уходит. Рассмотрев главных героев, можно проанализировать рассказ в целом.

    Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)

    Вначале идет подробное описание порта и его жизни. Далее появляются герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатый и хищный, и гордый свободный нрав. Гаврила - добродушный парень, который верит в Бога, как оказалось, готов на все ради денег. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет свернуть с прямого пути на воровскую дорожку простодушного Гаврилу. Море - важный и значимый компонент рассказа. Оно, как выявляет натуры героев.

    Челкаш любит его силу, мощь, бескрайность и свободу. Гаврила его боится, молится и просит Григория отпустить его. Особенно страшно становится крестьянину, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля за символ возмездия и дает себе обещание заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, которая охватила Гаврилу. Ему показалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не смущают. Раненый им Челкаш с гадливостью отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смываются дождем. Вода не в силах смыть грязь с души боящегося Бога Гаврилы. Горький рассказывает, как теряет человеческий образ крестьянин, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда речь заходит о наживе. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом заканчивается «Челкаш». Анализ произведения кратко осуществлен.