1 машиностроения д 5 какому относится. Тяжелое машиностроение

Машиностроение - это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин (создание металлических конструкций и изделий).

Факторов, на основе которых размещаются предприятия машиностроения: сырьевой, потребительский, трудоемкость, наукоемкость. Большое значение имеют квалифицированные кадры.

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургии, горнодобывающей промышленности, электроэнергетики и т. п. В большинстве случаев каждое предприятие осуществляет весь производственный цикл от создания заготовки до сборки готовой продукции. Количество выпускаемых изделий невелико. Почти все предприятия располагаются вблизи металлургических баз (Екатеринбург, Орск, Белгород, Барнаул, Красноярск, Иркутск). Исключением является район Санкт-Петербурга, где несколько заводов возникли в историческом прошлом, когда город был столицей Российской империи.

Общее машиностроение. Включает транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для разных отраслей промышленности, кроме легкой и пищевой.

Производство тепловозов сложилось в Центральном экономическом районе (исторический фактор)-- Брянск, Коломна, Муром, Калуга, в Уральском экономическом районе - Камбарка. В Новочеркасске (Северный Кавказ) делают электровозы. Производство вагонов имеет собственную специализацию, например, выпуск тяжелых грузовых ориентирован на районы производства металлов (Нижний Тагил). Пассажирские вагоны или вагоны для электричек выпускают в Центральном (Демихово, Торжок, Тверь, Вышний Волочёк) и Северо-Западном (Санкт-Петербург) районах. Вагоны для метро делают в Московской области (Мытищи) и в Санкт-Петербурге.

Предприятия судостроения и судоремонта имеются во всех морских бассейнах страны. Важнейшие центры судостроения: Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Северодвинск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Таганрог, Астрахань. Центры речного судостроения находятся в бассейнах крупных рек: Нижний Новгород, Волгоград, Тюмень, Тобольск, Благовещенск.

Предприятия авиационной промышленности и ракетно-космической отрасли расположены во многих крупнейших городах страны, где есть высококвалифицированные кадры и значительный научный потенциал: Москва, Воронеж, Смоленск, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Таганрог, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре.

Наиболее четко ориентируется на потребителя сельскохозяйственное машиностроение. Все производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено в городах, расположенных в степной зоне (Ростов, Таганрог, Омск, Красноярск, Биробиджан). Картофелеуборочные комбайны производят в Центральном районе (Рязань, Тула), а комплекс машин для уборки льна выпускается в самой льнопроизводящей области России - Тверской (Бежецк). Силосоуборочные комбайны производит завод в Люберцах (Московская область).

Среднее машиностроение включает автомобилестроение, тракторостроение, а также производства, выпускающие средние по габаритам машины и оборудование для разных отраслей хозяйства.

Для автомобилестроения характерны крупные предприятия, ориентированные на квалифицированный труд. Грузовые автомобили производят в Москве («ЗИЛ»), Нижнем Новгороде («ГАЗ»), Набережных Челнах («КАМАЗ»), Миассе («Урал»), Ульяновске «УАЗ»). Легковыми автомобилями потребителя почти на 80 % обеспечивает Волжский автомобильный завод в Тольятти («Жигули», «Лада», «Самара», «Нива»). Остальную часть выпускают заводы в Ижевске («Иж»), Москве («Москвич», «Святогор», «Князь Владимир»), Ульяновске («УАЗ»), Нижнем Новгороде («Волга», «ГАЗель»). На производстве малолитражных автомобилей («Ока») специализируются заводы в Серпухове и Набережных Челнах. Совместно с зарубежными фирмами стали выпускать автомобили заводы в Ростове-на-Дону, Калининграде, Елабуге. Постепенно увеличивается производство автобусов (Ликино, Голицыне (Московская обл.), Павлове (Нижегородская обл.), Курган, Краснодар, Ульяновск, Набережные Челны, Белгород, Омск) и микроавтобусов (Нижний Новгород, Ульяновск).

Первые тракторные заводы появились в зерновых районах. В 30-е гг. были построены три: в Волгограде (Сталинграде), Челябинске и Харькове. Впоследствии стали выпускать продукцию заводы в Липецке, Владимире, Рубцовске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.

Точное машиностроение ориентировано на районы с высокой технической культурой трудящихся. Как правило, это крупные городские агломерации. Большинство заводов этого профиля выпускало продукцию двойного назначения: для общего потребления и для ВПК.

Мой племянник решал, какую специальность освоить после школы. Остановился на факультете машиностроения. Оказалось, что на нём предлагается масса кафедр: нефтегазового и химического машиностроения, технологии горного машиностроения и т. д. Сколько же отраслей в данной промышленности?

Машиностроение

Рассматриваемое производство является отраслью обрабатывающей промышленности, которая специализируется на изготовлении всевозможного оборудования, средств производства, машин. Продуктом конечной стадии производства могут быть предметы или совокупности предметов, которые изготавливаются на предприятии. Для судостроительного завода изделием является судно, для тракторного - трактор, для завода по производству заготовок - кованка, отливка.


Стандарты выделяют такие виды изделий: детали, заготовки, сборочные единицы, комплекты и комплексы.

Основные отрасли машиностроение

Данное производство имеет структуру с размахом, состоящую из, внимание, более 70 разнообразных отраслей. Перечислять все, с вашего позволения, я не буду, а назову лишь основные. Главными стоит окрестить такие направления: изготовление самолётов, электроника, станкостроение, робототехника, изготовление вагонов и локомотивов, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Всё изобилие отраслей, объединяется в группы:

  • точное машиностроение;
  • тяжелое;
  • общее;
  • ремонт машин, оборудования;
  • среднее;
  • производство металлических изделий, заготовок.

Точное представлено направлениями: приборостроением, электротехнической промышленностью, электронным машиностроением, радиотехникой. Общее - судостроением, железнодорожной, авиационной и ракето-космической промышленностями, а также изготовлением оборудования для иных направлений машиностроения. Тяжёлое - горно-шахтным, энергетическим и металлургическим машиностроением.


Среднее - автомобилестроением, робототехникой, тракторостроением, производство бытовых приборов, станкостроением. Под производством металлических изделий подразумевают изготовление мелочей: ножей, фурнитуры, столовых приборов, проволоки, гвоздей.

Сейчас машиностроение мира – огромная сфера промышленности, но зародилось оно еще в XVIII веке. Ее родоначальником можно назвать Великобританию. Со временем распространились и в наш век – это одна из главных составляющих промышленности всей планеты.

Общая информация

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

Отрасли машиностроения

Разделяют на три группы:

  • общее машиностроение;
  • транспортное машиностроение;
  • электротехническое машиностроение.

К общему машиностроению относится тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования и другие. Разнообразие продукции – оригинальная черта этой отрасли.

Транспортное машиностроение разделяется на несколько узкопрофильных отраслей, среди которых автомобилестроение, судостроение, авиаракетно-космическая промышленность, производство ж/д оборудования. Транспортное машиностроение имеет как гражданскую направленность, так и военную.

Машиностроение мира

Автомобилестроение

Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.

К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто. В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась. Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.

В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах. Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США. Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.

Отрасль в настоящее время

Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы. В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн. Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.

Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:

  • автобусы;
  • спец. транспорт;
  • малолитражные грузовики.

90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.

Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы. Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG. На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Судостроение

В последние годы в строительстве пассажирских лайнеров заметен ощутимый спад. Спуск же на воду специальных судов, таких как танкеры, ледоколы и контейнеровозы увеличился. Производство кораблей плавно перебазировалось из Европы в Азию и США. Южная Корея и Япония сейчас неоспоримые лидеры по строительству морских судов.

Ж/Д производство

Старейшая из отраслей, к которой относится производство локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, железнодорожного оборудования, сейчас испытывает проблемы. Виной этому измененная география производств. Теперь строительством поездов все больше занимаются в странах Азии, таких как Индия и Китай. Европа же делает ставку на современные скоростные поезда.

Электротехническое машиностроение – самая наукоемкая отрасль и самая прогрессирующая. В последнее время наблюдается спад производства бытовой электротехники и увеличение производства микросхем.

Лидерами в этой отрасли являются фирмы США, Японии и Южной Кореи. Китай, Тайвань и другие азиатские страны стремительно развиваются в этом направлении.

География отраслей машиностроения

Успешное развитие машиностроения требует определенных ресурсов.

  • Научные центры. Позволят внедрить в производство новые технологии.
  • Развитая инфраструктура. Отличная сырьевая база и сбыт продукции.
  • Потребитель. Предприятиям требуется стабильный спрос на продукцию.
  • Рабочая сила. Квалифицированные специалисты уменьшают риск возникновения брака и влияют на скорость производства.

Машиностроительная промышленность условно разделена на 4 региона: Северную Америку, Западную Европу, Азию, страны бывшего СССР.

Североамериканский регион включает таких крупных производителей, как США, Канада и Мексика. Стоимость реализуемой продукции составляет 1/3 от общемировой. Еще 1/3 приходится на Европу, где главными экспортерами являются Германия, Франция и Британия. В азиатском регионе лидирующую позицию занимает Япония. Также крупным восточным экспортером в последние годы считается Китай.

Россия бесспорный лидер и основной производитель среди стран бывшего СССР, но на мировой арене отечественное машиностроение наиболее известно в военной сфере. Авиационные и космические разработки российских ученых стабильно привлекают зарубежного потребителя. В других отраслях Россия значительно отстает от иностранных конкурентов.

До недавнего времени крупные компании располагались в достаточно развитых странах и составляли 90% от всего мирового машиностроения. Сейчас наблюдается обратная тенденция и в развивающихся странах находятся уже 25% производств.

Новая география обусловлена недорогой рабочей силой, привлекающая ведущие компании открывать в азиатских странах филиалы. Обычно на таких предприятиях работа несложная и часто сводится к простой сборке техники из предоставленных комплектующих.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.

  • США – 405 млрд долларов;
  • Япония – 310 млрд;
  • Германия – 302 млрд;
  • Франция – 141 млрд;
  • Великобритания – 138 млрд;
  • Китай – 120 млрд;
  • Канада – 105 млрд.

Страны-лидеры в некоторых отраслях:

  • Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
  • Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
  • Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
  • Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
  • Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.

Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:

  • Япония;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Канада;
  • Корея.

Из развивающихся стран в этом списке:

  • Китай;
  • Тайвань;
  • Сингапур;
  • Индия;
  • Турция;
  • Мексика;
  • Бразилия.

Вспоминаем

● Как бы вы назвали отрасль промышленности, которая производит машины? ● Какие полезные ископаемые и какое сырье необходимо для производства машин? ● Какие машины используют для перевозки пассажиров, грузов, в промышленности и в сельском хозяйстве?

Ключевые слова

Машиностроение; станкостроение; судостроение; автомобилестроение.

1. Понятие о машиностроении. Машиностроение - это самая сложная отрасль промышленности, которая занимается производством машин, станков, оборудования, приборов. (рис. 151). Она возникла примерно 200 лет назад в Англии и в настоящее время включает около 70 подотраслей. Машиностроение занимает первое место по производству продукции среди всех отраслей мировой промышленности.

Производство любой машины состоит из трех стадий: заготовки деталей (литье, штамповка), их обработки на станках и сборки.

Каждая машина состоит из большого количества различных частей (деталей). В самолете, например, их более 120 тыс., а в электровозе - более 210 тыс. Многие из них машиностроительный завод не производит, а получает с других заводов. Этим объясняются тесные связи машиностроительных заводов между собой, а также с другими отраслями промышленности: химической, строительной, деревообрабатывающей.

2. Основные отрасли и продукция машиностроения. Основным сырьем для машиностроения служит металл. Почти все машины и оборудование изготавливаются из стали или сплавов стали с цветными металлами. Поэтому машиностроение тесно связано с черной и цветной металлургией.

Каждая отрасль машиностроения выпускает определенный вид машин. В зависимости от выпускаемой продукции оно делится на станкостроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, электронику, приборостроение и многие другие отрасли (рис. 152).

Станкостроение - отрасль машиностроения, выпускающая металлорежущие и деревообрабатывающие станки. Новейшее станкостроение ориентировано на выпуск робототехники. Первое место в мире по производству, использованию роботов и их продаже на мировом рынке занимает Япония.

Во многих странах мира (Японии, США, Германии) промышленные роботы широко используются в горячих цехах металлургических заводов, выполняют сварочные, покрасочные, погрузочно-разгрузочные работы. Для безопасности человека с помощью роботов перемещают радиоактивные вещества.

Страны с развитым станкостроением - Германия, США, Япония. Они выпускают особо сложные дорогостоящие станки. Специализация на производстве более простого, но массового станочного оборудования характерна для Китая, Индии.

Судостроение - старейшая отрасль транспортного машиностроения (рис. 153). Особенно велика роль морского транспорта в мировых грузоперевозках. С этой целью создаются специализированные грузовые суда (танкеры) для перевозки нефти и нефтепродуктов, суда-сухогрузы, суда-рефрижераторы. Большое значение имеют туристические (круизные) пассажирские лайнеры, а также научно-исследовательские суда, морские буровые платформы, военные суда и др.

До второй мировой войны судостроение было развито в странах Западной Европы, особенно Великобритании. В 1970 г. на первое место вышла Япония. На современном этапе в мировом судостроении происходят изменения. Так, Республика Корея заняла второе место по производству судов, обогнав Германию. Активно развивается судостроение в Бразилии, Сингапуре, Китае. Судостроение США, некогда крупнейшее в мире, в настоящее время специализируется на строительстве военных судов.

Особую роль в транспортном машиностроении играет автомобилестроение . В мире насчитывается более 30 стран, в которых развито автомобилестроение. Ежегодно производится легковых, грузовых автомобилей и автобусов свыше 60 млн, в том числе более 35 млн легковых (рис. 154). По объемам их производства выделяются США (рис. 155) и Япония.

В настоящее время в развитии автомобилестроения лидируют три региона: Западная Европа (Германия, Франция, Испания), Азия (Япония и Республика Корея), Северная Америка (США и Канада). Кроме того, автомобильная промышленность развивается в Южной Америке (Бразилия и Аргентина), Австралии, Китае и России.

Из других отраслей транспортного машиностроения развита авиационная (рис. 156) и ракетно-космическая промышленность, которые тесно связаны с развитием военной промышленности (боевые самолеты, вертолеты, ракеты, военные суда), а также производство атомно-энергетической техники.

Самой быстрорастущей отраслью современного машиностроения является электротехническая и электронная промышленность. Это и самая наукоемкая и динамичная отрасль. На долю США приходится 3/4 выпускаемой ракетно-космической и 2/3 электронно-вычислительной (особенно военной) техники.

В целом в мире только в США, Японии и Германии развиты почти все отрасли машиностроения.

Трудно представить себе жизнь и деятельность современного человека без продукции электронной промышленности - компьютеров, теле- и радиоаппаратуры. Еще труднее представить самолеты и космические корабли без электронных приборов, сверхчувствительной аппаратуры и робототехники. Развитие этой отрасли определяется наличием исследовательских институтов, лабораторий, высококвалифицированных специалистов.

3. Связь машиностроения с другими отраслями хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого количества отраслей, которые тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение производит горно-шахтное оборудование для добывающей промышленности (нефтяной, газовой, угольной), оборудование для ядерной энергетики, черной и цветной металлургии, химической, легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение тесно связано с сельским хозяйством: поставляет ему тракторы, сельскохозяйственные машины, автомобили. Особенно тесная связь машиностроения с транспортом. В этой сфере используются автомобили, тепловозы, электровозы, вагоны, в том числе и для метрополитена, морские и речные суда, самолеты и вертолеты.

Проверь себя

    Какое сырье использует машиностроение?

    Из каких отраслей состоит машиностроение?

    Какие отрасли входят в транспортное машиностроение?

    Какую продукцию производят машиностроительные предприятия?

    Какая связь машиностроения с другими отраслями хозяйства?

    *Какие отрасли машиностроения развиты в Республике Беларусь? Какую продукцию они производят?

Практическое задание

*Перепишите таблицу «Отрасли машиностроения» и заполните ее, используя текст учебного пособия.

Это интересно

В Японии имеется несколько «безлюдных» заводов, где почти все производство обеспечивается роботами. Роботов используют также в местах с повышенной загазованностью воздуха, шумностью оборудования, опасных для человека - для разминирования, проведения космических и подводных исследований. Создан робот-геолог, который может работать в океане на глубинах до 6000 м. В США морские роботы заменяют водолазов. В Германии и других странах роботы работают даже в полиции: им «поручают» открывать автомобили, если подозревают, что в них заложена взрывчатка. Уже созданы роботы-учителя и роботы, заменяющие музыкантов, официантов, уборщиц. Многие задания роботы выполняют гораздо быстрее и точнее человека. Это касается контроля и сложных сборочных операций, требующих высокой точности. С внедрением роботов можно будет ликвидировать некоторые малоквалифицированные профессии и освободить людей от однообразного и подчас тяжелого труда.

Конкурс знатоков

Какие страны являются лидерами по вывозу легковых автомобилей? Что называется «автомобильными войнами»? Между какими странами чаще всего они бывают? Почему?

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.