Аналитическое мышление. Развитие аналитического мышления

Под аналитическим мышлением мы понимаем способность человека в процессе анализа доступной информации использовать логику и принимать на основе этого окончательное решение.

Аналитическое мышление подразумевает ряд умений:

— Делить информацию на составляющие.

— Анализировать как исходную информацию в целом, так и её части.

— Восполнять недостающие звенья информации с помощью логических умозаключений.

При решении задачи аналитическим путём обычно выполняется несколько последовательных шагов:

— Продумываются несколько вариантов её решения.

— Выполняется анализ каждого из них, при этом обращается внимание на все положительные и отрицательные моменты.

— Выбирается наиболее приемлемый вариант.

Для того, чтобы проиллюстрировать проявления аналитического мышления, разберём несколько примеров:

1). Давайте попробуем решить логическую задачу.

Если у стола один из углов отрезать – сколько останется? Если Вы ответите «три» или «пять», то предлагаем подумать аналитически: есть ли у нас все данные для нахождения решения? На самом деле, прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны узнать:

Форму столешницы, ведь столы бывают разные, в том числе треугольные и многоугольные.

Линию реза. Мы можем даже в случае с прямоугольным или квадратным столом отрезать угол возле края – и останется 5 углов, а можем – по диагонали, и останется 3 угла.

2). Попробуем проанализировать предложение. «Теперь времени у неё было – целое богатство: полных две минуты, пока кабина не минует внутреннюю сеть и не окажется на магистрали». (В.Михайлов: «Тогда придите, и рассудим»). Какие выводы мы можем сделать?

Действие происходит в фантастическом мире, так как транспортное средство – кабина, чего в реальном мире пока не существует.

Действие происходит в городе: присутствует сложная транспортная инфраструктура, включающая внутреннюю сеть и магистрали.

Главный герой – женщина.

Вероятнее всего, она – спецагент, поскольку умеет действовать в условиях ограниченного времени (две минуты – целое богатство).

В данный момент героиня спешит. Возможно, от кого-то убегает.

После того, как она окажется на магистрали, должно произойти что-то важное.

Подобный анализ можно использовать в качестве игры-задания, если заранее подобрать предложения-заготовки.

Зачем нужно заниматься развитием аналитического мышления?

Человек с хорошо развитыми аналитическими способностями более эффективен, его решения всегда обоснованы, он быстрее решает проблемы и не боится трудностей. Кроме того, в процессе развития аналитического мышления формируется важная привычка воспринимать поступающую информацию критически, исходя из объективных факторов и пренебрегая субъективными. Выводы, сделанные на такой основе, всегда предпочтительнее в любом деле и при решении любых задач.

Ещё один плюс развитого аналитического мышления – навык предполагать варианты развития событий, просчитывая действия наперёд.

Как развить аналитическое мышление?

Привычку мыслить аналитически можно выработать. Поскольку аналитическое мышление опирается на логику и тесно с ней взаимосвязано, переориентировать свой склад ума на аналитический можно путём развития логического мышления. Головоломки и загадки, логические задачи станут Вам в этом хорошими помощниками.

Логическое и аналитическое мышление – не одно и то же, хотя они и тесно взаимосвязаны. Логическое мышление помогает найти и установить причинно-следственные связи. Посредством логических конструкций и готовых понятий оно даёт возможность анализировать, синтезировать и обобщать информацию.

Аналитическое же мышление отличает наличие чётко обозначенных осознанных этапов и развернутость во времени. Такой подход помогает кропотливо собрать факты, проанализировать, сравнить данные. Оно также подразумевает логический анализ и синтез информации.

Задумались, как развить аналитическое мышление? Вот несколько советов:

Воспринимая информацию из разных внешних источников, выделяйте только факты, сопоставляйте их и анализируйте, не отвлекаясь и не реагируя при этом на эмоциональную составляющую.

Играйте в шахматы и другие игры, требующие выработки стратегии, анализа, удерживания в уме ходов.

Развивайте когнитивные функции мозга. Лучше всего для этого использовать . С их помощью можно существенно улучшить внимание, память и мышление, без которых аналитическое мышление попросту невозможно.

Упражнение для развития аналитического мышления:

Подумайте, какую из текущих проблем Вы могли бы решить без особых усилий (или придумайте несложную проблему). Поставьте перед собой цель найти самое простое и эффективное решение. После этого выполните ряд последовательных действий:

Шаг 1. Найдите варианты решений и выделите те из них, которые кажутся наиболее приемлемыми для Вас.

Шаг 2. Определите вопросы к выбранной проблеме и постарайтесь найти ответы, рассматривая ситуацию с разных сторон: причины возникновения, реакция других людей, ощущения, перспективы, худший и лучший варианты развязки (что будет, если решить проблему не удастся; что Вы выиграете, если сумеете её решить; есть ли смысл Вам этим заниматься).

Ответив на все вопросы и рассмотрев разные варианты, сделайте следующий шаг:

Шаг 3. Примите решение.

Шаг 5. Проанализируйте своё решение.

Попробуйте сделать такое упражнение сначала игрой, а потом – и любимой привычкой.

Аналитическое мышление помогает пониманию и осознанному восприятию информации, благодаря ему легче делать выводы и принимать на их основе решения. Благодаря ему мы устанавливаем причинно-следственные взаимосвязи и получаем общую картину на основе объективных фактов, то есть с минимальной погрешностью.

Желаем Вам успехов в освоении навыков аналитического мышления и других направлениях саморазвития!

Аналитическое мышление как качество личности – способность выделять в анализируемом объекте существенные для него детали, незамеченные для поверхностного взгляда, находить его скрытые причинно-следственные связи; проявлять практический интеллект, логически рассуждать, исследовать объект, ситуацию посредством разбиения ее на более мелкие части, или отслеживания предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.

Как работает аналитическое мышление? Нам задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины: Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника. Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Возьмём простой пример: Два человека спускаются по дымоходу. Один вылез с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться?

Такой вопрос задал Учитель ученику. — Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо! — Ответ неправильный. Подумай логически: ведь тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, взглянет на того, у кого лицо грязное и решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться. - Интересно придумано! - восхитился ученик. - А загадайте мне, Учитель, другую логическую задачу! - Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Но мы ведь это уже выяснили, пойдет умываться тот, у кого лицо чистое! - Это не совсем так. Они оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидев, что напарник пошёл умываться, поймёт, что и у него грязное лицо, и тоже соответственно пойдёт умываться.

Я об этом даже не подумал! Поразительно - я допустил такую глупую логическую ошибку! Учитель, давайте ещё один вопрос! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой - с грязным. Кто из них пойдёт умываться? - Ну… наверное оба пойдут умываться. - Опять неверно. Никто из них не будет умываться. Поразмышляй логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться. Так он поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться. Молодой человек пришёл в отчаяние от такого ответа. - Спросите меня еще о чем-нибудь! - Ладно. Два человека спускаются по дымоходу… - О Господи, дай мне силы! Никто из них не пойдёт умываться!!! - Неправильно. Скажи мне, как вообще может случиться такое, чтобы два человека спускались по одной и той же грязной трубе, при этом один из них испачкал лицо, а другой - нет?!

Человек с проявленным аналитическим мышлением не купится на кажущуюся простоту этого вопроса. Прежде всего, аналитик разделит информацию на отдельные составляющие и начнёт всесторонне анализировать эти составляющие. После этого, аналитик сделает всё возможное, чтобы сгенерировать недостающую информацию посредством логических выводов и умозаключений. Если это задача, то на основе предыдущих шагов он наметит несколько вариантов ее решения. Далее аналитик проанализирует каждый вариант в отдельности, стараясь взвесить все его жирные плюсы и минусы. В конечном счёте, выбирается самый оптимальный вариант.

У Александры Марининой есть героиня Настя Каменская, отличающаяся отменным аналитическим мышлением. Перед лицом самых запутанных и противоречащих данных Каменская не пасует. Она начинает с анализа. Аналитическая способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять те из них, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение. Каменская умеет видеть сразу и целое и детали, быстро ориентируется, способна познавать и выделять в предметах, явлениях наиболее существенное, часто скрытое, умеет отличать видимость предмета, явления от их сущности, за фактами видеть целое, связи, закономерности.

Каменская на новой работе начинает создавать аналитический отдел в ведомстве Заточного. И одним из её первых заданий оказывается анализ возможностей проникновения криминальных структур в учебно-образовательные учреждения МВД.

Анализируя данные по нераскрытым насильственным преступлениям, Настя обнаруживает интересную картину: в одном из районов Москвы уровень насилия резко снизился, а в соседнем - наоборот, повысился, в результате оба эти района образуют знак бесконечности (∞), и центр этой «перевёрнутой восьмёрки» приходится как раз на один научно-исследовательский институт. И тогда становится понятно, о какой бесконечности писал в своей предсмертной записке покончивший с собой сотрудник этого института.

Как относится к аналитическому мышлению Бог? Бог говорит: ««Тот, кто знает, что цель философских изысканий может быть также достигнута и в процессе преданного служения, и понимает, что метод аналитического изучения материального мира и метод преданного служения находятся на одном уровне, тот видит вещи в истинном цвете… Пока человек полностью не освобожден, он должен пользоваться мечом аналитического знания, тело подобно дереву, и анализ – это как ветка дерева, топорище, на которое одевается духовное знание – топор, чтобы срубить само дерево тела, выросшее из невежества. Когда же человек освобожден, и дерево материального отождествления срублено, преданный должен положить этот топор аналитического знания и больше его не трогать».

Человек с проявленным аналитическим мышлением не попадёт в ловушку кажущейся простоты ситуаций.

Многие мнят себя психоаналитиками, но при этом не умеют расставлять приоритеты и делать правильные выводы из своих поступков.

Плодотворное аналитическое мышление – удел мускулистого разума.

Петр Ковалев 2015 год

Очень часто люди, даже обладая талантами, не используют их по назначению и не совершенствуют свои умения. Но не стоит думать, что способности - это врожденная особенность человека. Их можно и нужно развивать, так как они позволяют эффективнее использовать возможности головного мозга. Человек, который имеет аналитические способности, добивается глобальных целей и достигает высот.

Способности или мышление?

В первую очередь не нужно путать такие понятия, как мышление и способности. скорее всего, является врожденной характеристикой. Ко второму критерию можно отнести умение анализировать различные ситуации, которые возникают на жизненном пути, используя специальные логические методы.

Как проверить свои способности?

Проверить, имеет ли человек аналитические способности, совершенно не сложно. Для этого нужно пройти тесты, которые разработаны специалистами. Но можно пойти другим путем, например, оценить собственные мысли и поступки в обычной жизни. Самый простой способ - это поработать с текстом. Человек, обладающий определенными навыками, сможет легко разбить текст на части, выделить смысл и главные мысли, получить новые знания. Если в процессе возникли трудности, значит, аналитические способности - это та область, которую необходимо развивать.

Тренируем мозг!

Многие люди стараются активно работать над собой и развивать свои умения. Но не все понимают, что в первую очередь все усилия необходимо направить на улучшение Ведь именно он оказывает влияние на весь организм.

Никто не может сказать точно, насколько используется но достоверно известно, что не все его ресурсы задействованы. Но люди научились определять, какое полушарие развито сильнее. Определить это несложно, достаточно сделать тест:

Скрестить руки и пронаблюдать, какое предплечье будет сверху;

Сплести пальцы рук и посмотреть, большой палец какой руки будет сверху.

За аналитические способности, логику, письмо и чтение, умение обрабатывать информацию отвечает левое полушарие. Чтобы его развивать, необходимо давать нагрузки на правую часть тела - это могут быть как физические упражнения, так и силовые. Также следует посвящать некоторое время решению задач, где требуется логическое и математическое мышление.

Ролевые игры

В последнее время большой популярностью пользуются тренинги, где проводятся ролевые игры. На размышления времени нет, поэтому участники должны принимать решение и описывать собственные мысли незамедлительно. После этого происходит коллективный разбор ситуации. Такие упражнения положительно влияют на развитие аналитических способностей.

Если нет времени или средств на подобные тренинги, можно организовать их дома. Для этого стоит пригласить друга или товарища, который обладает аналитическим мышлением. Он поможет смоделировать жизненные ситуации и найти неординарные выходы из них.

Головоломки и ребусы

Аналитические способности - это качество, которое полезно развивать еще в школе. Детям предлагают различные задачки, ребусы и головоломки, которые стимулируют мышление. Их можно найти в тематических журналах. Лучше выбирать те, где автор указывает, на что именно направлены упражнения.

Решение таких задачек позволяет развивать мышление. Оно необходимо во всех сферах жизни, поэтому человек, который им обладает, сможет достичь лучших результатов и добиться высоких целей.

Те люди, которые страдают забывчивостью и не могут сосредоточиться на одном деле, скорее всего, имеют слабые аналитические способности. Им необходимо развивать память и работать над тем, чтобы мозг функционировал более эффективно. Специалисты выделяют ряд действенных способов, которые помогают улучшить умственную деятельность.

  • Полноценный сон. Для правильной работы мозга очень важно хорошо высыпаться. Период непрерывного отдыха должен быть не меньше семи часов. Именно во время сна усваивается и сортируется информация. Если рабочий день напряженный, полезно позволять себе небольшой отдых в дневное время.
  • Сиеста. Не стоит приступать к работе сразу же после еды, необходимо сделать небольшой перерыв. В это время можно провести небольшую зарядку, помассировать виски и лоб. Эти меры помогут повысить работоспособность и устранить усталость.
  • Уже давно известно, что она бодрит намного эффективнее, чем чашка кофе. Поэтому после пробуждения нужно делать спокойный пилатес, фитнес или йогу. Они помогут обрести не только бодрость, но и гармонию.
  • Внутренние «напоминалки». Они позволяют задействовать несколько видов памяти, если периодически прочитывать их, повторять про себя и проговаривать вслух. Можно устраивать себе небольшие проверки и пытаться вспомнить все запланированные на день дела.

Задаваясь вопросами о том, что такое аналитические способности, как развить мышление, нужно помнить о главных принципах: больше читать, слушать музыку, играть в игры, хорошо спать и заниматься спортом. Также полезно иногда давать мозгу передышку и переключаться с одного дела на другое.

Стили мышления представляют собой систему интеллектуальных стратегий, навыков и совершаемых операций, к которым личность склонна ввиду своих индивидуальных особенностей.

Традиционно выделяют 5 стилей мышления:

  • Прагматический.
  • Синтетический.
  • Аналитический.
  • Идеалистический.
  • Реалистический.

Стили мышления классифицируются по способу познания мира человеком. Например, люди с аналитическим стилем мышления ориентируются на всестороннее рассмотрение проблемы, ситуации. Они склонны к методичной, тщательной, кропотливой манере решения проблем. До того как принять решение, аналитик разработает максимально подробный план, соберет как можно больше достоверной информации, объективных фактов с обязательным привлечением глубоких теоретических знаний. Такие люди воспринимают мир рациональным, упорядоченным и логичным.

Левое полушарие мозга

Всем известен факт, что лобные доли головного мозга отвечают за мышление более высокого уровня. Левое полушарие прежде всего отвечает за логическое и аналитическое мышление. Также оно в ответе за линейное мышление, чтение, интеллект, язык, правописание и счет.

Как работает аналитическое мышление

Аналитическое мышление включает в себя две составляющие - творческую и формальную. Первая сторона отвечает за поиск качественно нового знания, вторая же классифицирует предметы мира, раскладывает их по полочкам, чтобы в случае необходимости удобно было воспроизвести их в воображении.

Классификацию можно провести на том основании, что все материальные структуры имеют сходное строение, общие признаки и свойства. Незнакомый воспринимаемый объект отражается на множестве ячеек. Тщательное ознакомление с ним ведет к возбуждению отдельных ячеек. Доминирующие ячейки через ассоциации возбуждают системы ранее встречаемых объектов. Определяется их общность с изучаемым объектом, руководствуясь правилами дедукции, наделяем его свойствами и понятиями. Но при этом существуют предположения, идеи, о которых можно только догадываться, так как вывести их логическим путем невозможно. Вот здесь уже подключается творческая сторона мышления.

Развитие аналитического мышления

Самый простой и доступный способ научиться проводить анализ происходящих событий - посещать школу, особое внимание уделяя урокам физики, алгебры и геометрии. Если такая возможность в свое время была упущена, стоит заняться игрой в шахматы, это будет отличная зарядка для мозга. Необходимо будет выработать свою собственную стратегию, при этом постоянно анализируя шаги соперника. Надо постараться не слишком долго думать над каждым ходом, но и не полагаться на авось. Аналогом шахматам могут быть логические задачки, изучение языков программирования, чтение научных статей и анализ прочитанной информации. Развитие аналитического мышления взрослому человеку можно начать с полезного и не очень сложного занятия - планирования своей жизни. Нужно наметить опорные пункты на день, месяц или год. Затем постараться проанализировать полученные результаты. Оформить анализ можно в виде графиков, диаграмм, таблиц. При этом отмечать даты, основные ключевые события. Это поможет как развить аналитическое мышление, так и разумно организовать свою деятельность.

Менеджмент и аналитика

За последние несколько лет в литературе по менеджменту увеличилось количество информации о вопросах глобализации. Специалисты рассматривают бизнес, как правило, с глобальной точки зрения. В связи с этим появляется такое понятие, как «глобальное мышление». Его структура включает новое, более масштабное видение проблем и предусматривает наличие аналитических навыков и способности пользоваться новыми стратегическими концепциями. Глобальное мышление выходит за рамки межнационального мира. Характеризуется мысленной равноудаленностью от всех основных рынков. В новых условиях международного бизнеса все более востребованными становятся руководители, у которых хорошо развито аналитическое мышление.

Стоит ли развивать исключительно одно полушарие мозга

Нежелательно делать упор исключительно на одном полушарии, поскольку гармоничное развитие личности - это все-таки разностороннее развитие. Тренировка одного полушария головного мозга стимулирует деятельность другого так же, как и переутомление одного из них ведет к общей интеллектуальной усталости. Гармоничная тренировка обоих полушарий позволит улучшить память, развить свои природные способности к мышлению, интуиции и воображению.

Назначение:

Аудиовизуальная гипносуггестивная программа (сессия) «Аналитическое мышление» предназначена для развития способности к аналитическому мышлению и формированию аналитического склада ума.

Описание:

Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это:

  1. разбиение информации на отдельные составляющие
  2. всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом
  3. восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений
  4. если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения
  5. далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы
  6. в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант

Примеры аналитического мышления:

1. Дано предложение: «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез» . Какие выводы можно сделать, получив эту информацию? Человек, обладающий аналитическим складом ума, предположит примерно следующее:

  • самый очевидный вывод - событие происходит в светлое время суток (ночью солнца нет)
  • вероятно, на улице довольно неплохая погода (так как в предложении говорится, что солнце светит ярко)
  • данное событие происходит не ранней весной, не поздней осенью и уж точно не зимой (вероятнее всего летом), потому что листва у деревьев есть и имеет ярко зеленый (изумрудный) цвет
  • речь идет о месте, где имеется несколько берез (слово «береза» употреблено во множественном числе)
  • описываемая ситуация происходит в умеренной или холодной части Евразии, либо Северной Америки (в других широтах березы не распространены)
  • этот текст относится к художественной речи (об этом свидетельствует неправильный порядок слов, а также красочные обороты, неприемлемые для публицистики, профессиональной терминологии или делового стиля)

Обратите внимание, все эти выводы сделаны на основе всего нескольких слов благодаря аналитическому мышлению! Вы тоже на это способны!

2. Задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины:

  • Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника.
  • Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.

Кому полезно развить аналитические способности?

Несомненно, способность мыслить аналитически будет полезна каждому, но более всего она пригодиться тем, кто хочет добиться успеха и стать первым в своем деле. Человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он может эффективнее и быстрее решать сложные задачи (жизненные, профессиональные и др.); он делает верные, логически обоснованные выводы даже в случае недостатка сведений; он смотрит на проблему с разных точек зрения, поэтому способен найти оптимальный вариант ее решения; о таком человеке говорят, что он сначала думает, а потом делает.

Установки, содержащиеся в сессии «Аналитическое мышление» способствуют:

  • развитию способности к аналитическому мышлению
  • формированию аналитического склада ума (привычка мыслить аналитически)
  • развитию объективно-критического стиля мышления (не доверять на слово всем и вся, а подвергать анализу поступающую информацию и только потом делать соответствующие выводы)
  • формированию привычки смотреть на всё с разных точек зрения и умения видеть ситуацию, как в целом, так и по частям
  • развитию способности эффективно восстанавливать недостающую информацию путем логических умозаключений (помогает более точно провести анализ)
  • формированию навыка делать достоверные предположения о наиболее вероятных вариантах развития событий (полезно, например, для заблаговременного просчета своих действий)