Анализ произведения «Левша» (Н. С. Лесков). Тесты: как определить левшу в ребенке. Левши более склонны к бунтарству и преступности. И, как правило, леворукие дети гораздо упрямее, чем праворукие

Вряд ли найдутся такие, кто не знаком с историей Левши, подковавшим блоху. Повесть гениального Н.С. Лескова, изданная в 1881 году (отдельным изданием - 1882), входит в обязательную школьную программу.

Это произведение положено в основу чудесного мультипликационного фильма "Левша". Само выражение «подковать блоху» вошло в лексикон и стало означать высокое мастерство русских умельцев.

Гениальный вымысел

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» написан прекрасным остроумным языком, читается легко, а щемящая история о гениальном умельце не оставляет равнодушным абсолютно никого. Повесть настолько вошла в реальную жизнь, что большинство людей не ставит под сомнение, существовал ли в реальной жизни легендарный Левша и осталась ли после него подкованная блоха.

И очень разочаровывает тот факт, что народный мастер на все руки и результат его труда - это плод гениальной фантазии Николая Семеновича Лескова. Левши не существовало, документов, подтверждающих факт подковки стальной английской миниатюры и ее дальнейшей передачи Англии, тоже в реальности нет.

Высокоразвитая западная инженерная мысль

Однако подкованная блоха, ставшая символом непревзойденного мастерства русских умельцев, в наличии имеется (и не одна), но созданы все экземпляры были гораздо позже событий, описываемых в рассказе.

Собственно, сказ - это продолжение утверждения, высказанного М. В. Ломоносовым: «и может собственных Ньютонов российская земля рождать». Миниатюрная металлическая блоха, чудо механики, была куплена у англичан русским царем, победителем Наполеона. Безусловно, в демонстрации уникального изделия Александру I были и намек, и укор: «а мы все равно умнее и лучше вас».

Замечательный ответный дар

Ответ «надменному соседу». Крохотное танцующее насекомое было подковано. Правда, блоха перестала танцевать из-за тяжести лапок - русские умельцы «университетов не заканчивали». Чтобы понять достойность ответного подарка, надо представить,

Собственно, из всей этой мало привлекательной картинки интересен только один факт - у нее шесть лапок. Все шесть Левша и два его товарища и подковали. В микроскопические подковки были вбиты соответствующей величины гвоздики. По рассказу, все операции с металлическим насекомым русские умельцы делали без «мелкоскопа», так как глаз у них был, по словам самого Левши, «пристрелявши».

Гениальный прототип

Потрясенные инженеры туманного Альбиона пригласили умельцев на обучение к себе. И этот факт имел место в реальной действительности. Русского оружейного дела мастера из Тулы А. М. Сурнина пригласили в Англию на обучение, где он быстро достиг признания и стал помощником владельца на одном из лучших заводов Генри Нока. Сурнина, который ездил на обучение в Англию за сто лет до написания гениального сказа, почти все специалисты считают прототипом Левши, хотя судьба его была куда счастливее участи героя произведения. А. М. Сурнин, умерший в 1811 году, вернувшись в родную Тулу, занял хороший пост на местном оружейном заводе. Этот мастер сделал невероятно много для внедрения передовых английских разработок в оружейное производство России, сыгравшего большую роль в победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. О его мастерстве ходили легенды, которые и подали Лескову идею описать интереснейшую жизнь тульских оружейников, способных своим мастерством удивить иностранцев и действительно создать нечто такое, что подойдет под определение русское чудо.

«Нет пророка в своем отечестве»

Недаром слово умелец имеет такие синонимы, как искусник, мастер на все руки и творец. Изделий русских умельцев во всех ремеслах существует много, однако фамилий известно мало. Это потому что у представителей высших слоев общества отечественные изделия и местные мастера никогда не были в почете, а все зарубежное превозносилось до небес. А разве первый отечественный паровоз братьев Черепановых - не русское чудо?

Реальный гениальный умелец, подковавший блоху

Но вернемся к подкованной блохе. Это изделие стало мерилом мастерства. И само собой, что русскому умельцу на роду было написано достичь этого эталона и подковать блоху. Впервые это осуществил замечательный художник Николай Сергеевич Алдунин, умерший в 2009 году.

Этот виртуозный мастер подковки набил на настоящую усыпленную блоху. Рассказывая об этом шедевре, который сам Алдунин таковым не считал (лучшим своим достижением он считал микрокопию настоящего танка Т-34, водруженную на яблочное семечко), опять необходимо вспомнить, как выглядят блохи. Лапки у них волосатые, природой для подков непредусмотренные. Удивительный мастер обрезал волоски, удалил коготки и сделал легчайшие подковки из золота 999 пробы. Как они малы, можно представить, ознакомившись с такими данными: из одного грамма золота можно изготовить 22 миллиона таких подковок. Разве это не гениально?

Сказка, ставшая реальностью

Умелец, подковавший блоху, жил с нами в одно время. У него есть удивительные шедевры, о которых не так много и часто рассказывалось в средствах массовой информации. Все его работы отличаются не только не укладывающимися в голове размерами, но и тем, что они являются точными копиями настоящих образцов, а также, безусловно, красотой и изяществом. Это был настоящий творец и русский гениальный умелец, на деле осуществивший выдумку Лескова.

Музей микроминиатюр

У первопроходца, как правило, находятся и продолжатели. И теперь подкованная блоха, как и караван верблюдов в игольном ушке, являются обязательными показателями мастерства микроминиатюриста.

Сейчас в Санкт-Петербурге открыт музей «Русский Левша», в постоянной коллекции которого находятся 60 экспонатов, среди них, разумеется, есть и вышеназванные гениальные образцы совершенства мастерства микроминиатюристов. Представлена и роза в волоске, и книги на срезе макового зернышка. Подкованная блоха в музее занимает центральное место, ведь это легенда-символ, воспетая Лесковым.

Современные творцы

К самым известным ныне здравствующим российским микроминиатюристам относятся А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их гениальные работы удостоены наград многих международных конкурсов. Замечательный мастер Анатолий Коненко свою первую подкованную блоху подарил Владимиру Владимировичу Путину.

Законное место хранения

А как же родина Левши? Здесь в оружейном музее хранилась знаменитая алдунинская подкованная блоха. Тула очень гордится этим экспонатом, ведь это первое в России бескрылое насекомое с подковами. Совсем недавно эта легенда переехала из музея оружия в «Старую тульскую аптеку», расположенную на пр. Ленина - главной артерии города.


Рассказ Н. Лескова «Левша» посвящен скромному оружейнику. Он превзошел своим умением образованных мастеров из Англии, заставил удивиться тонкости его работы – гвозди для подковы на мельчайшей стальной блохе. Рассказчик передает историю о косом умельце, который умирает вдали от дома. Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений.

Глава 1

Русский император Александр решил прокатиться по Европейским странам, посмотреть чудеса техники и оружия. Вместе с ним путешествовал донской казак Платов. Император удивлялся заморским мастерам, а Платов ничем не восхищался. Он был уверен, что дома есть диковинки и не хуже заморских. Пригласили англичане государя в оружейную кунсткамеру. Они хотели показать, что русские

ничего не умеют и никуда не годятся. Расстроенный Платов выпил водки и лег спать, решив, что утро вечера мудренее.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 4

Блоха начала кочевать: от Александра к попу Федоту, государыне императрице Елизавете, императору Николаю. Чтобы разгадать тайну такого особого отношения к мелкой вещице, нашли Платова. Он и рассказал, что особенного в блохе. Донской казак добавил к истории о заморской штучке, что нечему в ней удивляться. Русские мастеровые могут сделать лучше. Николай Павлович дал поручение передать поделку тульским мастерам, зная что они докажут слова казака.

Глава 5

Атаман выполнил приказ. Он отвез блоху оружейникам. Те попросили оставить поделку на несколько дней. Решил казак выяснить, что хотят мастера сделать, но они ему ничего не сказали. Атаман уехал выполнять волю царя. Заморскую игрушку оставил в Туле на 2 недели.

Глава 6

Трое мастеровых, ничего не объяснив ни домашним, ни друзьям, ушли из города. Одни решили, что они испугались, решили сбежать, но это было не так. У одного из тульчан была интересная внешность:
  • косоглазый;
  • с родимым пятном на лице;
  • волосы на висках были выдраны.
Удивительную табакерку они забрали с собой.

Глава 7

Оружейники из Тулы были очень религиозными людьми. Они отправились в город Мценск. Там стояла древняя икона, высеченная из камня, Николая Чудотворца. Мастера обратились с мольбой к иконе, попросили у нее помощи. Вернувшись в Тулу, закрылись в доме косого Левши . Жители округи пытались разведать, чем занимаются оружейные искусники, но те не выходили на воздух, ни днем, ни ночью.

Глава 8

Атаман Платов очень спешил. Он не давал ямщикам отдыха. Они проскочили мимо на сто скачков. Сам атаман не пошел к мастеровым. Он отправил к ним свистовых (курьеров). Дверь не открывали. Простой люд стал посылать грозный казак. Результат тот же.

Глава 9

От страха простой люд разбежался. Свистовые стали вышибать двери, но они были закрыты на дубовый засов, так просто не поддались. Стали курьеры снимать бревна с крыши и сняли всю. У мастеров в доме был такой спертый воздух, что чуть всех с ног не свалил. Оружейники объяснили, что им осталось последний гвоздь вколотить. Свистовые побежали докладывать, что мастера дело завершили. Бежали с оглядкой, проверяли, не сбегают ли оружейники. В руках один из мастеров держал все ту же табакерку.

Глава 10

Платов взял табакерку, открыл ее. Ничего не изменилось: все тот же орех и та же блоха. Ключик Платов своими крепкими руками взять не смог. Секрет работы они выдавать не стали, и еще больше разозлили атамана. Он решил одного из мастеров забрать с собой. Оружейники попытались спросить, как же товарищ поедет без документов, но Платов ответил им кулаком. Приехав в столицу, нацепил награды и отправился на прием. Связанный оружейник остался у подъезда.

Глава 11

Сделал казачий атаман как положено доклад царю. А тот спрашивает его об английской игрушке. Пришлось атаману рассказать, что блоху вернули прежней. Но Николай не поверил. Он надеялся, что сделано у мастеров что-то сверх их понятия, решил проверить.

Глава 12

Стальную игрушку завели микроскопическим ключиком. Она не стала танцевать, как делала это прежде. Казачий атаман Платов разозлился. Он решил, что сложную технику просто повредили. Пошел к связанному косому, начал его таскать за волосы, бить, ругать за обман. Левша настаивал на своем: они все сделали, но работу можно увидеть через сильный микроскоп (мелкоскоп).

Глава 13

Государь приказал принести ему мелкоскоп. Стал царь крутить стальную игрушку, рассматривая и выискивая изменения, но ничего не заметил. Велел привести к нему Левшу. Спросил, почему не видно их работы. Тот пояснил, что нужно рассматривать каждую пяточку стального насекомого. Удивился царь, это было очень мелко, но мастер настаивал. Посмотрел император Руси в микроскоп и засиял. Взял неумытого избитого парня, расцеловал. А всем, кто был в зале, сказал, что заморскую блоху русские подковали.

Глава 14

Левша добавил, что на подковках выгравированы имена мастеровых. На вопрос, где его имя, парень объяснил, что он делал гвозди, которыми подковы прибиты, а они мелкие, там имя не поставить. Царь поинтересовался, где оружейники взяли такой мелкоскоп. Левша объяснил, что нет у них никакого оборудования, глаз прицелен так, что видит мелкие детали без микроскопа. Атаман извинился перед мастеровым, дал 100 рублей. Николай решил отправить блоху назад в Англию. Курьер был выбран из ученых, знавших языки. Левша должен был находиться вместе с ним, чтобы показать работу и мастерство русских. Тульского оружейника переодели, отправили за границу.

Глава 15

Курьер отнес подкованное насекомое англичанам, Левшу с собой не взял. Захотелось иностранцам посмотреть, кто такой искусный мастер. Они пришли в гостиницу, стали поить, кормить, расспрашивать. Цель была одна – понять, как он всему научился. Но мастер был безграмотным, об арифметике не слышал. Наука в России для Левши шла по двум учебникам: «Псалтырь» и «Полусонник». Что это за книги, англичане не знали. Предложили английские мастера Левше остаться, пообещали родителям денег посылать. Никакие уговоры на русского гостя не действовали.

Глава 16

Левшу возят по заводам, пытаясь уговорить остаться. Многому не удивлялся тульский паренек, говорил, что они тоже так могут. Старое оружие хвалил. Тульский житель просился домой. Посадили его на корабль, идущий в Россию, дали денег, золотые часы. На корабле оружейник поразил полшкипера тем, что выдерживал непогоды. Заключили они пари, пить одинаково.

Глава 17

Пили два новых друга так, что померещились им черт из пучины (русскому) и морской водоглаз (англичанину). Чуть не выкинул полшкипер русского мастерового за борт. Капитан приказал поместить их вниз, дать еды и питья, но не выпускать. Так они добрались до Петербурга. Но здесь пути пошли в разные стороны:
  • Левша – в бедняцкий квартал;
  • полшкипер – в посольский дом.

Глава 18

Англичанина стали лечить настоящие врачи, быстро поставили на ноги. Все посольство старалось помочь выздороветь. Левшу увезли в квартал, бросили на пол, стали требовать документы. Сняли с него его новые одежды, отобрали часы и деньги. Больного решили отправить в бесплатную больницу. Везли на санях, не закрыв ничем, холодного и раздетого. Нигде Левшу без документов не принимали. Оказался он в народной больнице для всех сословий. Там, куда приезжают умирать.
Полшкипер выздоровел и побежал искать русского друга.

Глава 19

Удивительно, но англичанин нашел русского друга, лежащего на полу. Левша хотел передать два слова (секрет заморской страны) государю. Поразился англичанин. Сказал о его человеческой душе, его и выгнали. Посоветовали к Платову обратиться, может он поможет оружейнику. Платов послал полшкипера к коменданту Скобелеву, тот направил к мастеру врача. Доктор ничего уже не смог сделать, Левша умирал. Он попросил передать царю, что в Англии оружие не чистят кирпичом. Доктор поехал к графу Чернышеву, но тот даже слушать не стал, не поняв в словах никого смысла. Велел доктору молчать. Совет мастера умер вместе с ним, а мог бы изменить ход сражений.

Глава 20

Здесь стиль текста меняется, потому что эта глава – размышления самого автора. Он жалеет, что не стало таких мастеров, появились машины, а народная фантазия иссякла. Автор рад тому, что помнят о старине.

Сказ о Левше – история судеб многих талантливых людей. Краткое содержание помогает увидеть сюжетную линию произведения, но проникнуться особенностями языка Николая Лескова, можно только во время чтения полного текста рассказа.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Левша», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Левши отличаются от правшей не только тем, что держат ручку и ложку левой рукой, отличий гораздо больше. То, что у тех и других ведущими являются разные полушария головного мозга, приводит к тому, что они даже мыслят по-разному.

13 августа – День левши. В честь этого события мы решили выяснить, чем же левши отличаются от правшей и кто из знаменитостей пишет левой рукой.

Леворукие люди существовали всегда и везде, но в разных странах к ним относились по-разному. Например, в Древней Греции считали, что левша состоит в родстве с богами и поэтому способен приносить счастье. Почти так же полагали китайцы и индусы. Средневековая Европа же не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде.

В 20-м столетии пыткой для левшей стало насильственное переучивание – их заставляли писать правой рукой. Это происходило и в Советском Союзе. Но потом ученые выяснили, что данная практика вредна, она противоречит законам природы, ведет к задержке в развитии, отклонениям в психике и другим негативным явлениям.

Итак, чем же левши отличаются от правшей?

  • У правшей работает левое полушарие, его называют рационально-логическим. У левшей ведущим является правое полушарие головного мозга. Его называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение.
  • В результате левши гораздо чаще правшей придумывают что-то нестандартное. Кстати, написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Согласитесь, такое не каждому придет в голову.
  • В сложных ситуациях левши медленнее, чем правши, находят способ решения проблемы, но зато он у них получается более оригинальный.
  • Ученые выяснили, что левое и правое полушария делят между собой обработку положительных и отрицательных эмоций. В результате получается, что правши более оптимистичны, а левши пессимистичны. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.
  • Левшам хуже даются точные науки, зато они на шаг впереди в искусстве и спорте.

Большинство приспособлений во все времена делают под праворуких людей: механические мясорубки, швейные машины, большинство автомобилей и множество других, тем самым причиняя некоторый дискомфорт леворуким представителям человечества. Поэтому левшам часто приходится тренировать и правую руку, а это развивает левое полушарие, так что мозгу волей-неволей приходится работать больше. Следовательно, левши прекрасно адаптируются к миру и привыкают к неудобствам.

Самые знаменитые левши: Альберт Энштейн, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи, Бетховен, Моцарт, Микеланджело, Николай Лесков (писатель, автор «Левши»), Владимир Даль, Лев Толстой, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Гарри Каспаров, Виктор Сухоруков, Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Билл Гейтс и многие другие.

Что же психологи говорят о левшах и есть ли особые рекомендации к обычению и воспитанию леворуких детей?

Ирина Иванова, психолог:

Что ни в коем случае нельзя делать, так это заниматься переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. В результате у ребенка возникнет задержка речевого развития, появятся разнообразные логопедические проблемы. Помимо этого не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника. Дети-левши особенно ранимы и впечатлительны. Если накричать на них, они замкнутся в себе и потеряют контакт с родителями.

Существует видеотест, который помогает определить, какое полушарие головного мозга у вас работает в большей степени. Посмотрите, в какую сторону происходит вращение девушки.

Если вы видите, что девушка движется по часовой стрелке, то у вас больше развито левое полушарие (логика, анализ), против часовой – правое (эмоции, интуиция).

Кстати, сосредоточившись, вы можете поменять направление движения девушки. Если это получатся довольно легко, то оба ваши полушария гармонично уравновешены. Те, у кого девушка редко меняет направление движения (или вовсе не меняет), – это люди более практичного, рационального склада с доминирующим левым полушарием мозга.

Много ездил по Европе и осматривал тамошние диковинки. Сопровождал его атаман донских казаков Платов, которому не нравилось, что Государь падок на всё иноземное. Из всех наций англичане особенно старались доказать Александру, что они превосходят русских. Тут уж Платов решил: будет он всю правду монарху в глаза говорить, но русских людей не выдаст!

Лесков «Левша», глава 2 – краткое содержание

Как раз на следующий день поехали Государь с Платовым в кунсткамеру – пребольшое здание, со статуей «Аболона полведерского» в середине. Англичане стали показывать разные военные удивления: буреметры, мерблюзьи мантоны, смолевые непромокабли. Александр на всё это дивился, а Платов лицо отворотил и сказал, что его донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали .

В конце показали англичане царю пистолю неподражаемого мастерства, которую один их адмирал выдернул из-за пояса у разбойничьего атамана. Кто сделал пистолю, они и сами не знали. Но Платов покопался в своих больших шароварах, вытащил оттуда отвёртку, повернул ей – и вынул у пистоли замок. А на нём стояла русская надпись: сделал Иван Москвин во граде Туле.

Англичане страшно сконфузились.

Главные герои сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 3 – краткое содержание

На следующий день Александр с Платовым поехал в новые кунсткамеры. Англичане, решив утереть нос Платову, поднесли там Государю поднос. Был он как будто пуст, но на самом деле лежала сверху маленькая, как сориночка, механическая блоха. Через «мелкоскоп» Александр Павлович рассмотрел рядом с блохой ключик. На пузе у блохи была заводная дырка. После семи оборотов ключа в ней стала блоха танцевать «кавриль».

За эту блоху Государь тут же велел английским мастерам миллион дать и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

На обратном пути с царём в Россию Платов больше молчал и только выпивал с досады на каждой станции квасной стакан водки, закусывал солёным бараночком и курил свою трубку, куда входил сразу целый фунт табаку Жукова.

Лесков «Левша», глава 4 – краткое содержание

Александр I вскоре умер в Таганроге, и на русский трон вступил его брат Николай . Вскоре нашёл он среди вещей Александра бриллиантовый орех, а в нём – диковинную металлическую блоху. Никто во дворце не мог сказать, для чего она служит, пока не узнал об этом недоумении атаман Платов. Он явился к новому Государю и рассказал ему, что было в Англии.

Блоху завели, и пошла она прыгать. Платов сказал, что это – работа тонкая, но наши тульские мастера наверняка смогут это изделие превзойти.

Николай Павлович от брата отличался тем, что был в своих русских людях очень уверен и никакому иностранцу уступать не любил. Поручил он Платову ехать к казакам на Дон, а по пути завернуть в Тулу и показать английскую «нимфозорию» тамошним умельцам.

Лесков «Левша», глава 5 – краткое содержание

Приехал Платов в Тулу и показал блоху местным оружейникам. Туляки сказали, что аглицкая нация довольно хитрая, но взяться против неё с Божьим благословением можно. Посоветовали они атаману пока на Дон ехать, а на обратном пути опять завернуть в Тулу, обещая к тому времени что-нибудь «государеву великолепию достойное представить».

Лесков «Левша», глава 6 – краткое содержание

Блоха осталась у трёх самых искусных тульских оружейников – из них один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны. Эти оружейники, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда съестного и ушли куда-то из города. Иные подумали, что мастера набахвалили перед Платовым, а потом струсили и сбежали, унеся и бриллиантовый орех, бывший футляром для блохи. Однако такое предположение было совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации.

Лесков. Левша. Мульфильм

Лесков «Левша», глава 7 – краткое содержание

Трое мастеров пошли в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться тамошней иконе Николая Угодника. Отслужив у ней молебен, оружейники вернулись в Тулу, заперлись в домике у Левши и принялись за дело в ужасном секрете.

Слышно было из дому только потюкивание молоточков. Все горожане любопытствовали, что же там делается, но искусники ни на какой спрос не отпирались. Пытались к ним проникнуть, делая вид, будто пришли попросить огня или соли, пробовали их даже пугать, что по соседству дом горит. Но Левша лишь высунул свою щипаную голову из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда».

Лесков «Левша», глава 8 – краткое содержание

Атаман Платов возвращался с юга в большой поспешности. Доскакал он до Тулы и, не выходя из коляски, отправил казаков за мастерами, которые должны были англичан посрамить.

Лесков «Левша», глава 9 – краткое содержание

Казаки Платова, добежав до дома Левши, стали стучать, но им не открыли. Рванули они болты у ставень, но те были очень крепкие. Тогда казаки взяли с улицы бревно, поддели им на пожарный манер под кровлю – да всю крышу с домика сразу и своротили. А мастера закричали оттуда, что уже последний гвоздик заколачивают, а потом работу сразу и вынесут.

Стали казаки их торопить. Туляки отослали казаков к атаману, а сами побежали вслед, на ходу крючки в кафтанах застегивая. Левша нёс в руке царскую шкатулку с аглицкой стальной блохой.

Лесков «Левша», глава 10 – краткое содержание

Прибежали оружейники к Платову. Он открыл шкатулку и увидел: лежит там блоха, какая и была. Рассерчал атаман и стал туляков ругать. Но они сказали: пусть он их работу к Государю везёт – тот увидит, стоит ли ему своих русских людей стыдиться.

Боялся Платов, что мастера блоху испортили. Крикнул он, что одного из них, подлецов, с собой в Петербург возьмёт. Схватил атаман за шиворот косого Левшу, бросил в ноги к себе в коляску и помчал с собой, даже без «тугамента» (документа).

Сразу по приезде Платов надел ордена и пошёл к царю, а Левшу велел казакам при подъезде дворца караулить.

Лесков «Левша», глава 11 – краткое содержание

Войдя во дворец, Платов шкатулку с блохой поставил за печку и решил Государю о ней ничего не говорить. Но Николай Павлович ни о чем не забывал и спросил Платова: что же тульские мастера? Оправдали они себя против аглицкой нимфозории?

Платов ответил, что туляки ничего сделать не смогли. Но Государь этому не поверил и велел подать шкатулку, говоря: я знаю, что мои меня не могут обманывать!

Лесков «Левша», глава 12 – краткое содержание

Когда блоху ключиком завели, она лишь усами зашевелила, а кадриль танцевать не могла.

Платов от гнева даже позеленел. Выбежал он в подъезд и стал Левшу за волосы трепать, ругая его за то, что редкостную вещь испортил. Но Левша сказал: ничего он с товарищами не испортил, а на блоху надо в самый сильный мелкоскоп посмотреть.

Лесков «Левша», глава 13 – краткое содержание

Повели Левшу к Государю – прямо, в чём был: одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, а шиворот разорван. Левша поклонился, а Николай Павлович спросил у него: что они в Туле с блохой сделали. Объяснил Левша, что у блохи надо под мелкоскопом рассмотреть всякую пяточку, которой она ступает. Государь как только на блошиную пятку глянул, так весь и просиял – взял Левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, объявив придворным:

– Я знал, что мои русские меня не обманут. Глядите: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!

Лесков «Левша», глава 14 – краткое содержание

Все придворные дивились, а Левша пояснил: если бы был лучше мелкоскоп, то ещё бы увидели, что на каждой блошиной подковинке имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал. Одного только имени Левши там не было, потому что он мельче работал: гвоздики для подков выковывал. Поинтересовался Государь, как же туляки эту работу без мелкоскопа делали. А Левша сказал: по бедности мы мелкоскопа не имеем, но у нас и так глаз пристрелявши.

Атаман Платов у Левши прощения попросил, что за волосы его драл, и дал оружейнику сто рублей. А Николай Павлович приказал подкованную блоху обратно в Англию препроводить и послать вместе с курьером Левшу, чтобы знали англичане, какие у нас в Туле мастера есть. Обмыли Левшу в банях, одели в кафтан с придворного певчего и повезли за границу.

Лесков «Левша», глава 15 – краткое содержание

Рассмотрели англичане блоху в самый сильный мелкоскоп – и сейчас же в сейчас в «публицейских» ведомостях восторженный «клеветон» про неё написали. Три дня англичане Левшу вином накачивали, а потом спросили, где он учился и до каких пор арифметику знает?

Левша ответил, что арифметики он не знает нимало, а вся наука его – по Псалтырю да по Полусоннику. В науках, говорит, мы не зашлись, зато своему отечеству верно преданные.

Тогда стали зазывать туляка в Англии остаться, обещая ему большую образованность передать. Но Левша не хотел принять ихней веры, говоря: «наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее». Англичане обещали его женить и уже хотели делать Левше «грандеву» со своей девицей. Но Левша сказал, что раз он к чужой нацыи обстоятельного намерения не чувствует, то зачем девушек морочить?

Лесков «Левша», глава 16 – краткое содержание

Стали англичане Левшу по своим заводам водить. Хозяйственные порядки их ему очень нравились: всякий работник у них постоянно в сытости, одет в тужурный жилет, работает не с бойлом, а с обучением. Перед каждым на виду висит долбица умножения, и он по ней подсчёты делает.

Но сильнее всего разглядывал Левша старые ружья. Совал он им палец в дуло, водил там по стенкам, вздыхал и удивлялся, что русские генералы в Англии так никогда не делали.

Потом затосковал Левша и сказал, что домой хочет. Посадили его англичане на корабль, и пошёл тот в «Твердиземное» море. На осенний путь дали Левше в Англии байковое пальто с ветряной нахлобучкою на голову. Он в нём на палубе сидел, смотрел вдаль и всё спрашивал: «Где наша Россия?»

На корабле сдружился Левша с одним английским полшкипером. Стали они вместе водку пить и заключили «аглицкое парей» (пари): если выпивает один, то непременно и другой, и кто кого перепьет, того и горка.

Лесков «Левша», глава 17 – краткое содержание

Пили они так до рижского Динаминде – и дошли до того, что оба увидели, как из моря чёрт лезет. Только полшкипер видел черта рыжего, а Левша – тёмного, как негр. Полшкипер взял Левшу на закорки и понёс за борт бросать, говоря: чёрт сразу тебя мне обратно подаст. На корабле это увидали, и капитан велел их обоих вниз запереть, но только горячего студингу им не подавать, потому что у них в нутре может спирт загореться.

Довезли их до Петербурга, тут расклали на разные повозки и повезли англичанина в посланнический дом, а Левшу – в полицейский участок.

Иллюстрация Н. Кузьмина к сказу Н. С. Лескова «Левша»

Лесков «Левша», глава 18 – краткое содержание

К англичанину в посольском доме сразу позвали лекаря и аптекаря. Посадили его в тёплую ванну, дали ему гуттаперчевую пилюлю, а потом положили под перину и шубу. Левшу же свалили в участке на пол, обыскали, забрали часы и деньги, которые дали англичане, а потом непокрытого по холоду повезли на извозчике в больницу. Но так как «тугамента» (документа) у него не было, то ни одна больница его не приняла. Таскали Левшу до утра по всем отдаленным кривопуткам – и наконец доставили в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. Посадили там на пол в коридоре.

А англицкий полшкипер на другой день встал, как ни в чём не бывало, курицу с рысью (рисом) съел и побежал искать своего русского камрада Левшу.

Лесков «Левша», глава 19 – краткое содержание

Полшкипер скоро Левшу нашел. Тот так и лежал на полу в коридоре. Англичанин побежал к графу Клейнмихелю и зашумел:

– Разве так можно! У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

Англичанина за рассуждение о душе человечкиной сразу вон выперли. Посоветовали ему сбегать к атаману Платову, но тот сказал, что теперь уж получил отставку. Добился наконец полшкипер, чтобы послали к Левше доктора Мартын-Сольского. Но когда он приехал, Левша уже кончался, лишь выговорив напоследок:

– Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью Левша перекрестился и помер. Доктор передал его слова графу Чернышеву, однако тот сказал, чтобы он в военные дела не мешался. Чистка кирпичом так и продолжалась до самой Крымской кампании . А доведи слова Левши в свое время до государя, – в Крыму на войне совсем бы другой оборот был.

Лесков «Левша», глава 20 – краткое содержание

Лесков заключает свою повесть словами, что народный миф о Левше метко и верно передаёт дух минувшей эпохи. В век машин подобные умельцы перевелись даже в Туле. Однако не умирает вдохновенный мастеровой эпос – и притом с очень «человечкиной душой».